Последние исследования показывают, что женщины-руководители превосходят коллег-мужчин почти по всем статьям

Известно, что работающие женщины уже давно пытаются во всем быть похожими на мужчин — начиная с деловых костюмов и заканчивая посещением гольф-клубов. Однако в последнее время аналитики стали отмечать, что мужчинам приходится подражать...женщинам. Все большее число серьезных исследований, проведенных в компаниях различных отраслей, свидетельствует: результаты, достигнутые женщинами-руководителями, оцениваются выше, чем мужчинами-руководителями — как коллегами одного с ними ранга, так и подчиненными и высшим руководством во всем диапазоне необходимых навыков и умений.

Исследователи совершенно случайно обнаружили этот феномен, когда проанализировали сотни оценок рабочих характеристик. Зачастую эта разница была мала, иногда мужчины даже получали более высокие баллы в некоторых важных областях, таких, как способность мыслить стратегически и технический анализ.

Но в целом женщины оценивались как более эффективные руководители. «Женщины набрали больше баллов почти по всем показателям», — утверждает психолог Ширли Росс, участвовавшая в исследованиях, проводившихся компанией Hagberg Consulting Group, которая проанализировала работу старших менеджеров фирм, занятых в различных сферах.

Из 425 руководителей высокого уровня (каждого оценивали 25 человек) женщины-руководители одержали победу в 42 категориях из 52.

Как считает Дуглас Эликс, возглавляющий подразделение Global Services компании IBM, женщины быстрее принимают решения, более склонны к совместной работе и почти не ищут личной славы.

Профессор Роузбет Мосс Кантер из Harvard Business School, автор ставшего классическим труда «Men and Women of the Corporation», пишет: «Женщины получают более высокий рейтинг именно из-за качеств, необходимых для преуспевания в Век глобальной информации, когда так важны умение работать в команде и партнерство».

Тогда не вызывает удивления тот факт, что некоторые руководители, выбирая при найме на руководящую работу между равными по квалификации кандидатами мужского и женского пола, отдают предпочтение женщине потому, что уверены: женщина сделает работу лучше.

И все же, если женщины столь успешны в делах, почему не они управляют большинством крупных компаний? По данным Департамента труда США, тысячи талантливых женщин сейчас оканчивают бизнес-школы и становятся менеджерами среднего звена в крупных корпорациях (сегодня 45% таких должностей заняты женщинами). Тем не менее только в двух из 500 крупнейших компаний главные управляющие — женщины: Карли Фиорина (Hewlett-Packard) и Андреа Джанг (Avon Products), только шесть из 1000 самых крупных корпораций возглавляют женщины.

Достоинства женщин-руководителей издавна недооцениваются, и их вклад в работу в основном остается незамеченным. Хотя в компаниях и утверждают, что им необходимы женское умение и навыки, на деле все оказывается не совсем так или совсем не так. Зачастую к женщинам относятся как к «рабочим лошадкам», пригодным для управленческого аппарата среднего звена, но никак не для руководства «наверху».

Последние исследования дают некоторые ответы на вопрос, почему же сохраняется такое непонимание между женщинами и большими компаниями и почему так важно иметь в штате женщин. Эти исследования носят более достоверный характер, нежели прежние, так как основаны на оценках реальной деятельности руководителей, а не на опросах или моделях деловой обстановки.

Джанет Ирвин, консультант по управлению, которая проводила одно из исследований, обнаружила, что женщины были лучше мужчин по 28 критериям из 31. Вопреки стереотипам, женщины превзошли мужчин по всем показателям, где нужно проявить интеллект, скажем, таким, как высокое качество работы, видение перспектив, генерирование новых идей и их воплощение.

Другие исследования показали похожие результаты. Фирма Personnel Decisions International изучила работу 58 тыс. менеджеров и установила, что женщины одержали победу в 20 областях из 23. Ларри Пфафф, консультант по управлению, проанализировал оценки 2,5 тыс. руководителей из самых различных компаний и сделал вывод, что женщины набрали больше баллов, чем мужчины по 17 критериям из 20.

Впрочем, некоторые исследователи пришли к другим выводам: по их оценке, женщины-руководители эффективны в равной мере с мужчинами-руководителями и не всегда превосходят их. Сьюзан Джиблейн, исполнительный вице-президент компании Personnel Decisions, занимающейся подобными исследованиями с 1984 г., полагает, что женщины зарабатывают высшие баллы в тех компаниях, где доминируют мужчины, так как относятся к такому типу женщин, которые преуспевают в этом окружении. Эти женщины просто должны быть лучшими во всем по определению.

По мнению Роберта Кабакоффа, вице-президента компании Management Research Group, женщины, возможно, потому и получают более высокие оценки, что их не сравнивают с мужчинами, выполняющими подобную же работу. В 1998 г. Кабакофф провел исследование по совершенно иному «сценарию». Он сравнивал женщин и мужчин, выполняющих похожие обязанности, занимающих должности одного уровня и имеющих одинаковый опыт руководящей работы. Сравнив 1800 руководителей по 22 категориям, Кабакофф увидел, что женщины получили преимущество примерно в половине случаев. Они были оценены более высоко коллегами одного с ними ранга и подчиненными, но боссы, тем не менее, посчитали одинаково компетентными в управлении и женщин, и мужчин.

Все знают, что женщины превосходно умеют работать в команде, но одна из областей, в которой женщины набирали наивысшие баллы в последних исследованиях, — это получение конечного результата. Джеки Стритер, вице-президент Apple Computer по технологиям, рассказывает, что она неоднократно переводила десятки служащих из своего подразделения в другие, так как чувствовала, что именно там они «придутся ко двору». Этим Стритер очень удивляла мужчин-коллег. «Организация ценна не числом служащих, а конечным результатом», — объясняет Стритер, под руководством которой работают 350 человек.

Женщины также склонны игнорировать еще одно давнишнее табу управленцев: жесткий контроль за информацией. Ану Шакла, Web-компания которой сделала 65 из 85 ее служащих миллионерами, убеждена, что «лучше переборщить в общении, чем...». Она уверена, что информацией нужно делиться со всеми сотрудниками.

В компаниях считают, что человеческие качества вовсе не совпадают с качествами деловыми. С этим спорит Джойс Флетчер, профессор в Simmons Graduate School of Management (Бостон), утверждая, что в действительности эти качества разделить нельзя. По словам консультантов, те служащие, кто чувствует заботу своих шефов или получает от них поощрение, как правило, выполняют работу качественно. И руководители высшего эшелона, умеющие гасить конфликтные ситуации, добиваются лучших результатов.

Флетчер замечает, что женщины работают таким образом многие годы, но их поведение зачастую недооценивается, поскольку их намерения бывают неправильно понятыми. Скажем, женщина-руководитель, которая тратит свое время, чтобы поговорить с сотрудником, пропустившим совещание, может восприниматься просто как приятный человек. И никому не приходит в голову, что тем самым она пытается убедиться в том, достаточно ли у персонала информации для принятия важного решения. Ее деловые поступки не видны, так как сотрудники нередко объясняют ее поведение лишь ее добротой.

Как говорит Вивьен Ир, консультант по управлению, еще одна потенциальная ловушка в том, что самые большие женские достоинства могут обернуться их величайшими слабостями. Работая очень усердно, чтобы добиться результатов, женщины крадут свое время, которое могли бы потратить на налаживание важных деловых партнерств.

Многие женщины допускают, что они слишком много времени тратят на достижение конкретных результатов и недостаточно внимания уделяют стратегии и перспективам, а это по-прежнему самое главное для руководителя высшего звена.

Наконец, чтобы добраться до вершины, недостаточно просто быть компетентным. Роберт Кабакофф только что закончил новое исследование и сделал вывод о наличии явного двойного стандарта. Главные управляющие и старшие вице-президенты мужского пола получали высокие оценки от высшего руководства в тех случаях, когда они были убедительными и уверенными в себе, и низкие, если они проявляли склонность к участию в совместной работе и были слишком эмоциональны. Иная ситуация с женщинами: они получали более низкие баллы, если демонстрировали уверенность в себе, и лучшие оценки, когда проявляли чудеса совместного творчества. Кабакофф приходит к заключению: «На самых верхних уровнях управления, оценивая людей, руководители по-прежнему мыслят стереотипами». Это означает, что даже если женщины доказали свою готовность вести компании в будущее, они, скорее всего, не достигнут заветных высот до тех пор, пока их шефы будут продолжать жить прошлым.