19 октября 2021 г.

Мировые поставки смартфонов, согласно предварительной оценке Canalys, за период с июля по сентябрь текущего года оказались (по количеству отгруженных в канал аппаратов) на 6% ниже уровня III кв. 2020-го. Спад спроса уже фиксируется в других сегментах ИТ-рынка, таких как ПК, но в данном случае темп снижения очень уж велик: если сравнить с данными по первой половине года, то в I кв. 2021-го наблюдался прирост поставок смартфонов едва ли не на 30% год к году, а во втором — тоже положительный результат, пусть и более скромный, около 11%.

Аналитики объясняют столь драматическое сокращение объёмов смартфонных отгрузок вовсе не снижением потребительского энтузиазма — как, к примеру, в случае ПК, одна из разновидностей которых, а именно хромбуки, уже не потребовались американской образовательной системе в текущем году в тех же количествах, что в 2020-м, по причине отказа от новых локдаунов на фоне в целом успешно проведённой вакцинации. Напротив, люди по всему миру и рады бы приобретать новые смартфоны — даже такие недешёвые, как анонсированные недавно iPhone 13, — да вот беда: производство этих гаджетов никак не может выйти на адекватные спросу темпы.

Причина банальна: продолжающийся дефицит разнообразных ИТ-компонентов и материалов; в первую очередь микропроцессоров. Доходит до того, что вендоры, по сообщениям Canalys, вынуждены бывают в последний момент корректировать не только объёмы предварительно размещённых на сборочных предприятиях заказов, но и фактическую комплектацию выпускаемых гаджетов — заменяя заявленные в спецификациях матрицы цифровых камер, сотовые модемы и прочие чипы на более дешёвые (а порой даже и более дорогие, — лишь бы только доступные сборщику именно в этот момент) аналоги.

Именно поэтому нынешний спад рынка смартфонов в количественном выражении не сопровождается привычным, классическим с точки зрения азов экономики — если предложение следует за динамикой спроса — снижением выручки во всей цепочке поставок. Хотя данные по поставкам смартфонов в денежном выражении в открытой части отчёта Canalys, даже предварительного, традиционно не публикуются, эксперты отмечают: изготовители микросхем последовательно взвинчивают цену на свою продукцию. И даже не столько в попытке урвать сверхприбыли на фоне дефицита (хотя стремление воспользоваться удачной конъюнктурой вполне объяснимо), сколько ради упорядочения очереди заказов. Только путём повышения закупочной цены можно хоть как-то гарантировать возможность (лишь тем, кто готов платить больше, разумеется) поставлять даже ограниченные партии чипов в более или менее разумные сроки.

Учитывая, что дефицит микросхем сохранится в восходящей цепочке поставок ИТ-рынка по меньшей мере до середины 2022 г. (а по некоторым оценкам — и до 2024-го), вряд ли стоит ожидать в обозримой перспективе снижения цен на смартфонные компоненты и, следовательно, на готовые гаджеты в целом. Напомним, что что расценки на морские контейнерные перевозки по состоянию на середину октября по-прежнему в пять с лишним раз превосходят докоронакризисный уровень, и сбить их путём наращивания грузопотоков возможности пока нет.

По данным VesselsValue, за первую половину текущего года на металлолом были отправлены 275 грузовых судов суммарным дедвейтом 11,9 млн тонн, — это на 40% больше, чем за тот же период прошлого года, и на 33% больше, чем в первой половине 2019-го. Сами порожние контейнеры, долгое время после начала коронакризиса пролежавшие на складах и открытых площадках грузополучателей, к настоящему времени тоже далеко не все вернулись в строй: цены на чёрный металлолом росли по всему миру неуклонно с начала коронакризиса, и владельцы пустеющих контейнеров активно сдавали их на переработку, пока трансокеанское сообщение более или менее не наладилось. Восполнить же сейчас быстро нехватку контейнерного парка не удаётся, — спрос на металл велик и со стороны других заказчиков.

На этом фоне совершенно логичным видится стремление поставщиков смартфонов активнее продвигать более дорогие модели. Ведь именно их продажи обеспечат — с учётом ограниченного ресурса компонентов и высокого отложенного спроса — наибольшую прибыль. Это стремление входит в противоречие с ожиданиями рынка: близятся традиционные дни распродаж — «День одиноких» (11.11) в Юго-Восточной Азии, «Чёрная пятница» в США и Европе, а там и до католического Рождества недалеко. И хотя многие покупатели рассчитывали приобрести приглянувшийся смартфон как раз в этот период по гораздо более доступной цене, чем в начале-середине года, похоже, действительно нацеленным на покупку клиентам придётся всерьёз раскошеливаться.

Аналитики считают, что вендоры смартфонов, да и участники канала в целом в этом году окажутся более скупыми на скидки. Скорее, вместо радикального снижения отпускной цены покупателям предложат увеличение ценности бандла, предлагаемого практически за ту же сумму, что и смартфон сам по себе до «распродажи». Иными словами, сопровождать вожделенный гаджет за почти не изменившуюся цену будут бесплатные беспроводные наушники, или пауэрбанки, или фитнес-браслеты — или иные ИТ-товары, дефицита которых (пока) не наблюдается.

Canalys также отмечает, что расстановка сил в лидирующей пятёрке смартфонных вендоров в третьем квартале вернулась к привычной: Samsung шагает впереди по-прежнему с 23% поставок, за ним снова Apple с 15%, Xiaomi на третьем месте с 14%, а замыкающими выступают Vivo и Oppo — по 9% на каждую. Xiaomi, напомним, прежде опережала Apple, однако действительно успешный старт продаж iPhone 13 вновь вознёс купертинскую компанию на серебряную ступень пьедестала. Впрочем, по сообщению Bloomberg, как раз из-за нехватки компонентов Apple может сократить целевой объём намеченных к выпуску до конца 2021 г. гаджетов этого типа на целых 10 млн единиц. Так что какая компания займёт второе место по итогам года на мировом рынке смартфонов, продолжает оставаться сегодня неясным.

Источник: Максим Белоус, crn.ru