Аналитический центр REAL-IT Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС) предложил ряд мер по предотвращению стагнации российского ИТ-рынка. Рекомендации по интенсификации развития индустрии высоких технологий базируются на результатах анализа динамики отечественного ИТ-рынка (см. CRN/RE № 6/2007). Аналитики предполагают, что эти рекомендации помогут переломить проявившуюся в последние годы тенденцию неуклонного снижения темпов роста всех его сегментов.

REAL-IT отмечает, что уже более пяти лет подряд российский ИТ-рынок растет значительно быстрее экономики в целом. Это породило иллюзию, что у ИТ-индустрии блистательные перспективы как внутри страны, так и за ее пределами. Однако, по мнению экспертов, сегодняшний рост ИТ-рынка обусловлен исключительно возможностью страны импортировать в больших количествах — благодаря высоким ценам на нефть — компьютеры, телекоммуникационное оборудование и ПО. В результате необходимость освоения этих, в основном импортных, технологий и приводит к росту объема ИТ-услуг, оказываемых российскими компаниями.

По данным REAL-IT, темпы роста ИТ-рынка устойчиво падают вот уже шестой год: с 60% на рубеже 2001/2002 гг. до 14,6% на рубеже 2006/2007 гг. (прогноз). Одновременно с этим увеличиваются затраты российских компаний на собственный ИТ-персонал: от 2,5% в 2002 г. до 28% в 2007 г. (прогноз). При этом темпы роста снижаются во всех сегментах, и изменение данной тенденции в 2007 г. не прогнозируется, поскольку доля инвестиций в ИТ-бюджетах компаний, согласно расчетам REAL-IT, упала на рубеже 2006/2007 гг. с 35% до 19%.

Специалисты REAL-IT провели анализ причин замедления темпов роста российского ИТ-рынка и пришли к выводу, что оно практически не связано с «созреванием» рынка, а определяется комплексом факторов, действующих на уровне всей экономики. Главными среди выявленных факторов названы следующие:

  1. Уже несколько лет в России снижаются темпы роста ВВП. ИТ-индустрия, будучи сервисной отраслью экономики, лишь следует за данной тенденцией.
  2. Модель рынка, когда предприятия строят свою ИТ-инфраструктуру с нуля («Дефицитная модель»), практически исчерпала себя, а новых реальных стимулов для развития ИТ в России, в связи с доминированием неравных условий конкуренции, пока не появилось.
  3. Избыток нефтедолларов дает возможность российским заказчикам вместо внедрения аутсорсинговых схем, повышающих конкурентоспособность предприятия, увеличивать расходы на собственный ИТ-персонал и прочие статьи операционных затрат. Такая ситуация может длиться еще очень долго, до тех пор, пока не начнут падать цены на энергоносители.
  4. Мягкая реставрация «советской экономической парадигмы», делающей акцент на экспорте энергоносителей и рецентрализации, также не стимулирует развитие ИТ как средства конкурентной борьбы, которая все чаще заменяется нерыночными методами ведения бизнеса.

По мнению аналитиков REAL-IT, без устранения названных причин российский ИТ-рынок и ИТ-индустрия будут медленно, но неотвратимо «сползать» к стагнации. В то же время в стране имеются реальные возможности для интенсификации развития ИТ-отрасли. По мнению представителей REAL-IT, необходимо:

а) развивать экспорт интеллектуальных услуг, для чего следует

  • создавать институциональные и экономические условия, стимулирующие экспорт высокоуровневых ИТ-услуг и аутсорсинга знаний;
  • совершенствовать систему профессиональной подготовки специалистов для экспортных областей высокоуровневых ИТ-услуг и аутсорсинга знаний;

б) начинать строить в России экономику знаний, что потребует

  • создания институциональных и экономических условий, при которых выгодно накопление, порождение и использование бизнес-знаний, бизнес-инноваций и ИТ в коммерческой деятельности (в первую очередь это связано с устранением неравных условий конкуренции);
  • переориентации системы российского образования на обеспечение страны достаточным числом специалистов, способных работать в области порождения и использования бизнес-знаний и бизнес-инноваций;
  • создания национальной инновационной системы (включающей в себя коммерческие компании, исследовательские центры, университеты, консалтинговые и внедренческие фирмы), способной эффективно оперировать   с нарастающим мировым пулом знаний, ассимилируя и адаптируя их к локальным нуждам и создавая при этом новые знания и технологии.

Нетрудно заметить, что предлагаемые варианты «действий» — это рекомендации в первую очередь для руководства нашей страны. В последнее время в правительственных кругах и в прессе модной темой стали ожидаемый прорыв в ИТ-индустрии и поддержка, которую оказывает ей государство. Однако, судя по данным REAL-IT, об этом говорить преждевременно. А чтобы рекомендации аналитиков REAL-IT были выполнены, их должны по крайней мере услышать российские чиновники.

«Нам кажется очень важным создание общественного мнения, осознающего обозначенные проблемы, — отмечают аналитики из REAL-IT. — Только после этого можно надеяться на правильные сдвиги на государственном уровне: компании станут поддерживать и лоббировать не то, что здесь и сейчас позволяет максимально выгодно сотрудничать с чиновниками, а то, что позволит им успешно развиваться в ближайшие годы. И делать это в меньшей зависимости от поворотов экономической и политической конъюнктуры».