Идея создания ноутбука стоимостью около 100 долл. возникла у Николаса Негропонте, профессора Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) и руководителя лаборатории Media MIT после посещения два года назад одной из кампучийских деревень, куда он привез ноутбуки для всех живущих там детей. «Дети могут прекрасно обучаться самостоятельно через общение друг с другом, — заявил Негропонте. — Но для этого у каждого ребенка должен быть ноутбук». Он давно вынашивал идею обеспечить детей портативными компьютерами, подключаемыми к широкополосным каналам связи между городами и деревнями, что позволит при наличии специальной школьной программы, использующей цифровые материалы, улучшить образование и откроет перед детьми большие перспективы в будущем.

В январе 2005 г. на мировом экономическом форуме в Давосе было объявлено о создании новой некоммерческой ассоциации One Laptop per Child (OLPC), председателем которой стал Николас Негропонте. Основной целью этой ассоциации стали разработка и выпуск ноутбуков за 100 долл., которые могли бы в рамках государственных программ и при поддержке спонсоров бесплатно поставляться и распределяться среди детей школьного возраста в странах с низким уровнем развития экономики. Идея создания доступного средства для обучения детей оказалась настолько привлекательной, что уже через несколько месяцев фонд OLPC превысил 10 млн. долл. «Начинание Николаса весьма перспективно и может преобразовать жизнь миллионов детей в развивающемся мире», — заявил владелец News Corp. Руперт Мердок, пожертвовавший на новый проект 2 млн. долл.

Идея доступного ПК не нова. Так, в 2004 г. AMD объявила о планах выпустить Personal Internet Connector стоимостью (без дисплея) около 185 долл. А индийская компания Novatium собирается предложить упрощенную версию домашнего компьютера за 70—75 долл. Да и сама лаборатория Media в MIT раньше пыталась реализовать инициативные проекты по обеспечению ноутбуками школьников в Сенегале и в Коста-Рике. Но проект Негропонте оказался наиболее привлекателен. Негропонте лично обратился к руководителям многих стран мира, в которых проблема образования детей стоит весьма остро. Он ожидает, что Китай закажет около 3 млн. ноутбуков, а президент Бразилии уже согласился приобрести миллион таких устройств. Свой интерес к участию в проекте проявили правительства Аргентины, Египта, Нигерии, Таиланда, Чили. Даже губернатор штата Массачусетс Митт Ромни выразил желание купить полмиллиона таких устройств для обучения школьников.

Идея Негропонте привлекала внимание руководителей ведущих компьютерных компаний. Dell оценила возможную стоимость компонентов устройства, но участвовать в проекте отказалась. Глава Apple Стив Джобс предложил оснастить компьютер бесплатной копией Mac OS X. Однако его предложение отклонили, посчитав, что в новом ноутбуке должна использоваться ОС с открытым кодом.

В течение полугода разработчики и инженеры лаборатории Media MIT интенсивно работали, создавая прототип ноутбука. В результате появилось компактное устройство с 7-дюйм экраном и встроенной сбоку рукояткой. Вращая ее в течение минуты, ученик может подзарядить аккумулятор для дальнейших 10 минут работы. В ноутбуке используется процессор AMD Geode с частотой 500 МГц, а для хранения данных применяется не жесткий диск, а флэш-память емкостью 1 Гбайт. Каждое устройство оснащено адаптером Wi-Fi, благодаря чему ноутбуки получат возможность соединяться друг с другом, образуя одноранговую беспроводную сеть, имеющую общий доступ в Интернет.

Группа Негропонте поставила задачу не только создать ноутбук, но и оснастить его специальным прикладным ПО для обучения, используя которое небольшая группа неграмотных детей может самостоятельно научиться читать и писать. Затем они могут подключить ПО, с помощью которого начнут изучать математику, историю. При этом используется метод «конструктивного изучения», который основан на поощрении детей, изучающих науки путем «проб и ошибок».

В одном из своих выступлений председатель совета директоров Intel Крэйг Барретт заявил, что считает разрабатываемый MIT ноутбук за 100 долл. «игрушкой»: «Пользователи не будут удовлетворены ограниченными возможностями нового устройства, им нужны полнофункциональные ПК. Именно поэтому Intel работает над созданием недорогих, доступных, но имеющих полные функциональные возможности компьютеров».

Тем не менее во время всемирного саммита ООН по информационному обществу генеральный секретарь этой организации Кофи Аннан и руководители проекта OLPC представили прототип ноутбука за 100 долл. (закупочная цена — 170 долл.). «Исследования неоднократно доказали, что дети охотно пользуются компьютерами не только в богатых странах, но и в трущобах и отдаленных сельских районах развивающегося мира», — заявил Аннан. Объявлено, что эти ноутбуки в открытую продажу не поступят — они будут распределяться по школам в рамках крупных правительственных инициатив отдельных стран.

В декабре 2005 г. OLPC объявила о том, что выпуск устройств в IV квартале 2006 г. начнет компания Quanta. В число участников проекта вошли AMD, Brightstar, Google, News Corp., Nortel и Red Hat. Ноутбук будет работать под управлением ОС Linux, его можно подключать к Интернету. Уже известно, что ноутбуки ждут в Китае, Бразилии, Индии, Аргентине, Египте, Нигерии и Таиланде.

Тем не менее многие скептически оценивают возможности реализации этого проекта. Вызывает сомнение сам принцип самообучения неграмотных детей без помощи наставников и учителей: о них в проекте Негропонте ничего не говорится. «Большинство школ в развивающемся мире не имеет даже учебников, не говоря уже о возможностях доступа в Интернет», — подчеркивает Аллен Хаммонд, профессор Института мировых ресурсов. Даже Гектор Руис, главный управляющий AMD, вложившей 2 млн. долл. в фонд OLPC, считает, что реализация проекта потребует в каждой стране развития мощной инфраструктуры, включающей техническую поддержку, разработку прикладного ПО, проведения тренингов, а также создания новых бизнес-моделей для системных служб Интернета. Кроме того, он полагает, что реальная цена ноутбуков в ближайшие 2—3 года вряд ли понизится до 100 долл.

Гладко бывает на бумаге

Привлекательный на первый взгляд проект при более пристальном рассмотрении не кажется безупречным и, более того, жизнеспособным.

Первое, что настораживает, — стоимость устройства. Рекламируя ноутбук, Негропонте называет цену в 100 долл. Но реальная-то закупочная цена составляет примерно 170 долл. И это без стоимости ПО. ОС Linux, понятное дело, бесплатна. Но за пакеты обучающих программ по многим предметам, а также за их перевод на разные языки, в том числе редкие и экзотические, разработчикам нужно заплатить. В итоге реальная закупочная цена вырастет.

Не ясно также, откуда в деревнях отсталых африканских стран, где по сей день нет элементарных удобств, появится Интернет. Похоже, не все деятели OLPC имеют представление о том, как живут люди в бедных государствах. Зато они знают, что там не везде есть электричество. Поэтому снабдили ноутбук «заводной ручкой». Покрутил минуту — и 10 минут можешь общаться с приятелем по беспроводной сети в пределах хижины. Вот он, прогресс, вот долгожданная ликвидация «цифрового неравенства».

Интересно, как долго в африканской деревне протянет пластмассовая «заводная ручка», на каком обороте сломается? Да и сам ноутбук не производит впечатления устройства, предназначенного для эксплуатации в суровых тропических условиях — на жаре, солнцепеке, под тропическими ливнями.

А еще Негропонте обещает, что «трансформируемая конструкция позволяет превратить ноутбук в электронную книгу, игровую приставку или телевизор». Все ли африканские и азиатские деревни охвачены телевещанием, или несчастным людям, ежедневно умирающим от голода и болезней, придется покупать спутниковую антенну и ресивер или, в лучшем случае, ТВ-тюнер, в OLPC не пояснили.

Но самый главный вопрос — методика обучения. Заявление профессора, что дети могут прекрасно обучаться самостоятельно и путем общения друг с другом, был бы ноутбук, не выдерживает никакой критики. Для начала детям кто-то должен объяснить, что такое компьютер и как им пользоваться. Да и многому ли можно научиться методом проб и ошибок? Сколько же у ребенка уйдет времени на то, чтобы сообразить, как решать задачку из трех действий или преобразовать простую дробь в десятичную? Да что там задачки. Без учителя ноутбук не объяснит, что такое отрицательные числа! «Минус три банана, это как?»

Можно вспомнить и о том, что у ноутбука «спартанский» экран — 7 дюймов по диагонали. Но ведь, наверное, не просто так психологи рекомендуют для школьников начальных классов выпускать учебники большого формата, большие и яркие наглядные пособия.

Напрашивается мысль, что затея Негропонте — не более чем ловкая пиар-акция. Участие грандов компьютерной индустрии в проекте еще ни о чем не говорит. На Западе, как известно, вообще принято (а с некоторых пор стало модно) заниматься благотворительностью. Даже если цель заведомо недостижима. Например, члены некоторых королевских семей боролись за запрещение противопехотных мин.

Константин Геращенко