В середине ноября Правительство РФ рассмотрит «Концепцию развития отрасли информационных технологий РФ», разработанную АПКИТ и Мининформсвязи

Главными приоритетами экономического развития России сейчас считаются удвоение ВВП и уход от доминирования сырьевых отраслей. Но быстрый экономический рост могут обеспечить только отрасли с высокой добавленной стоимостью. АПКИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий) и Мининформсвязи РФ, разрабатывая «Концепцию развития отрасли информационных технологий РФ», сделали ставку именно на эти настроения в Правительстве, ведь при таких установках развитие ИТ-сектора должно получить высокий приоритет.

Концепция будет рассмотрена на заседании Правительства 17 ноября. Однако сам по себе этот факт не может быть поводом для оптимизма. Даже авторы Концепции сомневаются в «прохождении» некоторых запланированных мероприятий, особенно касающихся снижения налогового бремени. Но у Концепции есть и другой, возможно, более важный недостаток. Хотя реализация предусмотренных в ней мероприятий, безусловно, подтолкнет развитие российского ИТ-рынка, на роль программы формирования ИТ-отрасли в России разработанный документ вряд ли годится.

Несмотря на то, что над последним вариантом документа поработали консультанты из компании McKinsey, происхождение документа из недр компьютерного бизнеса видно невооруженным взглядом — Концепция отталкивается скорее от задач ИТ-бизнеса, чем от целей Правительства, в ней говорится в основном о том, что министерства и ведомства могут сделать для развития этого сектора. Такая постановка вопроса вряд ли удовлетворит чиновников, несмотря на декларируемую заинтересованность в развитии ИТ-индустрии.

Хотя необходимостью укрепления позиций России на мировых рынках ИТ мотивировано большинство предложенных мероприятий Концепции, вопросы развития экспортного потенциала ИТ-сектора проработаны в ней недостаточно глубоко. Рост экспортной составляющей ИТ-индустрии, заложенный в Концепции, не превышает темпов роста этого сектора в целом (а по некоторым версиям и уступает), при том, что потенциал мирового рынка очевидно выше локального российского.

Документ практически не затрагивает вопросы инвестиционной привлекательности отрасли.

Очевидно, что при обсуждении в Правительстве документ будет значительно пересмотрен. Но приобретет ли он более глобальный характер, или, напротив, предложенные ИТ-сообществом меры по стимулированию рынка так и останутся на бумаге, предположить пока сложно.

В любом случае, надо с чего-то начинать. И, обсуждая предложенный вариант Концепции, Правительство фактически впервые официально выскажет свое мнение по поводу предложенных мер по поддержке ИТ-индустрии, необходимость которых для развития отрасли признают многие участники рынка.

У России есть шанс

Одна из тенденций развития мирового рынка состоит в том, что доля ИТ-услуг, предоставляемых развивающимися странами, неуклонно возрастает. «Географическое перераспределение» ИТ-отрасли, по мнению авторов Концепции, еще не закончено, поэтому, в отличие от производственных отраслей, где международное разделение труда уже сложилось, у России есть шанс захватить определенную долю мирового рынка ИТ-услуг. Концепция, реализацию которой готово взять на себя Мининформсвязи РФ, призвана помочь в достижении этой цели. Документ решает три главные задачи — определяет наиболее перспективные области развития ИТ, выявляет барьеры, мешающие развитию отрасли, и предлагает меры по их преодолению.

Развитию ИТ-отрасли в России, по мнению авторов Концепции, благоприятствуют продолжающийся экономический подъем и высокий базовый уровень образования как российских ИТ-специалистов, так и населения в целом.

Но барьеров, препятствующих развитию ИТ-рынка, гораздо больше. Неразвитая законодательная база для предоставления услуг в области ИТ. Недостаточная защита прав интеллектуальной собственности, приводящая к потере доходов российскими экспортерами и мешающая привлечению в Россию крупных международных компаний. Отсутствие механизмов венчурного финансирования. Неадекватная телекоммуникационная инфраструктура, тормозящая развитие целых направлений бизнеса, например аутсорсинга бизнес-процессов. Низкая платежеспособность населения, особенно в регионах, и высокие импортные пошлины на компьютеры и комплектующие, обуславливающие низкий спрос на ИТ-продукты и услуги.

Но основное «больное место» российской ИТ-отрасли — административные и фискальные барьеры. Высокая доля расходов на оплату труда (до 60—70%) в общей структуре затрат ИТ-компаний из-за высокой ставки ЕСН приводит к повышенной налоговой нагрузке, что вынуждает ИТ-компании применять «серые» схемы выплаты зарплат. По экспертным оценкам, таким образом выплачивается не менее 2/3 фонда оплаты труда. Экспортеры ПО фактически не могут осуществить возврат НДС, что приводит к выводу производства за территорию России и использованию схем оптимизации налогообложения.

Что делать?

Государственная поддержка развития ИТ-отрасли, считают разработчики Концепции, должна осуществляться по четырем основным направлениям: совершенствование законодательства, развитие внутреннего рынка, развитие экспорта, институциональное развитие.

Большой блок мероприятий посвящен устранению барьеров, порождаемых таможенным и фискальным регулированием. В частности, планируется внесение изменений в Налоговый кодекс РФ. Концепция предполагает снижение базовой ставки ЕСН до 15% для предприятий с долей затрат на оплату труда в себестоимости продукции или услуг более 50%, а также добровольный порядок использования льготы по нулевой ставке НДС при экспорте ПО. Предлагается определить разработку ПО как вид деятельности, который может осуществляться на экспорт.

Еще одно предложение — составить список «добросовестных экспортеров ПО и услуг ИТ», возмещение НДС которым осуществляется в порядке, аналогичном порядку для «традиционных экспортеров», с ежегодным пересмотром этого списка*. Предполагается упростить процедуру временного ввоза оборудования, в том числе опытных образцов, не получивших пока сертификата соответствия.

Авторы Концепции предлагают отменить получение разрешения ФАПРИД на экспорт продукции и услуг в области ИТ (в том числе носителей информации). Предлагается также полностью отменить таможенные пошлины на импорт компьютерной техники и комплектующих, что поможет избавиться от «серых» схем ввоза и, благодаря общему снижению цен, будет стимулировать внутренний спрос на ИТ.

Концепция предполагает и ряд мероприятий, направленных на повышение внутреннего спроса на ИТ. В частности, стимулирование перехода государственных учреждений от обслуживания ИТ-систем собственными силами к аутсорсингу этих функций с проведением открытых тендеров по выбору провайдеров услуг. С этим связано и введение в классификацию бюджетных расходов госорганов статьи «Эксплуатационные расходы по ИТ».

В качестве радикальной меры для повышения спроса со стороны населения предлагается уменьшить налогооблагаемую базу по подоходному налогу на сумму покупок ПК и ПО для личного пользования. (В Чехии аналогичная льгота даже при более высокой ставке подоходного налога приводила к тому, что покупатель практически возвращал за три года стоимость купленного ПК.) Необходимо также создание общедоступных компьютерных центров в регионах и подключение школ к Интернету.

С целью стимулирования спроса на ИТ со стороны промышленности и бизнеса предлагается введение ускоренных сроков амортизации компьютерной техники и ПО (два года) и уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль на сумму расходов предприятий по финансированию учебных заведений ИТ-направленности и обучению ИТ собственного персонала.

Шансы значительного увеличения экспорта в области ИТ авторы Концепции видят только на рынке заказных разработок ПО. Развитие экспорта должно быть ориентировано на все основные развитые рынки: США, страны ЕС и Японию. В США придется столкнуться с конкуренцией со стороны Индии, но здесь российские компании могут рассчитывать на некоторую часть рынка, учитывая желание американских клиентов снизить зависимость от индийских подрядчиков. На рынке ЕС Россия имеет более существенные преимущества перед Индией и Китаем: географическая близость, схожесть культур, налаженные бизнес-связи во многих отраслях, а также довольно большое количество специалистов с базовым знанием европейских языков. Главная сложность состоит в развитии прямых отношений с крупными промышленными компаниями в ЕС, и в ближайшие три-пять лет будет превалировать работа российских ИТ-компаний в качестве субподрядчиков.

Как полагают авторы Концепции, помочь успешному продвижению за рубежом отечественной ИТ-отрасли госорганы могут прежде всего повышением в целом имиджа России. По мнению ряда представителей международных ИТ-компаний, сегодня имидж России «хуже действительного состояния дел в стране как минимум в два раза». В Концепции предполагается выделение из госбюджета средств на финансирование участия российских компаний в международных мероприятиях в области ИТ — выставках, конференциях, семинарах, формирование базы данных о предприятиях ИТ-сектора России, потенциальных инвесторах и партнерах, как зарубежных, так и отечественных, финансовое содействие компаниям-экспортерам в сертификации по стандартам ISO 9001/2000 и CMMI.

Реализация единовременных мероприятий в ближайшие 3—4 года потребует до 5,4 млрд. рублей, а ежегодные расходы бюджета придется увеличить на 1,7 млрд. рублей. Основная часть средств (4,1 млрд. рублей единовременно и 1,3 млрд. рублей ежегодно) пойдет на повышение доступности ИТ для населения. Мероприятия по «точечной» финансовой поддержке отрасли ИТ потребуют 1,3 млрд. рублей единовременно и 0,5 млрд. рублей ежегодно. Основная часть расходов должна быть профинансирована из федерального бюджета.

В результате реализации Концепции ожидается увеличение оборота ИТ-отрасли до 30 млрд. долл. в 2010 г., а объема экспорта до 3 млрд. долл. Занятость в ИТ-отрасли должна составить не менее 5% работающего населения. Доля семей, имеющих ПК, достигнет 30%, а имеющих доступ в Интернет — не менее 25%. В целом же, по развитию ИТ Россия должна выйти на уровень стран ЕС.

*Федеральная налоговая служба приказом от 21 октября упразднила понятие «традиционный экспортер» и аннулировала их список.

Наши резервы

В период с 2000 по 2003 гг. рынок ИТ в России вырос почти вдвое — его объем превысил 6 млрд. долл. Предполагается, что к концу 2004 г. объем рынка достигнет 7,5 млрд. долл. Но по сравнению с другими отраслями это более чем скромные цифры — всего 1,4% ВВП. В развитых западных странах этот процент гораздо больше, например в США — более 5% ВВП. В нашей стране сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как доля ИТ-услуг (в основном отечественных) составляет лишь 30% объема рынка, а рынок ПО — 14%.

Экспорт ИТ-продукции не превышает 1 млрд. долл., тогда как в странах, сделавших ставку на интенсивное развитие ИТ, на экспорт идет 70% (Израиль) и даже до 80% (Индия) продукции отрасли. Обороты отечественных компаний также невелики, так, в сфере ИТ-услуг и ПО они в 5—10 раз меньше, чем у индийских или ирландских предприятий.

Активным потребителем ИТ выступает государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля государства в течение последних 5 лет в отрасли ИТ составляет около 30%. Еще 30% спроса приходится на несколько крупнейших структур («Газпром», РЖД, РАО ЕЭС, «Аэрофлот», «Связьинвест»). Большинство же отраслей экономики, кроме нефтегазовой и телекоммуникационной, значительно отстают в применении ИТ. Уровень распространенности ИТ среди населения еще очень далек от показателей развитых стран.