Компания «Коммед» отличается системным подходом к управлению своим развитием. Она уже давно пережила период интуитивного восприятия рынка, прошла и этап, обозначаемый как «горький опыт». Теперь компания строит планы по выходу на иной уровень, думает об использовании международных стандартов управления. Западный стиль прививает генеральный директор Сергей Билаш*, который сейчас проходит обучение в Открытом университете Великобритании. В этом же вузе вместе с ним учатся еще 5 топ-менеджеров компании.

Своими главными успехами в управлении компанией Сергей Билаш считает переход от результативного ведения бизнеса к эффективному управлению, рост квалификации сотрудников и создание сплоченной команды менеджеров среднего звена. Сегодня бизнес компании сосредоточен в основном в одном направлении — сетевая интеграция. Его доля в общем обороте компании колеблется в пределах 60—70%. При этом доля поставок оборудования вне проектов сократилась с 35% в 2001 г. до 10% в 2003 г., поскольку к направлению сетевой интеграции в 2003 г. добавились услуги по ИТ-консалтингу и внедрению прикладного ПО (по 10% оборота). С появлением этих новых направлений изменилась и структура прибыли. Доля от сетевой интеграции сократилась с 70% в 2001 г. до 55% в 2003 г., вклад ИТ-консалтинга в прибыль составляет 10%, внедрения прикладного ПО — 20%.

«Мы стараемся работать в тех сегментах, где прибыльность выше, а преимущества региональной компании очевиднее. Из новых направлений стоит отметить внедрение ERP-систем, защиту информации, создание систем интеллектуальных зданий» — Сергей Билаш, генеральный директор

Сегодня в регионе не удается получать достаточную прибыль на поставках техники из-за низкой маржи, сильна конкуренция со стороны столичных игроков. Имея за плечами опыт собственных разработок и внедрения прикладных программ для банковской деятельности, «Коммед» пришла к выводу о необходимости предлагать клиентам решения крупных мировых поставщиков. Несколько сотрудников «Коммед» сертифицированы по Microsoft Navision, ведется подготовка к внедрению этой системы у клиентов, начато внедрение Microsoft Navision в самой компании. В настоящее время «Коммед» — первая из ИТ-компаний региона — начала процедуру подготовки к сертификации системы качества в соответствии со стандартом ИСО 9001.

Большое значение Сергей Билаш придает расширению территориального влияния «Коммед». Сегодня компания ведет бизнес не только в Омской области, но и в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

За последние два года оборот компании вырос более чем в 1,5 раза с 92 млн. руб. (в 2001 г.) до 150 млн. руб. (в 2003 г.). «Коммед» была отмечена как одна из ведущих региональных компаний по объему инсталляций многопроцессорных серверов IBM. На базе компании планируется создание центра компетенции этой корпорации.

Но есть в работе компании и немалые сложности, о которых руководство «Коммед» говорит достаточно откровенно. Так, в свое время из-за недостатка финансовых средств у клиентов «Коммед» предлагала им различные варианты финансирования (кредитование, отсрочки или рассрочки платежей, взаимозачеты). Сейчас же Сергей Билаш отмечает, что необходимость вложения немалых собственных средств в развитие компании привела к тому, что сотрудники не получали вознаграждения, достойного их квалификации и затрачиваемых усилий. Вероятно, теперь компания намерена восполнить этот пробел.

* Вошел в число победителей конкурса «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний», проведенного редакцией CRN/RE осенью 2001 г.