7 октября 2025 г.
Продолжение. Начало здесь
Согласно подсчётам аналитического центра ВЦИОМ, доля пользователей телемедицинских услуг за последние пять лет выросла в России с 8 до 22% (среди аудитории, информированной о таких возможностях). Каким же образом развитие телемедицинской отрасли меняет структуру спроса на ИТ-оборудование и ПО со стороны медучреждений?
Доктора по видеосвязи вызывали?
«Не готов обсуждать спрос на всё ИТ-оборудование, — конкретизирует Андрей Крюков, продакт-менеджер компании „Сайбер Электро“, — могу говорить только с позиции востребованности ИБП. Телемедицина, в первую очередь, важна и интересна не пациентам из крупных муниципальных центров; она позволяет получать более квалифицированную или специализированную помощь жителям небольших городов, где возможностей по оказанию такой помощи меньше. И тут возникает такой запрос, как непрерывность предоставления услуги — самой видеосвязи, доступа к данным, работы алгоритмов ИИ в реальном времени и т. д. Для нас это трансформируется в требование увеличенного времени автономной работы, возможность резервирования нагрузки для обеспечения устойчивости. Второй немаловажный момент — это удалённый мониторинг и контроль состояния всей системы. Обычно рядом с автоматизированным комплексом нет ни врача, ни ИТ-техника. Особенностью же всех наших ИБП является возможность удалённого мониторинга даже без сетевой карты».
Александр Евдокимов, директор департамента медицинских решений ЛАНИТ-ТЕРКОМ (входит в группу компаний ЛАНИТ), фиксирует огромную разницу в подходах к телемедицине со стороны частных и государственных медицинских организаций: «Например, в развитии отрасли крайне заинтересованы организации, предоставляющие услуги ДМС: они видят возможность сократить расходы за счёт удалённого формата, привлечь новых клиентов актуальной технологией, поддержать передовой имидж. Для классической же государственной медицины ситуация намного сложнее: не всегда медицинское учреждение может согласовать необходимые расходы. Случается, что и медицинские работники уклоняются от „сомнительных“ нововведений в силу высокой нагрузки или нежелания апробировать на себе, — ведь есть чёткие протоколы и законодательство».
«Таким образом, — продолжает эксперт, — спрос на подобные решения на рынке есть, хотя он и ограничен. Знаю примеры, когда для решения под конкретного заказчика приходилось точечно подбирать микрофоны и иное оборудование, исходя из доступности на рынке. Большой интерес к телемедицине проявляется также на уровне „врач — врач“: например, для проведения консилиумов разного рода или с целью оказания высокотехнологичной, срочной или редкого вида помощи».
По словам Максима Митрохина, директора по стратегическому развитию компании «Кит-системс», телемедицина стимулирует спрос на ИТ-оборудование не только (и даже не столько) со стороны медицинских учреждений, сколько со стороны многочисленных пациентов: «На практике для дистанционного получения врачебной консультации в большинстве случаев достаточно компьютера или планшета с видеокамерой, подключённого к Интернету. Нередко это подталкивает жителей отдалённых регионов страны, которым недоступна квалифицированная врачебная помощь в очном формате, к приобретению минимально достаточного для этого набора оборудования. Что же касается телемедицинских комплексов „всё в одном“, — они представлены в основном продукцией зарубежных вендоров, покинувших российских рынок. А значит, использование их не может быть безопасным».
Сергей Резников, технический директор ГК «КОМПЬЮТЕРЫ И СЕТИ», замечает, что в первую очередь организация телемедицинских консультаций и консилиумов зависит от политики самого медицинского учреждения: «Если учреждение подходит к этому основательно и выделяет специальное помещение, оно будет оборудовано всем необходимым: отдельным АРМ, камерой, системой качественного звука, доступом к медицинской информационной системе, хранилищу электронных снимков. Выделение отдельных помещений обусловлено практическими соображениями — уходом от проблем с оборудованием, которое может теряться или ломаться на основном рабочем месте врача. Поскольку рабочее место врача является его основным пространством, создание отдельного, специально оборудованного места для телемедицинских сессий и консилиумов является очень эффективной практикой. Мы, в свою очередь, поставляем полный комплект такого оборудования, что гарантирует стабильную и комфортную работу специалистов».
«Развитие телемедицинской отрасли в России значительно увеличивает спрос медучреждений на специализированное ИТ-оборудование и программное обеспечение, необходимое для проведения удалённых консультаций, диагностики и мониторинга пациентов, — констатирует эксперт системного интегратора „Акцент“. — Российские разработчики уже предлагают готовые телемедицинские комплексы, и спрос на них растёт, особенно в связи с необходимостью расширения удалённых медицинских услуг и повышения их доступности».
Врачебная тайна в контуре ИБ
Согласно оценке InfoWatch, число утечек данных из организаций сферы здравоохранения в России неуклонно растёт. Примечательно, что причиной каждого пятого инцидента (21,4%) в российских учреждениях здравоохранения стали действия внутренних нарушителей. Этот показатель существенно выше, чем в среднем по миру (2,3%). Видят ли такие заказчики указанную проблему, и если да, то как модифицируют свои заявки, чтобы повысить уровень ИБ на своих предприятиях?
Андрей Крюков обращает внимание на то, что ИБП является полноценным элементом ИТ-инфраструктуры — любые взаимодействия которой с внешней информационной средой должно быть надёжно защищено, чтобы этот элемент не оказывался «слабым звеном» в ИТ-системе: «Данный вопрос мы закрываем на уровне беспрецедентной защиты нашей сетевой карты, в которой используются современные методы шифрования и ключи максимальной длины».
По опыту эксперта системного интегратора «Акцент», заказчики из сферы здравоохранения в России хорошо осознают проблему утечек данных и всё чаще принимают меры для повышения уровня информационной безопасности: «Они модифицируют свои заявки, запрашивая более комплексные и интегрированные решения, а также уделяют больше внимания системам защиты данных и контроля доступа. Многие обращаются к специалистам за консультациями и готовы приобретать готовые решения в области ИБ, чтобы быстро повысить уровень защиты своих информационных систем».
Как резонно замечает Сергей Резников, медицинские организации, являясь подведомственными учреждениями, полностью полагаются на меры, определяемые Минздравом в области защиты персональных данных: «Минздрав обеспечивает соответствие рабочих мест и инфраструктуры требованиям по безопасности, а учитывая значительные штрафы за утечку медицинских персональных данных, этот вопрос воспринимается крайне серьёзно. Таким образом, выполнение актуальных требований — это безусловная необходимость, а отслеживание этого выполнения является прямой ответственностью каждой медицинской организации».
«Интерес киберпреступников к медицинским ИТ-системам вспыхнул с новой силой, — констатирует Максим Митрохин. — В ответ медучреждения усиливают защиту как от внешних воздействий, так и от потенциальных рисков внутри информационных периметров. За последние годы мы выполнили ряд проектов для ведущих научно-медицинских центров страны, в ходе которых создали эшелонированные системы мониторинга и превентивного реагирования на киберугрозы, разработали и внедрили централизованные политики информационной безопасности. Также мы периодически помогаем заказчикам повысить эффективность действующих средств защиты, когда внедрение новых инструментов в силу различных причин не рассматривается. При выборе средств защиты важен комплексный подход, учитывающий характерный для конкретного учреждения профиль угроз, иерархию данных, возможные методики проникновения и прочие факторы. Не меньшую роль играет интеллектуальная составляющая интегратора, внедряющего и тонко настраивающего решение. Готовой же системы безопасности данных медучреждений „из коробки“ не существует».
Окончание следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News