Руководители ряда ведущих компаний отвечают на вопросы CRN/RE об их отношении к Концепции, в том числе к наиболее радикальным ее предложениям, а также о роли государства в ИТ-отрасли в России

Евгений Бутман, президент группы компаний DPI:

«Если внимательно прочитать Концепцию, то она описывает не столько сиюминутные мероприятия, сколько базовые вопросы. Конечно, отрасль будет развиваться и без специальных мер в этом направлении. Но если в послекризисные годы рост составлял по 40—50% в год, то в 2003 г., по данным Минсвязи, только 19%. Потенциал роста, связанный с послекризисным развитием и небольшими размерами рынка, исчерпывается, и нужны меры со стороны государства по поддержке развития ИТ-сектора. Тогда к 2010 г. объем отрасли составит 30—40 млрд. долл. Для ИТ-компаний, для их владельцев подобные цифры — это стимул, чтобы далее заниматься ИТ и развиваться.

Разумеется, Концепцию не ждет простая судьба. Особенно это касается болезненных для государства вопросов налогообложения и взимания таможенных пошлин. Думаю, снижения налогов сразу мы не добьемся, а вот у отмены пошлин перспективы есть. Потому что их задача — защита своего рынка от внешней конкуренции, а в данном случае они никакого отношения к защите не имеют. Зато многочисленные меры по развитию ИТ-образования, стимулированию спроса, защите интеллектуальной собственности, может быть, и не так масштабны, но вместе должны дать эффект.

Самым сложным вопросом мне кажется венчурное инвестирование. Механизма венчурного финансирования разработок наукоемких производств у нас нет, и его создание требует очень серьезных изменений в сферах, непосредственно с ИТ не связанных. А такие предложения, по мнению Мининформсвязи, делают Концепцию «менее проходимой» для правительства. Тем не менее у Концепции большие шансы на успех, поскольку она не затрагивает ничьих политических интересов. И примет ее государство или нет — это его выбор пути развития страны.

Сергей Калин, президент компании «Открытые технологии»:

«Вопрос не в том, как решить проблемы ИТ-отрасли с помощью государства, а в том, какие проблемы государство сможет решить с помощью ИТ? Если решить проблемы государства, это приведет к росту ИТ-отрасли, к росту бизнеса.

Основная российская проблема заключается в том, что государство тратит очень много денег своих налогоплательщиков на образование, а подготовленные кадры затем отбывают на Запад. Тем самым мы спонсируем развитие американской экономики. Сегодня российские вузы занимаются подготовкой высококлассных специалистов, например по микроэлектронике, по высокоуровневому программированию. Но такие профессионалы у нас не востребованы.

Государство должно найти выход из этой ненормальной ситуации, прибегая к экономическим механизмам. Необходимо создать такие условия для бизнеса в сфере ИТ, чтобы специалисты оставались работать в России. Государство должно стимулировать их работу не созданием государственных НИИ, а предоставлением отечественным предпринимателям в сфере высоких технологий налоговых и других льгот. Здесь можно идти по пути создания технопарков.

Что касается радикальных мер — например полной отмены пошлин, то российский опыт показывает, что это никогда не доводило до хорошего. Стоит вспомнить благотворительные организации афганцев, когда благие цели приводили к криминализации бизнеса. Перед таможенным законодательством должны быть все равны. Нужно улучшить процедуру прохождения таможни, возможно, снизить пошлины».

Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи»:

«Нет таких проблем ИТ-отрасли, которые можно было бы решить от начала и до конца вообще без участия государства. ИТ-рынок не существует в «космосе», а развивается в рамках целого ряда государственных политик и стратегий. Государство является крупнейшим потребителем ИТ, оно формирует инвестиционный и предпринимательский климат в стране, перераспределяет бюджетные потоки, регулирует внешнеэкономическую деятельность и т. д.

Поэтому динамичное развитие национальной ИТ-индустрии (как, впрочем, и любой другой отрасли) без активного участия государства невозможно. Если же выделить особо критичные с этой точки зрения задачи, то я бы назвал: развитие экспорта и выход на мировые рынки, совершенствование законодательной базы и расширение внутреннего ИТ-рынка за счет преодоления «цифрового неравенства».

Я думаю, не следует ждать от государства совсем уж радикальных мер. Государство прежде всего должно решать задачи стратегического развития ИТ-индустрии путем совершенствования законодательства и институциональных реформ, а не перераспределения текущих льгот.

Наша компания ориентирована в первую очередь на предоставление услуг. Поэтому для меня как для руководителя «АйТи» наиболее важны предложения АПКИТ, связанные с непомерным налоговым гнетом из-за высоких базовых ставок ЕСН, пакет мероприятий по развитию экспорта ИТ, а также пакет предложений по подготовке ИТ-кадров».

Максим Сорокин, президент компании OCS, вице-президент по стратегии HKK:

«Пассивное ожидание законодательных инициатив от государства уже привело к отставанию России от мировых процессов по большинству отраслей. Несмотря на широко разрекламированные действия государства по снижению налогов, налогообложение остается непомерным для большинства российских предприятий. Абсолютное большинство компаний действует в условиях «серой» экономики, а это, как известно, почва для коррупции и криминала, в том числе со стороны государственных чиновников. В то же время низкие налоги дают шанс слабой экономике подняться, найти свою нишу на мировом рынке и занять достойное место. И примеров из зарубежного опыта множество. Например, Сингапур, где НДС в 3% (!) был введен только несколько лет назад, а раньше его вообще не существовало. В ИТ-отрасли у всех на слуху Ирландия и Индия, которым удалось добиться успеха благодаря своевременному и правильному позиционированию на мировом рынке ИТ-услуг, а также льготному налогообложению. Если бы в России государство смогло избавиться от менталитета «сверхдержавы» и реально взглянуть на нужды населения, многие проблемы решились бы. Так, таможенные пошлины на комплектующие для ПК составляют сейчас в среднем 5%, и это немного. Однако учитывая, что в России комплектующие практически не производятся, отмена ввозных пошлин в сочетании со стимулированием инвестиций в местное производство могла бы помочь оживить предприятия по производству комплектующих.
А наиболее важными я считаю предложенные в Концепции меры по поддержке экспорта ИТ-услуг. Здесь у России еще есть шанс проявить себя».

Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК:

«Какие проблемы ИТ-отрасли реально можно решить только с помощью государства? Во-первых, поощрение на государственном уровне предприятий и организаций к развитию ИТ, причем эти усилия должны носить последовательный и системный характер. Во-вторых, влияние на общество в целом «в духе ИТ». Здесь я в первую очередь подразумеваю знаковый интерес первых лиц государства к ИТ.

В-третьих, прямые государственные программы для тех областей, где ИТ сами по себе не появятся. Например, государство сейчас делает очень большое дело, повышая грамотность в сфере ИТ (компьютеризация школ, Интернет для сельских школ, другие программы Минобразования).

Далее, государство может стимулировать инновационное развитие тех отраслей, которые имеют шанс стать конкурентоспособными на мировом уровне, стимулировать именно в этих отраслях внедрение новейших производственных технологий и ИТ. Развиваясь, эти отрасли неизбежно потянут наверх смежные отрасли экономики, и ВВП будет расти за счет перспективного реального сектора, а не за счет сырья.

Важный элемент Концепции — поддержка государством внутреннего рынка ИТ путем стимулирования квалифицированного спроса со стороны госструктур, повышения доступности ИТ для населения, повышения общей компьютерной грамотности и т. д.

Я сомневаюсь, стоит ли полностью отказываться от пошлин, но значительное их снижение вполне возможно.
Существуют предпосылки введения менее радикальных мер, способствующих развитию ИТ-отрасли. Например, создание благоприятных условий для развития рынка офшорного программирования, поэтапное инвестирование государственных средств в программы информатизации системы образования.

ИТ сами формируют конкурентные преимущества, создают новые виды услуг и продуктов. Именно поэтому развитие ИТ является приоритетной задачей любого государства, о чем свидетельствует опыт всех развитых стран. И вложения в ИТ считаются не затратами, а инвестициями страны в свое развитие».

Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell:

«Без помощи государства нельзя решить многие вопросы. В первую очередь, нельзя создать привлекательные условия для иностранных инвесторов. От государства, вернее от налогового регулирования и других видов государственного контроля, зависит конкурентоспособность российской ИТ-отрасли на международных рынках.

Я не считаю отмену пошлин на ввоз комплектующих радикальной мерой, более того, не считаю этот в целом правильный шаг приоритетным. Гораздо важнее, на мой взгляд, полностью или частично освободить инновационные компании и компании, экспортирующие услуги по программированию, от ЕСН, а также коренным образом пересмотреть налогообложение инвестиций в материальные и особенно нематериальные активы таких компаний.

Концепция, на мой взгляд, является достаточно хорошо сбалансированным документом. Важно, чтобы государство реализовало именно пакетный подход. Отдельных, даже радикальных мер может оказаться недостаточно, нужно добиться изменения общих условий функционирования бизнеса, что возможно только через комплексный подход».