15 августа 2025 г.

Окончание. Начало здесь и здесь

Какие затруднения чаще всего возникают при переводе ИТ-инфраструктуры заказчиков на российское ПО, и как с ними — самостоятельно либо при поддержке разработчиков программных продуктов — справляются интеграторы?

Миграция — дело тонкое

«У заказчиков имеются предубеждения относительно качества российских решений, — констатирует Ирина Назаренко, директор „Инферит ОС“, — что создаёт дополнительные барьеры для внедрения. Одна из возможных причин — недостаточная поддержка российских решений в медиа. Сейчас можно с уверенностью сказать, что отечественные разработки уже давно не уступают западным аналогам по функциональности и удобству, но требуют информационной поддержки. Практически любые проблемы, возникающие при переходе, решаемы. Но иногда интеграторы вынуждены комбинировать продукты разных вендоров, что увеличивает стоимость внедрения решений и замедляет процесс импортозамещения».

Алексей Дмитриев, руководитель отдела корпоративного развития компании «МойОфис», перечисляет следующие типичные затруднения:

  • «Совместимость (форматов данных, протоколов, API — как между старыми/новыми, так и между разными российскими продуктами) и интеграция (с legacy-оборудованием и нишевым софтом).
  • Нехватка квалифицированных кадров, особенно сведущих специалистов по нишевым российским продуктам, вроде RuStack, Postgres Pro, отечественных ERP/CAD, и отдельно — архитекторов, способных грамотно спроектировать переход.
  • Производительность и функциональность российских аналогов, в т. ч. удобство их интерфейсов.
  • Сопротивление пользователей — преодоление страха нового требует огромные усилия по change management и обучению.
  • Документация, которая зачастую недостаточна или неактуальна, и техподдержка — при обращении в которую нередко образуются очереди.
  • Не всегда прозрачные лицензирование и стоимость владения (TCO); последнее — за счёт скрытых затрат на доработки, интеграцию, обучение, поддержку гибридных сред».

Справляясь с этими вызовами, интеграторы, продолжает эксперт, самостоятельно (а порой и с привлечением субподрядчиков) проводят глубокий аудит и анализ совместимости ПО, разрабатывают кастомные интеграционные решения (шлюзы, конвертеры данных, адаптеры API), создают слои совместимости/эмуляции (например, для запуска старых Win-приложений на Linux), проводят масштабные работы по обучению пользователей и ИТ-персонала заказчика, занимаются построением компетенций внутри себя (лаборатории, центры сертификации): «При поддержке разработчиков (критически важно!) осуществляются прямая техническая поддержка и доработки ПО. По сути, интеграторы стали в условиях этого перехода главными „буферами“, принимающими удар на себя. Их успех зависит от двух факторов: собственной технологической смекалки и от способности „достучаться“ до вендоров для оперативных доработок и решения глубинных проблем».

Как свидетельствует Антон Комаров, менеджер по развитию бизнеса отдела ПО ГК X-Com, сложности в плане настройки и совместимости друг с другом российского ПО возникают чаще, чем с западными аналогами: «Отсюда вытекает потребность в квалифицированных кадрах, которых на рынке катастрофически не хватает — что, в свою очередь, приводит к высокой стоимости найма. Интеграторы стараются брать на себя работы по первичной пусконаладке программного обеспечения и обучению специалистов заказчика, а также часто полностью принимают на аутсорсинг российскую часть инфраструктуры».

Артём Марковский, руководитель департамента инфраструктурных и прикладных решений компании Axoft, напоминает, что в 2024 году Axoft провёл исследование уровня совместимости отечественных ИТ-решений, в котором отдельный трек был посвящён трудностям при миграции на российские продукты: «Лидерами среди выявленных сложностей, помимо классической нехватки бюджетов, стали: недостаточный функционал отечественных решений, а также отсутствие совместимости решений с текущей инфраструктурой клиентов (чаще всего — иностранной), в том числе с операционными системами. Работа с указанными проблемами в большей степени — задача производителей ПО и оборудования. И в 2025 году ситуация не сильно изменилась. Интеграторам справляться со многими трудностями помогает высокая техническая экспертиза. Также важным инструментом работы с трудностями для них является возможность самостоятельной доработки вендорских решений с целью упростить процесс миграции либо интеграции тех в бизнес-процессы заказчика, что ощутимо облегчает труд производителей».

По словам Евгения Мосина, технического директора компании САТЕЛ, сегодня эксперты выделяют несколько ключевых факторов, затрудняющих переход на отечественное ПО: «Увеличение расходов на НИОКР, значительные ограничения во время интеграции и адаптации программных решений, дефицит квалифицированных кадров. Кроме этого, законодательная база не поспевает за стремительно меняющимися реалиями: не всегда хватает соответствующих регламентов, возникают сложности сертификации новых решений. Для решения многих проблем, возникающих во время замены иностранного ПО на российское, перед интеграцией проводится тщательный аудит инфраструктуры каждого заказчика. Нередко для реализации той или иной задачи, особенно для крупных корпораций, пишется отдельный софт».

Для этого, продолжает эксперт, крупные компании-интеграторы создают отдельные подразделения: «И те уже работают непосредственно с конкретным программным решением: проектирование, разработка, интеграция, полевое тестирование и поддержка. Кроме этого, ИТ-компании взаимодействуют с авторизованными партнёрами, которые на постоянной основе работают с конкретными компаниями, обеспечивая их современными интеграционными решениями. Например, такие группы разработчиков имеют некоторые предприятия КИИ, либо банковские компании, где опасность и защита данных имеют очень высокий приоритет, и никакая внешняя компания доступ к ним получить не сможет. В таком случае компания-разработчик может выступать в качестве консультанта, помогая в сжатые сроки правильно интегрировать решение в инфраструктуру заказчика».

«Основной вызов, который перед нами стоит, — признаёт Даниил Летин, руководитель дирекции по развитию бизнеса IBS, — это поддержание необходимой квалификации и компетенций по тем направлениям, которые востребованы на рынке. Мы постоянно мониторим спрос на те или иные системы, их популярность у заказчиков, оцениваем зрелость продуктов и в соответствии с этим формируем собственную экспертизу и центр компетенций, т. е. держим руку на пульсе относительно текущих трендов развития отечественного рынка ПО. При этом нам не приходится часто и сильно расширять штат, поскольку LowCode-решения позволяют задействовать одних и тех же специалистов. Например, экспертов, которые работают на платформе BPMSoft, можно использовать для работы с ELMA. Да, им придётся погрузиться в несколько иную среду, понять особенности нового ПО, но логические принципы у систем схожи, ведь они автоматизируют аналогичные процессы. Поэтому мы может расширять штат не экстенсивно, а интенсивно: наращивать не количество специалистов, а их квалификацию и экспертность».

На взгляд Александра Бочкина, генерального директора компании «Инфомаксимум», чаще всего при переводе инфраструктуры клиентов на российское ПО возникает такая проблема, как снижение производительности: «Необходимо быть готовыми к тому, что отечественные системы могут уступать зарубежным аналогам в зрелости. Это нужно учитывать при проектировании и нагрузочном моделировании. Ещё один важный фактор — нехватка накопленной практики. Массовый переход на российское ПО начался сравнительно недавно, и у многих участников рынка этот опыт пока только формируется. Поэтому важно, чтобы интеграторы работали в тесной связке с вендорами. Это позволяет быстрее реагировать на возникающие сложности и повышать надёжность проектов».

Чего заказчики изволят?

Каких импортозамещающих российских программных продуктов недостаёт заказчикам острее всего — и когда можно будет говорить о фактически полной суверенизации отечественного ПО в России?

«Безусловно, продукты западных вендоров стали стандартом, привычным широкой аудитории, — признаёт Ирина Назаренко, — но в России уже есть их полноценные аналоги. Мы видим точки роста российских решений, разрыв с мировыми лидерами сокращается в геометрической прогрессии. О полном переходе говорить рано, но краеугольный камень в построении технологического суверенитета России уже заложен, выбран правильный вектор развития. Мы наблюдаем активные партнёрства вендоров и рост числа коллабораций, что позитивно сказывается на темпах перехода».

По мнению Артёма Марковского, осталось мало инфраструктурных направлений, где ощущается количественная нехватка отечественных решений: «Среди ключевых направлений могу выделить корпоративное и промышленное ПО: ERP, PLM, CAD, IoT, ТОиР, SAP и MES/SCADA. Основными причинами дефицита таких решений в РФ являются:

  1. Нехватка квалифицированных специалистов для разработки такого ПО и высокая сложность их разработки в целом.
  2. Сложившаяся исторически зависимость от иностранного ПО и оборудования для промышленных классов решений.
  3. Разнородность потребностей разных отраслей промышленности».

Спрогнозировать же, когда тот или иной программный продукт российской разработки формально достигнет зрелости, полагает эксперт, почти невозможно: «Помимо финансирования и наличия кадров на скорость выхода решения на рынок влияет и регуляторика в данном классе ПО. По моим оценкам, отсечка до появления значительной динамики в этом направлении — не ранее 2035 года. Впрочем, повторюсь: на большей части ИТ-направлений рынок РФ не испытывает серьёзного дефицита софта, — вопрос, скорее, в его функциональных возможностях. Несмотря на очень активное развитие продуктов, многим отечественным производителям потребуется ещё не один год для полноценного функционального замещения иностранных вендоров и обеспечения полной суверенизации ПО в России».

«Дело, скорее, не в полном отсутствии какого-либо вида ПО, — размышляет Антон Комаров, — а в том, что оно зачастую уступает по качеству и функционалу. Например, большинство компаний в мире используют два-три бренда систем виртуализации. В России на сегодняшний день их уже более двадцати на выбор. Заказчик не знает, что именно ему выбрать — и иногда выбирает оставить всё, как есть».

В целом, утверждает Евгений Мосин, развитие российского ПО идёт неравномерно, — всё зависит от области: «Если технологии для контакт-центра уже давно успешно конкурируют с иностранными вендорами, поскольку реализация собственных решений началась уже достаточно давно, то на некоторых других направлениях старт начался относительно недавно. Приходится навёрстывать упущенное в довольно сжатые сроки — и с учётом довольно высоких требований от заказчиков в плане функционала и удобства использования, а также к безопасности. Тем не менее, специалисты считают, что полный переход на отечественные технологии в ИТ-индустрии неизбежен. Технологический суверенитет — это реальная цель, и государство активно стимулирует развитие отечественных разработчиков, поддерживает различные инициативы».

Даниил Летин считает, что на данный момент рынку недостаёт высокотехнологичных, специализированных и нишевых решений: «К примеру, высокотехнологичного CAD-решения, которое будет аналогом SolidWorks и ANSYS, или инженерного ПО для микроэлектроники. Не хватает нишевых решений для отраслей, которые не были у нас основополагающими. В России есть нишевые конфигурации для сельского хозяйства, ритейла, добычи, тяжёлого производства и т. д. Но, к сожалению, нет решений, например, для медиапроизводства. Не так много решений для фарминдустрии и других отраслей, которые ранее не были особо популярны, но сейчас растут быстрыми темпами. Однако это лишь вопрос времени. За последние несколько лет российский ИТ-рынок ускорился так, как никогда ранее. Ввиду сложившейся ситуации мы были вынуждены сами разрабатывать передовые решения — и, на мой взгляд, добились того, что требовалось».

«Я бы отметил софт в области инженерного моделирования и расчётных систем, — говорит Александр Бочкин, — таких, которые позволяют проектировать сложные технические объекты (например, самолёты) и проводить виртуальные испытания без необходимости писать код вручную каждый раз. Также ощущается нехватка современной отечественной среды разработки. Кроме того, отдельное направление — развитие собственных технологий искусственного интеллекта. Хочется, чтобы шла не только локализация существующих иностранных решений, но и разработка принципиально новых подходов. Россия обладает потенциалом для создания уникальных ИИ-механизмов, которых ещё нет в мире, — и здесь заложена точка роста на будущее».

Алексей Дмитриев поддерживает ту точку зрения, что острее всего сегодня на российском рынке ПО ощущается дефицит отечественных решений в сегментах высокоуровневого инженерного ПО (САПР/CAE/CAM/PLM), специализированных высокопроизводительных СУБД и полнофункциональных EDA-систем: «Предположу, что базового покрытия этих ниш стоит ожидать в среднесрочной перспективе (2025-2027 гг.), однако достижение паритета по функциональности и производительности с текущими лидирующими мировыми продуктами потребует значительных усилий и времени, ориентировочно после 2030 года. На мой взгляд, говорить о фактически полной и эффективной суверенизации ПО в масштабах всей экономики можно будет не ранее второй половины текущего десятилетия (2028-2030 гг.) при условии успешного преодоления текущих технологических вызовов, устойчивого финансирования и формирования зрелой ИТ-экосистемы. Даже тогда в ряде высокотехнологичных ниш (передовое микроэлектронное проектирование, некоторые виды инженерного анализа) сохранится зависимость от глобальных технологий или необходимость адаптации под их ограниченное использование. Суверенизация ПО — это непрерывный процесс, требующий долгосрочной стратегии и инвестиций, а не единовременное событие».


Источник: Максим Белоус, IT Channel News