В самом конце марта появилась информация, которую некоторые участники ИТ-рынка опрометчиво восприняли как первоапрельскую шутку. Группа депутатов Госдумы внесла поправки в законопроект «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Законопроект предлагается дополнить пунктом, запрещающим использование «зарубежных программно-технических средств» в государственных информационных системах, «обеспечивающих стратегические отрасли и особо опасные (важные) объекты РФ». Напомним, что в первом чтении закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» Госдума приняла в ноябре прошлого года. В окончательном виде его планируется утвердить в ходе нынешней сессии (до конца июня).

Среди авторов поправок называют входящих во фракцию «Единая Россия» члена Комитета по безопасности Геннадия Гудкова и заместителя председателя комитета по промышленности Александра Хинштейна.

Вспоминая предысторию этого вопроса, можно отметить, что еще в 2000 г. была принята «Доктрина информационной безопасности», где в перечне потенциальных «угроз» признавалась «закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи» (правда, при этом делалась существенная оговорка — «при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам»).

По мнению одного из авторов поправок, Геннадия Гудкова, в настоящее время 95% используемого в нашей стране ПО имеет зарубежное происхождение и «поэтому у российских программистов нет ни кодов, ни команд к программам». Он считает, что через год после принятия закона правительство должно будет представить перечень объектов, на которых необходимо провести замену иностранного ПО на отечественное. В первую очередь депутат относит к ним предприятия ВПК, энергетику, транспорт и т. п. В общей сложности, по его оценке, запрет на использование зарубежного ПО должен затронуть не более 10% российских информационных систем.

В случае военного противостояния, по мнению депутатов, есть реальная угроза, что «вероятный противник» может дистанционно вывести свое «вражеское» ПО из строя, а это означает поражение России. При этом Гудков приводит в пример войну в Ираке, где, по его словам, противовоздушная оборона использовала западное ПО и почему-то «не заметила» атаки американских бомбардировщиков.

Тем временем для военного ведомства создается российская система управления и связи нового поколения. В октябре прошлого года начальник войск связи генерал-полковник Евгений Карпов сообщил, что для выполнения этой задачи расходуется до 18% годового бюджета Минобороны, и этих средств достаточно, чтобы создать ее до 2015 г. Правда, Карпов вдаваться в детали не стал: «Существующую систему связи нужно адаптировать переводом из аналоговой в цифровую, а в последующем, возможно, на нанотехнологии».

По мнению Александра Хинштейна, предложенные поправки затронут не только оборонные предприятия: «Речь идет и о других сферах, сопряженных с гостайной и защитой информации. Например, паспортная система. Главное — обеспечить безопасность этой информации, потому что попадание такого рода данных в чужие руки может привести к нежелательным последствиям», — заявил депутат в интервью «Новым Известиям». При этом он отметил, что речь в первую очередь идет о сохранении государственной тайны, а не «о создании аналогов операционной системы Microsoft».

Тем не менее многие эксперты утверждают, что в замене иностранного ПО на отечественное нет особой необходимости. Тем более что авторы этих поправок, наверное, пока не подозревают, с какими экономическими и техническими проблемами придется столкнуться в случае их принятия.

В тех же «Новых Известиях» приводится комментарий одного из основоположников российского Интернета, главного редактора сетевого издания MosNews.com Антона Носика: «Любой специалист знает, что зарубежные компании вложили сотни миллиардов долларов в разработку и тестирование своих компьютерных продуктов. Таких денег у России не было и не будет». По его мнению, создание серьезной системы «с нуля» обойдется бюджету страны в сотни миллионов долларов, и по уязвимости она будет уступать западной. При этом, естественно, появляется громадное поле для коррупции и лоббизма.

Похоже, все это хорошо понимают и в Мининформсвязи. Выступая на ИТ-Саммите в Санкт-Петербурге, директор департамента стратегии построения информационного общества Олег Бяхов сказал, что это напоминает ему попытку конъюнктурной политической игры. У него есть серьезные подозрения, что подобные поправки в этот законопроект противоречат действующему закону о госзакупках. Кроме того, он не понимает, «что такое стратегические отрасли и критически значимые предприятия».

Наибольшее недоумение депутатские поправки вызвали у представителей западных разработчиков. Зачем столько сил, времени и нервов тратилось на всевозможные сертификации?

Тем не менее в московском представительстве Microsoft дали весьма нейтральный и сдержанный комментарий. Как сообщает Кира Кирюхина, руководитель отдела по связям с общественностью ООО «Майкрософт Рус», еще в 2002 г. корпорацией была принята долгосрочная стратегия создания защищенных информационных систем нового поколения (Trustworthy Computing).

«Понимая, что каждое государство обязано защищать свои национальные интересы, Microsoft в 2002 г. разработало программу Governemnt security program (GSP) по сотрудничеству с государствами в области информационной безопасности. В рамках программы GSP мы предоставляем государственным органам доступ к исходным кодам своих продуктов. Россия стала первой страной в мире, подписавшей GSP в 2002 г. и получившей доступ к исходным кодам Windows и других программ», — напоминает Кира Кирюхина.

По ее словам, все госструктуры, отвечающие за безопасное использование ПО в государственных организациях, среди которых ФСБ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), Минобороны и т. п., имеют доступ к исходным кодам продуктов Microsoft, для того чтобы проверить их качество и убедиться в отсутствии у них недекларированных возможностей.

На основе этого соглашения еще в 2003 г. была начата сертификация ряда продуктов. Как отмечают в Microsoft, на сегодня «Предприятие по поставкам продукции Управления делами Президента РФ» уже сертифицировало во ФСТЭК ОС Windows XP и Windows Server 2003, сервер управления базами данных SQL Server 2000 и офисный пакет Office 2003. «Проводится сертификация наших продуктов и в ФСБ. Там уже получены положительные заключения по результатам сертификационных испытаний Windows XP и Windows Server 2003, — утверждает Кира Кирюхина. — Полученные сертификаты дают возможность государственным организациям юридически обоснованно использовать продукты Microsoft в своих защищенных информационных системах».

Анатолий Харламов, директор по работе с государственным сектором московского представительства SAP, защищая продукты своей корпорации от «необоснованных депутатских подозрений», искренне болеет за Россию. По его мнению, без внедрения серьезных современных информационных систем управления мирового уровня в стране не осуществить нормальную реформу госуправления, не добиться его прозрачности, эффективности, целевого планирования и всего того, о чем мечтает российская управленческая элита и озвучивает президент Путин.

Кроме того, без этого нам никогда не осуществить выход на реальный экспорт ИТ-технологий, о чем также много говорилось в высших эшелонах власти. «Российская ИТ-отрасль может развиваться только в ногу и синхронно с мировым софтом, а для этого надо его сейчас брать за основу, осваивать и на его базе строить что-то свое, чтобы ликвидировать отставание и прорваться вперед. Пример — SAP NetWeaver. Он обошелся корпорации SAP в 9 млн. человеко-дней программистов, а где найти столько средств российской компании? Ведь лучше, взяв его за основу, сделать свои решения, которые «на ура» пойдут в мире», — уверен Анатолий Харламов.

По его мнению, любая пропаганда изоляционизма, особенно в такой глобальной и взаимосвязанной области, как ИТ, приведет не к развитию этой отрасли в России, а к ее деградации. «Российской ИТ-отрасли ни в коем случае не надо искусственно ставить себя в какое-то привилегированное положение внутри страны, не закрываться от Запада», — считает Харламов, вспоминая ленинские слова «черпать двумя руками все лучшее из-за границы». Он уверен, что «все это лучшее» надо пытаться активно осваивать, «чтобы вскочить в вагон уходящего далеко вперед поезда мировой ИТ-элиты и строить свои разработки на базе самых современных ИТ-технологий, а не пытаться заново изобретать то, что уже изобретено».

«Только взяв за основу лучший мировой опыт, можно прорваться в будущее. А для этого надо этот лучший опыт сначала освоить и внедрить в наших стратегических областях — тогда эти отрасли станут действительно развитыми», — убежден Харламов.

По его мнению, хорошее ПО, как и любая настоящая инновация, никогда не имело «национальности» и не признавало госграниц. В современном глобальном мире все лучшие инновации, в том числе и ПО, сразу берутся на вооружение как бизнесом, так и госструктурами, если они хотят быть эффективными. И при его приобретении возникает только два вопроса — цена на ПО и наличие у него международного сертификата безопасности по ISO. А дальше вопрос становится уже внутренним делом государства или бизнеса — насколько они доверяют сертификату и той компании, у которой ПО покупается. Если есть сомнения, то это уже дело компетентных органов.

«Для примера: системы управления SAP работают в таких серьезных с точки зрения безопасности структурах, как армии США, Израиля, НАТО и еще более 20 стран мира, и вряд ли правительства этих стран не задумываются о проблемах безопасности ПО и целиком полагаются на SAP, — рассуждает Анатолий Харламов. — Просто в этих государствах есть надежные специальные органы, которые могут развеять все сомнения».

В заключение стоит заметить, что по традиции весной в нашей стране наблюдается немало «веселых» и необычных событий. И не только в канун 1 апреля. Помимо «наезда» депутатов на иностранное ПО, в весеннем «рейтинге» 2006 г. можно выделить еще несколько интересных новостей. Так, члены Общественной палаты предлагают запретить употребление слов «доллар» и «евро», полагая, что это еще более повысит доверие к и без того весомому рублю. Государство проявляет невиданную ранее заботу о здоровье населения — неожиданно выясняется, что вред ему могут причинить не только молдавские и грузинские вина, но и минеральная вода «Боржоми»... Опять же искренней тревогой о здоровье россиян, как выяснилось в конечном итоге, была вызвана и операция правоохранительных органов по конфискации у «Евросети» «растаможенной» партии мобильных телефонов, уровень электромагнитного излучения которых якобы превышает норму...

Если ситуация и в дальнейшем будет развиваться по этой схеме, не исключено, что наши сограждане могут лишиться многих привычных, но, как теперь выясняется, «вредных» вещей. Вдруг кого-нибудь из депутатов или чиновников охватит беспокойство за самочувствие рядовых пользователей Windows и MS Office?