«Два прошедших года стали трудными для российского проекционного рынка, — считает представитель одного из вендоров, работающих на этом рынке. — Девальвация рубля и общая сложная экономическая обстановка привели к почти 50%-ному снижению продаж в целом. Наиболее существенно продажи сократились в сфере образования. Интеграционный и корпоративный рынки выглядят лучше, но тоже далеки от своих оптимальных показателей. Однако рынок неоднороден, в последнее время четко прослеживаются три направления с положительной динамикой: сокращение бюджетов учреждений и желание сэкономить привели к тому, что продажи устройств с разрешением SVGA прибавили 13%. Растут продажи аппаратов с яркостью 3000–3999 лм и бюджетных Full HD-устройств. Некоторые производители в этом сегменте прибавили более 10%. Также наблюдается неплохой рост продаж проекторов для домашнего кинотеатра. Увеличился спрос на аппараты с разрешением Full HD в корпоративном сегменте, а также в сфере образования: сегодня крупные производители выпускают Full HD-проекторы для всех ценовых сегментов. Говоря об основных функциях проекторов, надо отметить, что сейчас происходит смена MUST HAVE в разных сегментах рынка. К примеру, у устройств для домашнего кинотеатра наблюдается переход от 2D к обязательному 3D, а стандартным разрешением становится 4K, которое приходит на смену Full HD и 2K. У пользователей инсталляционных проекторов вырос интерес к лазерным технологиям: срок службы этого источника света — 20 тыс. часов непрерывной работы. Также в инсталляционном сегменте всё чаще используют сшивку проекторов для создания изображений разной конфигурации. Практически все инсталляционные проекторы сейчас поддерживают технологию HDBaseT™, растет доля 4К-аппаратов. Развивается направление BYOD и решения для совместной работы, любое устройство сейчас может стать источником трансляции контента. Поэтому большинство проекторов совместимы с ОС Android и iOS и готовы работать с мобильными устройствами».

А вот мнение о ситуации в данном сегменте аналитиков.

Компания ITResearch обнародовала итоги первого полугодия 2016 г.. К сожалению, падение продолжилось, хотя и не с такими обвальными темпами, как в 2015 г. Всего было продано чуть более 31 тыс. проекторов на 31,5 млн. долл. Снижение относительно аналогичного периода прошлого года составило около 11% как в натуральном, так и в денежном выражении. При этом довольно слабыми были оба квартала, правда, все-таки с некоторым трендом к улучшению.

Одной из основных причин слабости рынка стало, по мнению аналитиков, отсутствие значимых тендеров в сфере образования, без которых рынок проекторов способен только сжиматься.

Группа лидеров все последние годы довольно стабильна, в натуральном выражении это Acer, BenQ и Epson (перечислены в алфавитном порядке). Однако концентрация рынка по сравнению с 2015 г. резко снизилась: если годом ранее суммарная доля лидеров была близка к 62%, то в первом полугодии 2016 г. она составила уже только около 53% — сказывается давление со стороны дешевых проекторов участников «второго эшелона».

Впрочем, отчет этой же аналитической компании об итогах продаж за сентябрь звучал гораздо более оптимистично. В частности, в нем говорится, что за указанный период на российском рынке проекторов было продано около 10 тыс. устройств на сумму в 9,6 млн. долл. По сравнению с августовскими показателями рынок прибавил еще 8%, что в целом неплохо для уже начавшегося «высокого сезона».

Однако месяц назад, после резкого роста в августе, аналитики предупреждали: «Какого-то супероптимизма на рынке не наблюдается, и мы не удивимся, если по итогам сентября динамика опять уйдет в „красную зону“». Этот прогноз полностью подтвердился: по сравнению с сентябрем 2015 г. рынок стал меньше примерно на 3%. При этом, скорее всего, в октябре динамика опять будет положительная.

Лидирующая тройка осталась в привычном виде: Acer, BenQ и Epson (в алфавитном порядке). При этом сохранился высокий уровень концентрации рынка. Суммарная доля лидеров была близка к 65%, что примерно сопоставимо с августовским и июльским показателями. Такая консолидация обычно характерна для самых кризисных моментов рынка, которые лидеры преодолевают лучше, чем второй и третий эшелон.

А теперь самое время выяснить, что думают о работе вендоров на этом рынке партнеры второго уровня.

Претенденты

В 2014 г. список претендентов на звание «Чемпион канала» в данной номинации был более чем представительным. Редакция вместе с участниками канала продаж насчитали 26 производителей, которые предлагают свои проекторы российским потребителям: Acer, ASK Proxima, ASUS, Barco, BenQ, Canon, Casio, DELL, Digital, Epson, Hitachi, InFocus, JVC, LG, Mitsubishi, NEC, Panasonic, Philips, Projectiondesign, Samsung, Sharp, Sim2, Sony, Toshiba, ViewSonic, Vivitek.

А вот преодолеть порог канальности смогли меньше половины — всего 12: Acer, Barco, BenQ, Canon, Epson, Hitachi, InFocus, NEC, Panasonic, Sony, ViewSonic, Vivitek.

Спустя два года вендоров, желающих победить в этой номинации, стало больше — 27: Acer, ASUS, Barco, BenQ, Canon, Casio, Christie, DELL, Digital, Epson, Hitachi , InFocus, JVC, LG, Mitsubishi, NEC, Optoma, Panasonic, Philips, Projectiondesign, Samsung, Sharp, Sim2, Sony, Toshiba, ViewSonic, Vivitek.

Но выйти во второй тур смогли только семь игроков: Acer, BenQ, Epson, NEC, Optoma, Panasonic, Vivitek.

Понятно, что при таком сжавшемся «конкурсе» наряду с основным вопросом, кто и какие места в этой пятерке займет, возникает еще один не менее интересный: какие компании остались за пределами призовой пятерки.

Представляем победителей

Номинацию «Проекторы» можно назвать одной из самых стабильных в рейтинге CRN/RE: четыре из пяти финалистов сохранили за собой места, полученные два года назад. Что касается пятого, то его участники опроса решили поменять на другого производителя. Вот так в призовой пятерке появилась компания Vivitek. Пока этому вендору не удается конкурировать со старожилами проекта на должном уровне. Он получил не просто самую низшую итоговую оценку среди призеров (30,561 балла), но и шесть минимальных баллов за критерии работы поставщика (кроме «Соотношение цена/качество» и «Маркетинговая поддержка партнеров»).

Напомним, что в настоящее время в ассортименте Vivitek более 50 моделей проекторов для разных сфер. Изначально компания фокусировалась на производстве бюджетных аппаратов для сферы образования и портативных для корпоративного рынка, но в последние годы особое внимание уделяется инсталляционным проекторам для больших помещений.

Компания значительно расширила продуктовую линейку в этом сегменте: сейчас в нее входят проекторы со встроенной и сменной оптикой, яркостью от 5 000 до 11 000 ANSI-лм и разрешениями от XGA до WUXGA.

В 2016 г. вендор выпустил новый класс инсталляционных устройств с лазерно-фосфорным источником сета яркостью 8000 ANSI-лм, модель U8090Z. В планах на будущее — более яркие модели.

Хитами продаж стали компактные проекторы Qumi на основе светодиодного источника света.

Пару месяцев назад в представительстве Vivitek произошли изменения. В команде появились два новых человека, которые отвечают за развитие канала продаж инсталляционных проекторов и систем для совместной работы Vivitek Novo. Они работают с конечными заказчиками на всей территории России.

Надеемся, что партнеры производителя по достоинству оценят все эти перемены.

А вот компания BenQ, которая стоит на одну ступеньку выше Vivitek, расположилась здесь еще в 2012 г. По оценкам аналитиков, этот производитель входит в тройку лидеров проекторного сегмента российского ИТ-рынка. И судя по всему, каналу продаж высоко ценит ее продукцию: у него и в 2014 г. не было никаких нареканий к этому вендору. Более того, тогда именно BenQ была признана его участниками лучшим финалистом по критерию «Соотношение цена/качество». Надо сказать, что их мнение за два года не изменилось. В результате Vivitek набрала 32,551 балла, а отрыв от ближайшего конкурента составил почти 2 балла.

Шестой раз подряд в тройку лучших вендоров в номинации «Проекторы» входит компания NEC. И в этом году она получает уже пятую «бронзу». Напомним, что в 2014 г. партнеры посчитали, что у этого вендора не очень хорошо обстоят дела с такими критериями, как «Активность в продвижении продукции» и «Маркетинговая поддержка партнеров». Итоговая сумма всех оценок была равна 31,331 балла.

Судя по результатам голосования-2016, вендор поработал над ошибками и избавился от одной из низших оценок — за «Активность в продвижении продукции». А параллельно получил еще и одну высшую — за прибыльность продукции. Таким образом, ему удалось значительно улучшить свое достижение двухгодичной давности — общая сумма оценок теперь равна 33,351 балла.

Пожалуй, самое большое событие, которое произошло в российском офисе вендора, — смена руководителя. В настоящий момент должность главы представительства NEC Display Solutions в России занимает Инна Сорокина. Как эти изменения повлияют на положение компании в итоговой таблице, узнаем через два года.

И еще об одном финалисте. Два года назад партнеры поставили на второе место компанию Panasonic. Они посчитали тогда, что у продукции производителя есть один недочет — «Соотношение цена/качество». Два года спустя они вновь указали на этот критерий работы с каналом. Тем не менее серебряный знак отличия не отобрали и записали в копилку производителя 33,936 балла.

В представительстве компании перечисляют основные события последних двух лет: «В 2015 г. Panasonic заняла первое место в деньгах с долей 16,3% (данные аналитического агентства PMA), сделав ставку на два ключевых сегмента: короткофокусных проекторов, где наша доля достигла почти 30% в деньгах, и инсталляционных со световым потоком более 5000 лм, где Panasonic занимает около 50% в деньгах (в сегменте проекторов со световым потоком 20 тыс.лм. — около 60%). Мы продолжаем фокусироваться на дифференцировании продуктовой линейки инсталляционных моделей с высоким световым потоком. В 2016 г. Panasonic вошла в новый для себя сегмент самых мощных инсталляционных проекторов со световым потоком 30 тыс. лм, анонсировав серию моделей с новейшими лазерными источниками света. Сейчас в линейке инсталляционных проекторов уже более 20 моделей с таким источником».

Говоря о работе с интеграторами, представители компании подчеркивают, что вот уже три года подряд Panasonic Россия проводит обучающие семинары по визуальным решениям, на которых рассказывает не только о техническом функционале и примерах инсталляций, но также дает возможность интеграторам повысить свой профессиональный уровень, на практике работая с оборудованием. На следующий день после семинара они могут сдать сложный экзамен, который занимает от 4 до 6 часов. Успешно сдавшим вручается именной сертификат «специалиста по проекторам и дисплеям Panasonic». География семинаров постепенно расширяется и тренинги набирают все большую популярность, что помогает вендору упрочить контакты с интеграторами во всех регионах.

Компания Epson (38,366 балла) становится победителем номинации «Проекторы» в шестой раз. Сейчас вендору удалось выиграть борьбу за лидерство с существенным отрывом от «серебряного» финалиста (4,43 балла) И это вполне объяснимо: респонденты поставили производителю высшие оценки по шести критериям: «Качество продукции», «Активность в продвижении продукции», «Сервисное обслуживание заказчиков», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Техническая поддержка партнеров», «Обучение и сертификация партнеров». Максимальные баллы по этим же критериям Epson получила и в 2014 г., правда, тогда партнеры хвалили производителя и за прибыльность продукции.

При этом, как отмечают в представительстве, в продуктовом портфеле вендора произошли следующие изменения. Запущены первые лазерные проекторы для дома (июнь 2015 г.) и первые инсталляционные (июль 2016 г.) для бизнеса. Линейки последних были значительно расширены, а максимальная яркость увеличена более чем в два раза! (октябрь 2016 г.). Появились первые аппараты для дома с технологией 4K Enhancement (EH-LS10000).

Критерии и оценки

В 2014 г. самым важным критерием работы вендора в номинации «Проекторы» была «Прибыльность продукции» (0,853 балла). Два года спустя реселлеры оставили свой выбор неизменным, поставив этому критерию 0,859 балла.

А наименее важной характеристикой вновь было признано обучение и сертификация партнеров. В этом году его оценили в 0,536 (в 2014 г. — 0,468 балла).