Спад в индустрии ИТ не обошел и компанию AMD, и 2000—2002 гг. были для нее нелегкими. Но как сообщил прибывший в Москву исполнительный вице-президент AMD по продажам и маркетингу Анри Ришар, компания «сумела перестроиться», и за прошлый год ее бизнес вновь стал прибыльным, а оборот составил 3,5 млрд. долл.

В приведенных им данных за 2003 г. обращает на себя внимание, что продажи компонентов флэш-памяти превысили продажи процессоров (соответственно 628 и 571 млн. долл.). Это обусловлено значительным ростом продаж компонентов флэш-памяти после образования* предприятия FASL LLC.

В то же время Анри Ришар отметил, что основой бизнеса AMD продолжают оставаться процессоры, которые более прибыльны, чем компоненты памяти. В этом году производитель расширяет спектр производимых процессоров: к высокопроизводительным Athlon 64 и массовым Athlon XP добавится новый процессор Sempron, выпуск которого намечен на 17 августа. «На базе Sempron могут собираться недорогие ПК, обеспечивающие необходимую производительность для базовых приложений, что позволит значительно расширить аудиторию людей, впервые приобретающих компьютер для обучения, работы и доступа в Интернет. Я уверен, что в России, как и в ряде других стран с быстро развивающимся рынком ИТ, этот процессор найдет широкое применение», — сказал вице-президент AMD.

Популярность процессоров AMD в нашей стране растет. По словам главы московского представительства AMD Александра Беленького, ссылающегося на данные Gartner, если в конце 2002 г. доля систем на базе процессоров AMD составляла всего 14,2%, то к началу текущего года она выросла до 23,4%, а сейчас превышает 24%.

«Готовясь к выходу Sempron, московский офис расширяет свой канал сбыта. Как сообщил Александр Беленький, у вендора появился второй (после R&K) авторизованный дистрибьютор — компания ISA Hardware, входящая в международный холдинг ASBIS. У AMD появился еще и ассоциированный** дистрибьютор, которым стала Trinity Group, объединяющая компании Neo Group и Trinity Logic. Теперь через дилерскую сеть этих дистрибьюторов в регионы России будут поставляться «коробочные» версии процессоров AMD. По словам Беленького, производитель пока не намерен увеличивать число прямых партнеров, хотя хочет иметь в России более широкий канал сбыта своих процессоров. ПК и серверы на базе процессоров AMD начали поставлять и такие известные производители, как НР, IBM и Sun Microsystems, которые активно работают в России.

В прошлом году глава московского офиса AMD сетовал на то, что партнерам, предлагающим компьютеры на процессорах AMD, не удается преодолеть «искусственные преграды», возникающие при попытках участия в тендерах. Так, в условиях большинства тендеров записывалось, что поставляемые компьютеры должны быть собраны на процессорах с определенной тактовой частотой, что исключало из рассмотрения компьютеры на процессорах AMD, в маркировке которых этот показатель отсутствует. «Мы активно работали весь год и нам удалось эти барьеры сломать, — заявил Александр Беленький. — Первым прорывом стал выигранный тендер в рамках программы «Дети России» на поставку более 10 тыс. ПК на базе Athlon XP 2200+ в Южный федеральный округ. И я уверен, что это первый, но не последний тендер, который выиграют наши партнеры, поставляя ПК и серверы с процессорами AMD». Он привел также примеры внедрения кластеров серверов на базе Opteron в компаниях «Комстар», «Рамблер», «КнаАПО», в ряде исследовательских центров РАН, в МВД РФ и др.

Преодолевает барьеры компания AMD не только в России — по ее настоянию Комиссия Европейского союза запретила в условиях конкурсов на поставку компьютеров указывать частоту процессоров в числе необходимых требований. По словам Анри Ришара, дело об использовании Intel ее доминирующей позиции на рынке и о ее неправомерных действиях было начато Европейской комиссией еще в 2001 г., а сейчас слушания возобновились.

* В 2003 г. компании AMD и Fujitsu основали совместное предприятие FASL LLC (соотношение долей 60:40) и стали дистрибьюторами выпускаемых им компонентов флэш-памяти под маркой Spansion. Если в 2001 г. доля AMD на рынке флэш-памяти NOR составляла 12%, Fujitsu — 8%, а Intel — 60%, то в конце прошлого года доля Intel сократилась до 22%, а продукты Spansion захватили более 36% рынка (по данным AMD).
** Ассоциированный партнер AMD закупает продукты у крупного европейского авторизованного дистрибьютора и продает их на локальном рынке на правах местного дистрибьютора.