Год назад, 23 октября 2011 г., ушел из жизни Дмитрий Злотов — в течение многих лет директор по дистрибуции ГК ЛАНИТ, затем управляющий директор компании Treolan. Дистрибьюторскому бизнесу Тим, как его называли близкие, друзья и коллеги по бизнесу, посвятил 20 лет своей жизни. В октябре выходит в свет книга воспоминаний о Дмитрии Злотове «Тим», подготовленная компанией ЛАНИТ. В электронном виде ее можно найти на www.timzlotov.ru.

Мы публикуем некоторые фрагменты из этой книги.

«Это мое личное объективное мнение»

Анна Фролова1

В первые годы в ЛАНИТе мы работали как сумасшедшие, очень много — и днями, и ночами. Работа — это и была жизнь. Причем поскольку почти все в бизнесе нам приходилось делать в первый раз, а ошибок мы делать не хотели, то много времени у нас проходило в спорах — как сделать что-либо наилучшим образом.

Тим умел слушать и слышать. Но иногда он превращался в настоящего Овна и вел себя в полном соответствии со своим гороскопом. Вот две его фразы, которые мне все время вспо­минаются: «Это мое личное объек­тивное мнение» и еще «Я точно знаю»...

Конечно, у него был потрясающий дар убеждения. Часто наши сотрудники приходили к нему с одними идеями, а уходили убежденные в абсолютно противоположном. Причем спорить с ним мог каждый, абсолютно открыто высказывая свою точку зрения. Все было шумно, эмоционально. И в этом было особое удовольствие, такая игра — пойти, поспорить со Злотовым.

«Бизнес в стиле fun»

Григорий Свердликов2

Впервые я увидел Злотова, когда пришел на собеседование в ЛАНИТ в 1993 г. Я тогда обратил внимания, что Злотов почти не включал свой компьютер. Он всю информацию держал в голове. Компьютер зря пылился месяцами, дошло до того, что Злотов забыл пароль, и когда ПК наконец-то действительно понадобился, возникла задача «взлома».

Я очень часто вспоминаю то бесшабашное и веселое время — бизнес в стиле fun. В ходу были шутки и розыгрыши. «Подкалывали» всех. Все делали общее дело без оглядки на занимаемую должность. Например, все дружно разгружали приходившие фуры с оборудованием, а потом шли пить пиво, потому что каждому в награду за труды давали бутылку. Тим несколько раз участвовал в таких разгрузках, а потом, как шутили, принес справку из поликлиники. Другим предметом шуток был его старенький белый BMW, который хозяин никогда не чистил, несмотря на маркий цвет, напоминая всем блюстителям чистоты, что «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». Наросшая за зиму толстая корка наледи на крыше таяла постепенно и окончательно исчезала в мае.

Не стоит думать, что мы, как члены одной команды, были пристрастны и необъективны в своей симпатии к Тиму. Несколько позже, когда в Департаменте дистрибуции уже работало человек 30, мы как-то выехали все вместе в подмосковный дом отдыха. Тим в свободную минуту взял гитару и запел. Тут же собралась целая толпа отдыхающих, которые восторженно его слушали и не давали прекратить импровизированный концерт.

Авторитетный, но не авторитарный

Татьяна Мамулова3

Я пришла в ЛАНИТ в 1996 г. Тогда это не была еще такая большая компания. Мне сейчас трудно описать какое-то особенное впечатление о Тиме. Но его присутствие было неким камертоном, который был очень важен. Мы об этом, конечно, ни­когда раньше не задумывались, а теперь очень остро почувствовали, как его не хватает.

...Внутри компании всегда ­были достаточно демократичные отношения. Каждый, кто работал с Тимом, мог прийти к нему с любым вопросом. Он был готов обсуждать проблемы, убеждать, но и его можно было убедить в своей правоте. Он был авто­ритетен, но не авторитарен. Во многих случаях он выступал арбитром, когда сотрудники расходились во мнениях и не могли убедить друг друга. Его авторитет был всегда очень велик, его считали наивысшей инстанцией в споре.

Авторитет Тима признавали и за пределами компании. Например, во время нашей партнерской конференции в Даво­се один из докладчиков, представлявший участникам аналитику рынка, не сумел выбрать правильную для нашей весьма взыскательной публики форму подачи материала. Аудитория стала выражать свое ­неудовольствие, но тут вмешался Тим. Он буквально несколькими фразами расставил нужные акценты, подчеркнул достоинства выступления, и все сразу встало на свои места — аудитория, доверившись авторитету Тима, спокойно дослушала выступление до конца.

Конкурс на самого крепкого парня

Владимир Ример4

С Дмитрием Злотовым мы встретились весной 1997 г. Я рассказал ему о бизнесе на Дальнем Востоке, о проблемах моей компании и конкуренции с московским ЛАНИТом, и в тот же день он познакомил меня с Георгием Генсом. В результате уже осенью в Хабаров­ске и Владивостоке образовались две успешные «дочки» ЛАНИТа, сегодня в каждой из них работает более 100 человек.

Тим — уникальный человек. Вряд ли найдется другой, по­хожий на него. С ним было ­легко, приятно работать, всегда восхищал его мозг, знание профессии, понимание людей и бизнеса. Он был многогранным, и об одной совершенно неожи­данной для меня грани хочу рассказать.

В сентябре 2001 г. Саша Аксенов5 вместе с Департаментом дистрибуции ЛАНИТа организовали великолепное путешествие по Камчатке. ...Но одно запланированное мероприятие со­рва­лось — мы так и не попали в Долину гейзеров, самое раскрученное место на Камчатке. На аэродроме ждали погоды — когда ветер разгонит сильный туман. Чтобы было нескучно, придумали конкурс на самого крепкого парня. Никогда бы не по­думал, что Тим, внешне далеко не богатырь, выиграет с большущим преимуществом. Он отжался от земли с хлопком несчетное число раз, никто не смог опередить его. Лидер по натуре, крепкий не только силой воли и блестящим умом, но и базовыми мужскими качествами. Это запомнилось навсегда — скромный, не большой, но настоящий, сильный, лучший из нас.

Человек, посвятивший себя большому делу

Вадим Лата6

С Дмитрием всегда все было ­ясно и предельно понятно. Он не давал пустых обещаний и выполнял то, о чем догова­ривались. Жизнь сложилась так, что где бы я ни работал, спокойно приезжал к нему пообщаться, чтобы наладить совместную работу. Отношения строились всегда на взаимном уважении и доверии друг к другу. И еще Дмитрий был умным собеседником, которого всегда отличала высокая компетентность, особенно в вопросах ­бизнеса.

Еще не могу не вспомнить о чувстве такта. Далеко не все люди им обладают, особенно в профессиональной деятельности. Так вот, чувство такта было у Димы по отношению и к партнерам, и к подчиненным. Были случаи, когда что-то не ладилось в совместной работе. Его стиль — не рубануть с плеча, а разобраться и, как Дима го­ворил, набрать статистику, ­проанализировать и потом провести работу над ошибками с подчиненными.

Да и за жизнь с ним было легко общаться.

Странно писать о Диме в прошед­шем времени. Как ­хотелось бы написать о нем к какому-нибудь его юбилею... О человеке, посвятившем себя большому делу и навсегда оставшемся в памяти как человек с большой буквы.

Его улыбка

Виталий Фридлянд7

Я познакомился с Дмитрием в 1996 г., когда стал работать в славном 3Сом. Что поразило меня в нем сразу, так это по­стоянная улыбка, сохраняв­шаяся на его лице даже в весьма сложных ситуациях. Позже, когда бизнес-отношения ­переросли в дружественные, я понял, что нас связывает обыкновенное окуджавское «арбат­ство». У нас оказалось очень много общих «неайтишных» друзей, соседей, прохожих по нашим арбатским, ­околосмоленским и кропоткинским переулкам.

Поделюсь одной историей. Будучи на модном в начале 2000-х партнерском выезде в Египте, мы славно приняли ­горячительных напитков и си­дели в компании нам подобных на балконе первого этажа, конечно же, у Димы. Компа­ния собралась шумная, друж­ная и веселая. Но, как гово­рится, в семье не без... Один «джентльмен» стал долго и нудно выяснять у Димы и некоторых других сначала что-то по бизнесу, потом по чему-то еще, и, наконец, товарища по­несло в «национальный» вопрос! Я, как и большинство ­ребят, уже еле сдерживался, но тут Дима со свойственной ему ­улыбкой и тихим, я бы ­сказал, абсолютно трезвым, но настойчивым голосом сказал одну-единственную фразу: «У нас на рынке все уже было и много еще чего будет, но не­годяев не будет... Мы другие! Пошел вон!» Гаденыш, который чуть не испортил нам вечер, тут же ретировался в полной тишине. Я же, слава Богу, ­больше не встречал этого лю­бителя национальной иденти­фикации. Что поразило меня, так это способность Димы, при всей его, так скажем, «некруп­ности» тела, обладать в нужный момент огромной ­силой духа и убежденности в своей правоте.

А как Димка спорил! Эмо­ционально, с доводами, с контрапунктами, аллегориями и... с улыбкой. Как-то Дима, зная мою якобы осведомленность в коньяках, после заданного мною дилетантского вопроса о бридже подарил мне на Но­вый год бутылку очень оригинального коньяка со словами: «Ну, чтобы тебе было его ин­тересно пить, а мне просто получать удовольствие, зная, что тебе это интересно. За мной останется улыбка!»

Она осталась в моей памяти. Димина улыбка...

«Профессионализм, последовательность и порядочность»

Сергей Алещенко8

С Димой мы познакомились в самом начале 2000-х, представляя конкурирующие ком­пании. Но уже на первой встрече Дима сумел так повести диалог, что очень быстро стало ­очевидно — мы занимаемся одним делом, несмотря на различия в подходах к ведению бизнеса и разные интересы.

Он всегда уважал своих конкурентов, прекрасно разбираясь в сильных и слабых сторонах каждого.

Ни разу не пришлось услышать от него оскорбительных оценок — о ком бы то ни было, в любых дебатах.

Взаимное уважение было и к Диме — за его профессио­нализм, последовательность и порядочность.

Во многом благодаря Диме в сообществе дистрибьюторов сложилась партнерская атмосфера, которая нередко позво­ляла урегулировать неприми­римые позиции конкурентов и снизить накал ценовых войн. Мнение Димы в таких диалогах отличалось мудростью, ­новизной взгляда и искрометным юмором.

Я рад, что на личном уровне между нами было доверие, благодаря которому мы могли в любое время открыто обсуждать сложные ситуации теку­щего бизнеса и обмениваться мнениями о собственных успехах или неудачах. При этом ­Дима никогда не хвастался своими успехами, даже если они были заслуженны и пуб­личны, а скромная самооценка дополнялась информацией об оборотной стороне медали в любой победе.

Бизнес, который он построил, достоин высших оценок, проверен временем, и я не сомневаюсь, что благодаря сильной команде и духу компании идеи, заложенные Димой, будут успешно развиваться и в новых реалиях!

Одно из ярких воспоминаний у меня осталось от поезд­ки на конференцию НР в Да­восе — там я Диму увидел совсем с другой стороны в неофициальной обстановке в заключительный день. Днем на лыжах, мучительно борясь с вьюгой на перевале, он выглядел таким беззащитным, но счастливым от освоения им нового и неизве­данного... А вечером след от очков сделал его лицо настолько добрым и безобид­ным, что было трудно пред­ставить, что этот человек уверенно рулит многомиллионным бизнесом...

«Всегда можно было почерпнуть интересные мысли»

Андрей Никольский9

Есть древняя индийская мудрость: «Относись к каждому прохожему как к своему учи­телю». Я не дошел до того состоя­ния души, чтобы вос­принимать это буквально, но в случае Димы это полно­стью применимо. Из разговора с ним на любую тему, будь то бизнес, наука, бридж, — ­всегда можно было почерпнуть интересные мысли.

«Рассудительность вкупе с экспрессией»

Владимир Леваков10

...Меня поражало, насколько чело­век, столь многого добившийся, умеет внимательно слушать, принимать то, что ему ­говорят, даже если он с этим не согласен, учиться чему-то новому и быть благодарным за это...

И я всегда удивлялся, как в таком «маленьком» человеке может быть столько внутренней силы... Дима обладал сумасшедшей энергетикой и очень хорошо умел показать суть проблемы, выделить именно то, что на самом деле было проблемой. Его спокойная рассудительность вкупе с экспрессией как-то ­раскладывала для меня все по своим местам, помогала ра­зобраться и найти правильное решение...

Есть такое поверье: менеджер, пройдя определенные вехи в своем развитии и набравшись мудрости, начинает вокруг себя эту мудрость продвигать, фокусируясь на стратегии компании и развитии своих подчиненных, а не на бизнес-процессах. Как-то мы случайно затронули с Димой тему конкуренции, я ожидал от него просто поддержания разговора и готовности меня выслушать, но неожиданно Дима стал объяснять мне, что конкуренция — любая, даже самая жесткая — всегда благо. Он очень убедительно, на собственном опыте доказал: не всегда важны правила, зачастую больший эффект имеет появление еще одной силы, когда все вдруг начинает крутиться намного быстрее, ты напрягаешься, злишься, тебе кажется, что ты проигрываешь, все вокруг тоже ­теряют, но на самом деле все выигрывают, потому что рынок и спрос на нем растут, а это ­самое важное...

Настоящий профессионал

Георгий Генс11

Мы с Тимом, конечно, дружили с детства, но совсем плотно начали общаться, когда он пришел на работу в ЛАНИТ. С поразительной быстротой он стал настоящим профессионалом, и мне с ним стало очень интересно обсуждать подробности бизнеса. Как правило, разговор строился следующим образом: он рассказывал мне один вариант, второй, третий, их плюсы и минусы. После чего получал от меня ­какое-то количество советов и комментариев. Иногда он ждал от меня решения, но на протяжении последних лет 10 или ­даже 15 я в основном отвечал ему одинаково: определять, что надо делать, может только он, поскольку он в этом более профессионален. Он всегда старался делать все на самом высоком уровне.

Тим вникал во все проблемы, видел все последствия, которые может повлечь то или иное ­решение. Вместо того чтобы учиться на ошибках, он стремился их не совершать. Но это очень утомительно и гораздо сложнее, чем совершить ошибку и постараться ее исправить. Я думаю, все, что он делал, было эффективно. Ярким примером могут служить его электронные письма — он их писал по-разному, в зависимости от задачи и адресата. Мне он присылал предельно лаконич­ные письма. Порой он несколько переоценивал, насколько глубоко я погружен в данную тему, опуская многое как самоочевидное и заранее известное...

«...мы просто работаем»

Христо Каракашев12

Мне часто вспоминается один случай. 2007-й год, осень, компания Hewlett-Packard проводит традиционную встречу своих партнеров в связи с объявле­нием результатов прошедшего финансового года.

Идет церемония награждения лучших партнеров. «ЛАНИТ ­Дистрибуция» в числе лидеров и получает награды за высокие достижения по многим продуктовым направлениям.

За каждой наградой Дмитрий в качестве официального представителя своей компании вы­ходит на сцену. Каждый раз при вручении очередного отличия ведущий просит его сказать пару сопутствующих слов — но Дима только вежливо улыбается и, не говоря ни слова, отходит с наградой к своему столу.

После вручения пятой награды ведущий чуть ли не умоляет: «Дмитрий, ну теперь вы просто обязаны сказать пару слов! Как вы добились таких выдающихся результатов в совместном бизнесе с компанией Hewlett-Packard? Этого до вас не добивался никто!» Дима взял микрофон и тихо сказал: «Это компания Hewlett-Packard добилась таких выдающихся результатов, а мы просто работаем». Улыбнулся и вернулся в зал.

Как мне кажется, эта ситуация показывает Диму таким, ­каким многие его знали в работе, — спокойным, тихим, уверенным и очень успешным!

Публикуется с сокращениями.

1 Исполнительный директор Treolan.

2 Руководитель отдела Treolan.

3 Руководитель отдела продаж Treolan.

4 Генеральный директор компании ­ЛАНИТ-ДВ, входит в ГК ЛАНИТ.

5 Александр Аксенов, генеральный ­директор компании КИТЦ (Петропавловск-Камчатский), входит в ГК ЛАНИТ.

6 Генеральный директор компании «Техно­крат».

7 Глава представительства компании ­Fujitsu в России и СНГ.

8 Директор департамента по работе с производителями NVision Group.

9 Президент компании РОСКО.

10 Генеральный директор компании ASBIS в России.

11 Президент ГК ЛАНИТ, двоюродный брат Д. Злотова.

12 Вице-президент NVision Group по стратегиче­скому бизнес-развитию и рабо­те c производителями.