В конце августа 2007 г. компания НР анонсировала новую маркетинговую инициативу Print 2.0 под девизом What do you have to say («Вам есть что сказать»). О важности Print 2.0 для НР свидетельствует выделенная на нее сумма: около 300 млн. долл. Несколькими месяцами позже НР объявила о Print 2.0 и в России, где перед журналистами выступили региональные руководители компании во главе с Биллом Делейси, генеральным менеджером подразделения HP IPG в регионе EMEA.

Вопреки радужным представлениям последней трети прошлого века о скором торжестве безбумажного документооборота, рынок цифровой печати в последнее время уверенно растет: число напечатанных страниц увеличивается примерно на 5–10% ежегодно. По оценкам самой НР, к 2010 г. при помощи цифровых технологий в мире будет изготавливаться до 10% всей печатной продукции, что составит 53 трлн. страниц (около 300 млрд. долл. в денежном выражении). Не укрепить свои позиции на этом рынке — значит совершить стратегический просчет. Именно потому НР выдвигает сейчас инициативу Print 2.0, охватывающую весь спектр деятельности компании в сфере устройств и систем печати, от высокопроизводительных машин Indigo до портала www.hp.com/gwen, рассчитанного на самую широкую аудиторию и поддерживаемого совместно с певицей и дизайнером Гвен Стефани.

В рамках Print 2.0 стратеги НР формулируют три основных направления развития: создание платформы цифровой печати нового поколения (подразумевающей упрощение и удешевление крупнотиражной печати корпоративных документов); совершенствование и дальнейшее распространение печати с заказом копий через Интернет; привлечение к технологиям HP в области печати всех групп заказчиков — частных пользователей, представителей СМБ, крупных корпоративных клиентов, нуждающихся в «художественной» печати дизайнеров и художников и др. За последние 2–3 года, как сообщил Билл Делейси, НР приобрела больше компаний, чем в течение 20-ти предшествующих лет. Ведется также сотрудничество с независимыми разработчиками, особенно в области безопасности передаваемых на печать данных, учета и оптимизации документооборота.

Каждая из категорий потенциальных заказчиков НР потребует особого подхода в рамках Print 2.0. Так, для частных клиентов особенно важно упрощение фотопечати с заказом через Интернет, а также печати из Web-приложений на персональных принтерах (что, по данным американских исследователей, составляет почти половину всего объема домашней печати). В число поставщиков такого рода услуг будут входить (в США уже входят) крупные сети розничной торговли, например Wall-Mart. Заходя в магазин, пользователь оставляет в киоске у входа свой фотоноситель (пленку или флэш-карту) либо квитанцию о загруженных на сервис Snapfish фотографиях, а сделав покупки и выходя из магазина, забирает готовые отпечатки. В 2007 г. такой услугой в США воспользовались более миллиарда раз — и это не считая отпечатков, сделанных на специфических носителях (футболках, кружках и т. п.). При оформлении поздравительных открыток, обложек DVD с домашним видео и других подобных материалов индивидуальным пользователям помогут онлайновые технологии НР — в частности, реализованные уже сейчас на сайте www.hp.com/gwen.

В регионе ЕМЕА наиболее важен для НР сегмент СМБ: по данным компании, именно его представители проявляют наибольшую активность в области печати. Общие затраты СМБ на цифровые печатающие устройства, расходные материалы и обслуживание в 2007 г. оцениваются в 31 млрд. долл., что составляет более половины объема всего рынка печати в ЕМЕА (60,2 млрд. долл.). Ожидается, что в наступившем году в этом регионе расходы СМБ на печать превысят 33 млрд. долл., а весь объем рынка печати составит 62,5 млрд. Инициатива Print 2.0 в данном случае означает не просто разработку новых устройств печати для сегмента СМБ, но и кардинальную оптимизацию связанных с печатью затрат. Например, небольшая компания не может позволить себе потратить значительные средства на разработку фирменного стиля, единого дизайна документов и т. п., хотя в современных условиях без этого трудно обойтись. На помощь таким клиентам придут специализированные сайты www.hp.com/burton и www.hp.com/paula, а также наработки компании logoworks.com, приобретенной HP в прошлом году.

Что же касается крупного бизнеса, то его расходы на печать хотя и велики (до 15 млрд. долл. в регионе ЕМЕА в 2007 г.), однако заметного роста не демонстрируют (как ожидается, прирост за 2008 г. составит не более 0,3%). К тому же претерпевает заметные изменения структура продаж в этом сегменте рынка: увеличивается доля МФУ и снижается доля обособленных принтеров, поскольку для корпораций в качестве узлов единой инфраструктуры документооборота МФУ более предпочтительны. Тем не менее НР ожидает в этом сегменте значительных перемен. По прогнозам компании, уже к 2009 г. в рамках политики по оптимизации расходов до 70% крупных компаний передадут свои печатные процессы на аутсорсинг, что еще более усилит роль СМБ в области печати и принесет дополнительную прибыль специализированным компаниям среднего масштаба. Предлагая корпорациям услуги, а не просто печатное устройство, они смогут достичь значительного успеха. В качестве примера таких услуг была названа система создания руководств пользователя для автомобилей BMW, которые через Web-интерфейс формируются в салоне дилера с учетом комплектации каждой продаваемой машины и печатаются на оборудовании НР. В результате покупатель получает руководство, в точности отражающее особенности купленного им автомобиля, а компания не тратит средства на печать и складирование излишних бумажных документов.

Как сообщил Билл Делейси, российское подразделение компании показывает неплохие результаты. Всего к настоящему времени, по оценке аналитиков RS Consultung, в России установлены и работают 3,7 млн. лазерных и 2,4 млн. струйных принтеров HP, причем за 2007 г. количество первых увеличилась на 23%, а вторых — на 12%. Для сравнения: в пяти ведущих европейских странах (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция) в сумме используется 9,8 млн. лазерных и почти 23 млн. струйных принтеров НР, однако прирост установленной базы составляет там всего 2% в год.

С оптимизмом смотрит на перспективы российского рынка печати и Константин Кимельман, директор подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений «HP Россия»: он уверен, что потенциал и темпы развития отечественного рынка выше, чем в Западной Европе, так что налицо все предпосылки для существенно более динамичного роста. В частности, в рамках реализации стратегии Print 2.0 российское представительство НР наращивает усилия по продвижению «тяжелых» решений (линейка Indigo и средства широкоформатной печати) не только в традиционные печатные салоны, но и на новые рынки, например рынок упаковочных материалов. Кроме того, усилена российская команда менеджеров по корпоративным продажам, создаются новые схемы оптимизации парка печатающих устройств, находящихся в распоряжении клиентов НР.