2005

В России конец 2004 г. и начало нового 2005 г. ознаменовались повышенным вниманием к ИТ-сектору со стороны государства.

В ноябре 2004 г. правительство рассмотрело и «в целом одобрило» Концепцию развития отрасли ИТ в России на 2005—2010 гг., разработанную АПКИТ и Мининформсвязи РФ. Работу над Концепцией в АПКИТ начали еще в 2003 г., затем к ней подключились Мининформсвязи и консалтинговая компания McKinsey. Представленная правительству версия была уже третьей. Концепция содержала ряд довольно радикальных шагов, направленных на развитие ИТ — устранение некоторых таможенных и фискальных барьеров, меры по стимулированию спроса на ИТ со стороны госструктур, бизнеса и населения, по увеличению экспорта ПО и услуг и др. Результатом реализации этой Концепции стало бы увеличение оборота ИТ-отрасли в 2010 г. до 30 млрд. долл., а объема экспорта — до 3 млрд. долл. В Концепции, а также в большинстве дискуссий между властью и ИТ-бизнесом четко прослеживалась ориентация ИТ-сектора на разработки для зарубежных заказчиков. Сторонники резкой активизации ИТ-экспорта ссылались на то, что, пока не поздно, нужно успеть занять место на мировом рынке ИТ-услуг, резервы которого, в отличие от внутреннего рынка, почти неограниченны. Но подобную позицию разделяли далеко не все крупные участники рынка. Со временем, хотя и не быстро, некоторые положения Концепции стали воплощаться в жизнь.

А 11 января на встрече с представителями ИТ-отрасли в Новосибирске президент РФ Владимир Путин сообщил: принято решение приступить к организации технопарков, в которых будут созданы благоприятные условия для развития бизнеса в сфере ИТ. И назвал это начинание крупным национальным проектом. По-видимому, технопарки, которые президент посетил в ходе визита в Индию в декабре 2004 г., произвели на него большое впечатление.

В конце марта объявлено о том, что дистрибьюторская фирма CompTek вошла в состав холдинга ЛАНИТ. У прежних владельцев CompTek выкуплено 100% акций, сказал президент ЛАНИТ Георгий Генс, но сумму сделки не назвал. Как заявил тогда Андрей Бряндинский, генеральный директор компании CompTek, она останется самостоятельной и сохранит свою индивидуальность, никаких изменений в ее руководстве и структуре в ближайшее время не произойдет. Это уже третье приобретение ЛАНИТ за последние два года.

В апреле в составе группы компаний RRC на базе подразделения Focus Distribution создана дистрибьюторская фирма DiFo (Digital Focus), специализирующаяся на продвижении на рынках СНГ и стран Восточной Европы цифровых устройств, ориентированных на рынок SOHO и предназначенных для построения домашних сетей. Бренд RRC решено оставить за подразделением Enterprise Networking, продвигающим «тяжелое» сетевое и телекоммуникационное оборудование. Напомним: оба эти подразделения были созданы в конце 2002 г., и уже тогда планировалось, что со временем они будут преобразованы в самостоятельные компании.

Весной компания Kraftway, пытаясь найти оптимальные условия работы с каналом сбыта, вновь изменила условия своей партнерской программы. Если прежде в структуре канала выделялись федеральные розничные сети, региональные и московские дистрибьюторы, корпоративные партнеры, причем за региональными компаниями закреплялись определенные территории, на которых им гарантировалась эксклюзивность, то новая версия партнерской программы предусматривала четыре статуса: Retail Partner, Distribution Partner, Business Partner и Corporate Partner. Таким образом, вендор отказался от двух ранее принципиальных для него понятий — «региональные» и «эксклюзивные» (партнеры). А уже летом у Kraftway появилось первое региональное представительство (в Новосибирске), «чтобы отладить новую форму взаимодействия с партнерами».
В июне во исполнение январских указаний Владимира Путина Мининформсвязи РФ внесло в правительство два проекта, напрямую касающихся ИТ.

Первый — это уточненный проект государственной программы создания технопарков в сфере ИТ, предусматривающей организацию специализированных ИТ-парков в Новосибирской, Нижегородской и Московской областях, а также в Санкт-Петербурге. Планировалось, что общий объем финансирования программы в период 2006—2010 гг. составит около 123 млрд. руб., в том числе около 20 млрд. руб. должно поступить из федерального бюджета.

Второй проект касался создания Российского инвестиционного фонда технологий и инноваций. На начальном этапе объем средств фонда должен был составить 100 млн. долл., из которых 76 млн. — бюджетные. В течение последующих трех лет за счет продажи акций фонда частным инвесторам его капитал планировалось увеличить до 300—400 млн. долл. Усилиями фонда в течение трех лет предполагалось привлечь для реализации проектов в области ИТ 1,2—1,6 млрд. долл. (для сравнения — в 2004 г., по оценкам Мининформсвязи, объем инвестиций в российскую отрасль ИТ не превышал 80 млн. долл. при общих потребностях 450—600 млн. долл. в год). В ИТ-сообществе этот проект вызвал понятный интерес, тем более что идею создания подобного фонда выдвинули в 2004 г. сами представители ИТ-бизнеса при разработке Концепции развития отрасли в России. Однако из-за межведомственных разногласий этому проекту было суждено пролежать в правительстве до весны 2006 г.

Летом на российском ИТ-рынке появился новый игрок — Евразийский информационно-технологический альянс (ЕИТА), в который вошли восемь примерно равных по масштабам компаний из разных регионов страны. Общее количество их сотрудников — 650 человек, из них технических специалистов — 250. Все вошедшие в альянс фирмы — партнеры компании Kraftway, которая и инициировала переговоры о создании ЕИТА. Основными целями ЕИТА названы расширение бизнеса за счет участия в проектах федерального масштаба для госструктур и крупных территориально-распределенных холдингов, а также тиражирование типовых решений для СМБ. Глава ЕИТА Игорь Мурашкинцев (в прошлом заместитель генерального директора Kraftway) с оптимизмом прогнозировал рост совокупного оборота участников альянса на 50% уже в следующем 2006 г. Вообще же руководители ЕИТА высказывали намерение войти в двадцатку ведущих системных интеграторов страны, правда, не уточнили, когда именно это случится. Информация о создании и планах ЕИТА вызвала у участников рынка немало вопросов, ответов на которые его представители пока не дали. ЕИТА — весьма редкий на нашем ИТ-рынке пример объединения ИТ-компаний из разных регионов. Два других известных примера — группа «Сибкон», образованная в 1999 г. и состоящая сейчас из шести компаний, и консорциум Business Computers Group, образованный в 2004 г. и состоящий из 10 компаний.

В июле президент Владимир Путин подписал закон об особых экономических зонах (ОЭЗ) в РФ, который предусматривал создание территорий двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Однако вопреки ожиданиям многих ускорению развития ИТ-отрасли этот закон никоим образом не способствовал бы: планируемые ОЭЗ, по мнению многих ИТ-компаний, возможно, и будут удобны для создания сборочных производств, но совершенно бесполезны в качестве технопарков и имеют целый ряд «неприятных» с точки зрения развития ИТ особенностей.

Также летом неожиданно прекратила сборку ноутбуков iRU компания NCA Group. С момента вывода ноутбуков iRU на рынок (в 2002 г.) она стремилась захватить лидирующие позиции, делая ставку на агрессивный маркетинг и низкие цены. Ее основным соперником все эти годы являлась компания Rover Computers. По оценкам IDC, еще в I квартале 2005 г. марка iRU занимала третье место по объемам продаж, однако во II квартале опустилась на пятую позицию. Как говорилось в совместном заявлении NCA Group и Merlion, появившемся в конце августа, вследствие «агрессивной ценовой политики и мощного демпинга мировых производителей» и «с целью оптимизации расходов» принято решение об объединении компании NCA Group с группой компаний Merlion, прекращении сборки ноутбуков iRU на территории РФ и ее переносе в Китай. Сообщалось также, что впредь продажей этих ноутбуков будет заниматься компания Merlion, владеющая торговой маркой iRU. Однако уже через пару месяцев руководство Merlion передумало: в ноябре заместитель генерального директора по стратегическому планированию и маркетингу Вадим Яроцкий заявил, что по экономическим причинам компания вообще не будет выпускать ноутбуки iRU. Вместо них спустя полгода, в марте 2006 г., на рынке появились настольные ПК с маркой iRU.

В сентябре стало известно о реорганизации группы компаний R&K. Ее целью, по словам Бориса Ренского-младшего, вице-президента R&K по развитию бизнеса (сына Бориса Ренского — одного из основателей и президента R&K), является «повышение возврата на капитал», а ее суть — общая переориентация бизнеса R&K на менее капиталоемкие и более прибыльные направления. Отныне «локомотивами» развития призваны стать компании R&K Consulting (создана в 2002 г., занимается консалтингом и внедрением ERP-систем) и Mirantis (московский офис открыт в 1997 г., оказывает услуги западным компаниям в области организации и выполнения заказных разработок в России). В связи с этим по отношению к тем членам группы R&K, которые занимаются «традиционным» бизнесом, предприняты поистине хирургические меры. Так, дистрибьюторская компания «Аэртон» переходит «от малоприбыльной системы торговли one-stop-shop к нишевой дистрибуции»: к началу 2006 г. из 17 прямых контрактов остались всего три — с AMD, Gigabyte и MSI. Далеко не лучшие времена переживает и фирма-сборщик R&K. В 2005 г. она выпустила, по словам Ренского, 35 тыс. ПК, и не исключено, что в текущем году — будет еще на 15—30% меньше. А ведь в «звездные» для R&K годы (1997—2001 гг.) она входила в число крупнейших отечественных сборщиков, в частности в 1999 г., по данным IDC и ITResearch, была лидером рынка.

Осенью начался очередной этап «наведения порядка» на таможне: таможенные органы и подразделения МВД по борьбе с экономическими преступлениями предприняли ряд акций против крупных компаний, подозреваемых в нарушении таможенного законодательства. С 1 октября российская таможня начала работать по новым правилам. Самое главное изменение: при определении таможенной стоимости используется не декларация импортера, а прайс-лист, предоставляемый в компетентные органы вендором. Те компании, которые это делают в срок, могут рассчитывать на «облегченную форму» ввоза товаров в страну; остальных ожидает «растаможка по всем правилам». Однако, по данным ФТС на 1 октября, прайс-листы предоставили всего несколько десятков вендоров бытовой и компьютерной техники, а также средств связи.

Тем временем среди игроков российского ИТ-рынка продолжались небольшие «подвижки». В сентябре стало известно, что в состав холдинга ЛАНИТ вошла компания Artezio (около 200 сотрудников), специализирующаяся в основном на разработке заказного телекоммуникационного ПО. Компания осталась отдельным юридическим лицом и сохранила самостоятельность в управлении. Сумма сделки не разглашалась. В октябре холдинг РБК официально объявил о покупке контрольных пакетов акций компаний «Гелиос компьютер» и «АСКО-ТБС консалтинг». Никаких подробностей участники этих сделок, известные своей закрытостью, не раскрывали; сообщалось лишь, что в результате этих покупок выручка РБК в 2006 г. увеличится на 50 млн. долл. В ноябре группа Verysell объявила о завершении консолидации группы компаний Sterling, ставшей ее дочерним предприятием. Ранее в группу Sterling, известную на рынке системной интеграции с 1992 г., входили четыре компании, а также сеть из 10 филиалов в европейской части России. В ее штате было около 280 специалистов, в том числе по системам ERP фирмы SAP. Последние финансовые данные по группе Sterling относятся к 2002 г.: по оценке CNews, ее оборот составлял 1,033 млрд. руб. Детали сделки не разглашались. Сообщалось только, что Verysell окажет группе Sterling, которая, по слухам, переживала серьезные финансовые трудности, поддержку и усилит ее руководство рядом своих менеджеров. Спустя полгода ситуация прояснилась: по сообщению CNews, бизнес Sterling был объединен с бизнесом фирмы V6 Technologies (приобретенной Verysell в 2003 г.), большинство топ-менеджеров Sterling, включая ее руководителя и основного владельца Сергея Токмакова, покинули компанию, а сама она преобразована в новую структуру «Sterling-интеграция».

В конце года очередной сюрприз преподнес генеральный директор и совладелец компании Kraftway Алексей Кудрявцев — он покинул компанию, которую много лет возглавлял и которая всегда ассоциировалась с его именем. А 10 ноября предстал в новом качестве — генерального директора вновь созданной компании Integrated Services Group (ISG), которая будет предоставлять услуги аутсорсинга крупным российским заказчикам. На этот бизнес Кудрявцев возлагает большие надежды. По его мнению, промышленный аутсорсинг является самым быстрорастущим сегментом российского ИТ-рынка и уже в 2008 г. его объем составит 3,67 млрд. долл. Основные акционеры ISG — Алексей Кудрявцев, Павел Каплунов и Михаил Марголин (два последних — в свое время соответственно гендиректор и коммерческий директор компании «РТК-Лизинг»).

В этом году в Москве открыли свои представительства тайваньская компания Hon Hai Precision Industry (торговая марка Foxconn Electronics), израильская Radware (входит в состав RAD Group), тайваньская FSP Group, американская Netgear и китайская Lenovo — ее офис, по словам генерального директора Lenovo EE/A Дениса Решина, создан на базе отдела персональных систем компании IBM EE/A. А американская компания Zultys Technologies объявила об открытии в Нижнем Новгороде Центра исследований и технической поддержки для региона ЕМЕА.

Окончание. Начало в CRN/RE № 9, 10, 11, 12, 13/2006.