В середине мая неподалеку от Твери состоялась пятая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», организованная ассоциацией АП КИТ при содействии губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. Спонсорами выступили компании «1С», АCКОН, «Лаборатория Касперского», Cisco, EMC, IBM, Intel, Microsoft, Oracle, SAP, Теkаmа.

Участников конференции принимал Детский лагерь информационных технологий «Компьютерия», вот уже несколько лет действующий под патронатом тверской компании «Андреев Софт».

В ходе подготовки мероприятия довольно долго обсуждался вопрос о его формате: будет ли это, как и в предшествующие годы, совещание с не очень большим числом участников — такого мнения придерживались большинство членов программного комитета, или более демократичная и многочисленная конференция, на которой могли бы выступить не только «зубры», но и многие другие участники — такова была позиция правления АП КИТ.

Победила вторая точка зрения. Из более чем 100 полученных заявок на выступления было выбрано 22 наиболее интересных, а остальные доклады — впервые в практике этой конференции — можно было сделать как стендовые. В результате, по данным организаторов, число участников (около 250) и спонсоров стало в два раза больше, чем в прошлом году. К сожалению, не приехали заявленные в программе конференции представители Министерства образования и науки РФ.

Тон работе конференции задал Борис Нуралиев, руководитель комитета АП КИТ по образованию и директор компании «1С», выступивший с отчетом о работе своего комитета. Название его доклада — «Кадры и образование — ключевой вопрос развития ИТ в России» — говорит само за себя.

Он привел результаты проведенного под эгидой АП КИТ исследования, в котором предпринята попытка оценить текущие и перспективные потребности в ИТ-специалистах в основных секторах ИТ-отрасли, а также в экономике страны в целом. Так, по предварительным* данным, в текущем году на работу в ИТ-отрасль и ИТ-подразделения отечественных компаний придет более 200 тыс. человек, в то время как число выпускников по ИТ-специальностям будет как минимум вдвое меньше.

К 2012 г. ежегодные потребности российской экономики в ИТ-кадрах могут составить порядка 300 тыс. человек. Будут ли они удовлетворены, пока не ясно. Причем даже в случае «перепроизводства» ИТ-специалистов, считают авторы исследования, проблем с их занятостью в России не возникнет, а рост ИТ-отрасли и экономики в целом будет более существенным.

Следующие два пленарных доклада были посвящены вузовской подготовке программистов и преподаванию некоторых базовых «компьютерных» специальностей. При этом оба докладчика — Виктор Иванников, член-корреспондент РАН, профессор МГУ и МФТИ, и Андрей Терехов, профессор СПбГУ и генеральный директор компании «ЛАНИТ-Терком», — вышли далеко за рамки своих любимых специальностей, соответственно Computer Science и Software Engineering (программная инженерия), затронув более общие тенденции в нашем ИТ-образовании.

Так, по мнению Терехова, вузы по-прежнему готовят в основном специалистов по информатике, ориентированных на исследовательскую работу. «Но столько исследователей нам не нужно, нам нужны инженеры, но хорошие», — сказал он.

Кроме того, считает Андрей Терехов, и в сложившейся практике преподавания ИТ, и в предпринимаемых попытках его реформирования мы по-прежнему отклоняемся от принятых в мире, прежде всего в США, стандартов. Об этом свидетельствует, в частности, используемая терминология и отсутствие программной инженерии в списке самостоятельных учебных дисциплин. Если в мире существуют стандарты, то нужно им следовать, «иначе это нам выйдет боком», уверен он. Его рекомендация Минобрнауки — привести структуру государственных образовательных стандартов в части ИТ в соответствие рекомендациям Computing Curricula.

Наряду с пленарными заседаниями на конференции работали три секции.

Пожалуй, самой интересной для участников ИТ-рынка была секция «Сотрудничество вузов с индустрией». Представители почти полутора десятков известных ИТ-компаний и крупных вузов рассказывали о практике и конкретных результатах своего сотрудничества с «другой стороной». Среди них «1С», «Лаборатория Касперского», Национальная компьютерная корпорация (НКК), ЕМС, Intel, Microsoft, Oracle, SAP, Tekama, Cамарский технический университет, Санкт-Петербургский университет и др. Общее резюме: формы взаимодействия крупных ИТ-компаний и высшей школы многобразны — преподавательская работа специалистов ИТ-компаний в вузах, организация базовых кафедр проведение студенческих олимпиад и конкурсов, а также научно-технических конференций для преподавателей, специальные льготные условия для учебных заведений и учащихся по приобретению оборудования и ПО, совместные проектные и исследовательские работы и др. А дальше все зависит от зрелости партнеров и готовности людей к такому сотрудничеству.

Попутно затрагивались некоторые проблемные точки подобного сотрудничества, но все выступления были достаточно спокойными, общей дискуссии по этим вопросам не было.

Понятно, что сотрудничество будет успешным, только если в нем заинтересованы обе стороны. Позицию НКК, а по сути, всего ИТ-бизнеса, в этом вопросе удачно сформулировал Олег Клейман, заместитель директора по работе с филиалами компании OCS (входит в НКК): «Мы не готовы проливать «золотой дождь» на вуз из наших карманов. Не потому, что у нас, как у крупного бизнеса, нет денег, а потому, что не считаем это полезным ни нам, ни вузу. Мы даем ему, пользуясь банальным выражением, не «рыбу», а «удочку». Если вуз умеет зарабатывать деньги своей основной деятельностью — обучением, то мы с ним сотрудничаем. Основа наших отношений — взаимная выгода: мы даем вузу заработать, вуз решает какие-то наши задачи».

Сходная позиция и у руководителей ряда сильных столичных вузов, которые уже имеют неплохую материальную базу, современное оборудование, и основная проблема для них — привлечение (и удержание!) квалифицированных преподавателей.

Вот мнение Александра Речинского, проректора по инновационной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета: «Если участники рынка хотят получать нужных им специалистов, то они должны быть заинтересованы в том, чтобы вузы были экономически сильными структурами. Пока не факт, что они это понимают и хотят что-то делать в этом направлении. Я не имею в виду спонсорскую помощь. Возможно, это плата за выпускников, возможно, ведение НИР по заказам компаний, возможно, привлечение вузов для повышения квалификации сотрудников компаний».

В частности, по его словам, «Политех» активно конкурирует с частными авторизованными учебными центрами, по многим авторизованным курсам занимая первое-второе место в городе, и намерен и далее захватывать этот рынок.

Секция «Инновационный потенциал университетов. Принципы и процедуры формирования структуры и содержания образования» в значительной степени была посвящена вопросам обучения ИТ-специалистов и оценки качества выпускников вузов по ИТ-специальностям.

Самым интересным пунктом программы здесь был «круглый стол», на котором обсуждались профессиональные стандарты в сфере ИТ, разрабатываемые под эгидой АП КИТ. За счет группы фирм — участников проекта («1С», «АйТи», «Лаборатория Касперского», «Прогноз», «ТехноСерв А/С», «Яндекс», IBS, Intel, Microsoft, R-Style, Verysell) эта работа была заказана творческому коллективу под руководством проректора Высшей школы экономики Виктора Никитина. По его словам, к настоящему времени готовы проекты профстандартов по 9 специальностям. На «круглом столе» шла речь о трех из них — для программистов, системных архитекторов и специалистов по ИС. Всего же планируется подготовить профстандарты для 12 наиболее массовых ИТ-специальностей.

Обсуждение было бурным, тем более что количественно представители ИТ-отрасли здесь были в явном меньшинстве, доминировали вузовские преподаватели.

Как признал Никитин, в ходе работы выявилось немало издержек принятой методики, и, что важнее, пока не очень понятно, как в дальнейшем установить соответствие между профессиональными и образовательными стандартами. Главная же проблема, считает он, в другом — в условиях чрезвычайно быстрого развития ИТ-индустрии и частой смены технологий разработка профстандартов не может быть разовой акцией, необходимы регулярный мониторинг и соответствующая постоянная структура. А здесь пока «конь не валялся».

Наконец, третья секция — «Вопросы преподавания ИТ для непрофильных специальностей». Конечно, ее участники вряд ли смогут облегчить кадровую проблему в нашей отрасли, но в зоне их досягаемости другая, не менее важная задача — улучшить восприятие ИТ, понимание их огромных возможностей и пределов применения в других отраслях экономики и обществе в целом.

* Официальная публикация результатов исследования планируется через месяц.