10 марта правительство одобрило государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Разработчик программы — Мининформсвязи, ему же по согласованию с Минобрнауки, Минфином и Минэкономразвития поручено во II квартале текущего года представить конкретные предложения по созданию парков и оказанию им государственной поддержки. В данном случае Мининформсвязи является координатором всех работ по программе, в том числе отвечает за планирование бюджетных средств, необходимых для ее реализации.

Принятый документ касается исключительно технопарков и носит «знаковый» характер.

«В программе сказано — технопаркам быть, — говорит Александр Михайлов, финансовый директор ЛАНИТ. — Какие-либо другие меры в этом документе не рассматриваются, поэтому было бы неверно считать его программой развития ИТ-отрасли в целом». Концепция развития ИТ-отрасли, представленная правительству в конце 2004 г., включала широкий круг рекомендаций и предложений, и развитие технопарков — важная, но не самая обширная их часть. Большое внимание в Концепции было уделено изменениям законодательства и системы подготовки кадров, и ИТ-компании их по-прежнему ждут.

«Очень важна тщательная проработка законодательной базы. Это необходимо для обеспечения адресного получения преференций и для того, чтобы избежать излишнего внимания к отрасли со стороны «охотников за льготами». В руках государства и наша система образования, без которой серьезного движения в сторону инновационного развития экономики быть не может. Необходимо вернуть традицию профильных вузов в системе высшего образования. Только они совместно с экспертами из ведущих компьютерных компаний смогут подготовить достаточное количество высококлассных ИТ-специалистов», — считает Александр Калинин, президент «Национальной компьютерной корпорации».

Работа по изменению законодательства в правительстве идет, считает Валентин Макаров, президент некоммерческого партнерства «Руссофт». Он отмечает также, что первая редакция программы ИТ-парков (в разработке которой «Руссофт» принимало деятельное участие) включала весь комплекс мер по поддержке экспорта ПО. Сейчас из программы изъято все, что не относится непосредственно к системе ИТ-парков. Возможно, это правильно, полагает Макаров, за исключением того, что часть средств по каждому ИТ-парку следовало бы выделить на подготовку кадров, например 10% от расходов на инфраструктуру.

Технопарки оказались одним из многих вопросов, на которые у Минэкономразвития и Мининформсвязи разные взгляды. Точка зрения МЭРТ нашла выражение в законе об ОЭЗ, принятом несколько месяцев назад. Интересы ИТ-отрасли в этом законе не были учтены, что разочаровало ИТ-сообщество. «ОЭЗ — это инструмент для стимулирования сборочного производства, — считает Макаров, — который в самый последний момент пытались приспособить к ИТ. Не получилось». Это мнение разделяют очень многие. Возможно, надеется Макаров, что по мере реализации проектов по этому закону станет понятно, что он несовершенен и для применения к ИТ-паркам его надо менять, чтобы распространить на существующие объекты и устранить излишнюю государственную опеку. На одном из публичных мероприятий «Руссофт» осенью 2005 г. Олег Бяхов, директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи, отвечая на вопросы представителей ИТ-компаний по поводу OЭЗ, пояснил, что в министерстве хорошо понимают ограничения, которые принятый закон создает для развития технопарков, и продолжат работу с тем, чтобы появились другие, в большей степени соответствующие потребностям ИТ-компаний законодательные положения. Видимо, принятая недавно программа — результат этих усилий. Можно предположить, что со временем в стране возникнут технопарки двух типов: «им. МЭРТ» и «им. Мининформсвязи». И те и другие будут претендовать на поддержку из единого государственного бюджета, но, как ни крути, конкуренция — вещь неплохая.

Согласно принятой программе, в 2006—2010 гг. планируется создать технопарки на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и Санкт-Петербурга. «Правила игры» для каждого парка устанавливаются неким «координирующим органом», в котором будут представлены федеральные, региональные и местные органы власти, отраслевые ассоциации, научные и образовательные учреждения, а также инвесторы. Создается этот орган совместным решением Мининформсвязи и администрации субъекта РФ. До настоящего времени практически везде работа по организации технопарков неизменно стопорилась тем, что такого единого органа, выражающего интересы всех сторон, уполномоченного принимать решения и нести ответственность, не было.

Кроме того, в соответствии с программой, организовать технопарк, а затем и управлять им должна «управляющая компания». Координирующий орган определит рамки ее полномочий, порядок взаимодействия с остальными участниками процесса. Однако компания эта будет не совсем обычной: она не может тратить прибыль на что угодно. «Средства, полученные в результате деятельности по обеспечению функционирования и развития технопарка, используются исключительно на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка, и маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку российских высокотехнологичных предприятий при их выходе на мировой рынок», — говорится в программе. Практически управляющие компании в ряде парков уже существуют и ведут обычную коммерческую деятельность. Как будут создаваться и действовать координирующие органы и управляющие компании, выяснится, очевидно, не ранее конца II квартала, после того, как Мининформсвязи разработает пакет документов, конкретизирующих программу, и даст предложения по бюджету. Строго говоря, только после их принятия и можно будет серьезно говорить о том, что государственная поддержка создания технопарков стала реальностью.

Однако несмотря на тезисный характер программы, сам факт ее принятия положительно оценивают «Руссофт», ЛАНИТ, Luxoft, НКК. Все они так или иначе уже создают или участвуют в создании технопарков в Петербурге, Дмитрове, Дубне, Троицке соответственно и рассчитывают, что принятая программа поможет осуществлению этих проектов, ускорит их реализацию.
«Если ОЭЗ рассчитаны на вновь приходящих на российский рынок крупных собственников самых разных производств, то программа создания технопарков направлена исключительно на ИТ-компании, и это рождает некоторые надежды. Нет ограничений по объемам инвестирования, нет государственного органа, принимающего решения о размещении компании в парке. Есть возможность получения государственных инвестиций для создания инфраструктуры, а значит — возможность снижения платежей за аренду и получения набора услуг, необходимых для ИТ-компаний. Есть координирующий орган, в котором могут быть представлены разные интересы», — считает Валентин Макаров.

Конечно, у игроков ИТ-рынка есть и сомнения. Дмитрия Лощинина, генерального директора Luxoft, настораживает масштаб программы, большое число заявленных в ней объектов. «При таком охвате есть риск распылить деньги и усилия и не получить полезного результата, — считает он. — По-моему, разумнее определить два-три пилотных объекта и отработать всю технологию создания и управления на них. И уже убедившись, что все работает, оценив отдачу от этих проектов, делать масштабное внедрение». Александр Калинин полагает, что очень важно изучать примеры стран, где решены вопросы быстрого вывода национальной экономики в число наиболее динамичных на мировом рынке. «Не обязательно нам изобретать свой национальный велосипед, достаточно выбрать самые успешные модели и адаптировать их», — уверен он.

Построением жизнеспособной модели и занимается Мининформсвязи. Пока же из текста программы неясно, сколько и кому дадут денег. Непонятно также, кто осуществляет управление. «Скорее всего, в ближайшее время будет создан соответствующий орган, возможно, аналог Агентства по ОЭЗ. Он же и будет заниматься разработкой правил игры и формированием бюджетов. Скорее всего, какая-то ясность может появиться к концу 2006 г.», — полагает Дмитрий Лощинин.