Глобальная судебная тяжба между Apple и Samsung началась не в этом году и завершится, судя по всему, не в следующем. Этим летом Apple удалось добиться важной победы на «домашнем рынке», однако решающие битвы все еще впереди.

Компания Apple «вышла на тропу войны» в апреле прошлого года, еще при жизни Стива Джобса. В окружной суд американского города Сан-Хосе было подано исковое заявление на 38 страницах, в котором утверждалось, что смартфоны и планшеты Samsung серии Galaxy, кото­рые появились на мировом рынке в конце 2010 г., копируют дизайн iPhone и iPad от Apple. «Вместо того чтобы разрабатывать собственные технологии и уникальный стиль для своих смартфонов и планшетов, Samsung выбрала путь копирования технологий и интерфейсов продуктов Apple», — говорилось в этом иске. Впоследствии аналогичные иски о нарушении патентных прав Apple были поданы и в суды других стран.

Конкуренты «яблочников» быстро перешли в контрнаступление. Буквально через несколько дней Samsung подала встречные иски против Apple в Южной Корее, Японии, Германии и США, обвинив ее в нарушении принадлежащих Samsung десяти патентов, связанных с технологиями передачи данных в сетях мобильной связи. «Samsung активно отвечает на правовые действия против компании с целью защитить свою интеллектуальную собственность и обезопасить свои инновации и рост бизнеса в сфере мобильных телекоммуникаций», — ­говорилось в заявлении ком­пании. Кроме того, корейская корпорация подала жалобу в Комис­сию по международной торговле США (ITC) с требо­ванием запретить продажу ­iPhone, iPad и iPod на амери­канском рынке.

Прошлогодние «бои» прохо­дили с переменным успехом, но Samsung в основном «держала оборону». Иногда Apple удавалось временно приостановить продажи продуктов конкурента в том или ином регионе, однако Samsung нередко добивалась «временного» снятия этого запрета. В частности, с подачи ­Apple были вынесены предва­рительные судебные запреты на продажу планшетных компьютеров Samsung Galaxy Tab 10.1 в Германии, Нидерландах и Австралии. Samsung изменила дизайн корпуса планшета и дала ему новое название — Galaxy Tab 10.1N.

Интересно, что в качестве аргумента в патентной войне с Apple юристы Samsung использовали кадры из культового кинофильма Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея», снятого еще в 1968 г. Герои фильма используют что-то похожее на «планшетный компьютер».

Судебная тяжба плавно перетекла в 2012 г. В течение года после начала «боевых действий» в суды США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Нидер­ландов, Испании, Южной Кореи, Японии и Австралии оба вендора подали друг на друга в общей сложности более 50 исков о нарушении патентных прав. Весной по решению суда в Сан-Франциско (США) со­стоялась встреча генеральных директоров Apple и Samsung — Тима Кука и Джи Санг Чой. Но поскольку в ходе переговоров они не смогли «достичь взаимопонимания» и урегулировать претензии во внесудебном порядке, патентная война продолжилась.

В июне компания Samsung смогла одержать небольшую «локальную победу» — суд Нидерландов признал Apple виновной в нарушении патента, принадлежащего Samsung, и предписал выплатить компенсацию (размер не раскрывался). А вскоре уже и лондонский суд признал, что Samsung не нарушала авторские права Apple на дизайн планшета. По мнению судьи, несмотря на внешнее сходство, Galaxy Tab является «не столь хорошим», как iPad, поэтому потребители вряд ли смогут их перепутать. Более того, по решению английского суда Apple должна была публично признать «непохожесть» планшетов Galaxy и iPad, поместив соответствующий текст на своем сайте в Великобритании, а так­же в крупнейших английских ­газетах. Естественно, предста­вители Apple остались крайне недовольны этим решением — ведь, по сути, от них требовали рекламировать продукты конкурента, причем эта «реклама» должна «провисеть» на их сайте в течение полугода.

В августе в федеральном суде Калифорнии состоялось одно из важнейших судебных разбирательств в ходе противостояния двух компаний. Накануне заседания стало известно, что Apple стремится в качестве возмещения ущерба получить от Samsung 2,525 млрд. долл. Эта сумма, по мнению юристов американской компании, складывается из 2 млрд. долл., полученных Samsung в результате «незаконного обогащения», 500 млн. долл. недополученной Apple прибыли и 25 млн. долл. роялти. Во встречном иске Samsung сумма претензий к конкуренту была более скромной — 519 млн. долл. В иске корейской компании утверждалось, что Apple «пытается задушить свободную конкуренцию и ограничить выбор потребителей, чтобы сохранить свои исторически чрезмерные прибыли».

Для рассмотрения дела сформировали коллегию присяжных. Им предстояло ра­зобраться в громадном объеме весьма сложной и специфической информации и ответить «да» или «нет» на более чем 700 вопросов. Они касались патентов, описывающих не только дизайн конкурирующих устройств, но и программные функции (пролистывание списков, зуммиро­вание фотографий двумя пальца­ми и т. п.). Исход запутанного и противоречивого дела зависел от людей, большинство из которых в лучшем случае являлись пользователями мобильных устройств лишь одной из противоборствующих компаний. Со своими обязанностями присяжные справились довольно быстро — за три дня, просовещавшись в общей сложности 22 часа.

Согласно вердикту коллегии присяжных, Samsung была признана виновной в нарушении шести из девяти патентов, фигурировавших в иске, причем пяти из них — «преднамеренно». Apple же, по мнению присяжных, не нарушила ни одного из пяти патентов корейской компании, которые та отстаивала в суде. Суд обязал Samsung выплатить ­Apple компенсацию в размере 1,05 млрд. долл. Сумма оказалась в два с лишним раза меньше «запрошенной», тем не менее стала одной из крупнейших по размеру возмещения ущерба в области интеллектуальной собственности.

Сразу после суда глава Apple Тим Кук разослал сотрудникам компании сообщение, в котором назвал этот день «важнейшим для Apple и инноваторов по всему миру»: «Для нас этот иск значил гораздо больше, чем патенты или деньги. Речь шла о ценностях. Мы ценим оригинальный подход и новаторство, и наша жизнь заключается в создании лучших продуктов на Земле. Мы делаем это, чтобы приносить радость нашим клиентам, а не для того, чтобы конкуренты их копировали».

По заявлению Samsung, вердикт суда «должен рассматриваться не как победа Apple, а как потеря для американских потребителей»: «Он приведет к снижению возможностей выбора, меньшему количеству инноваций и росту цен. Вызывает сожаление, что патентным правом можно манипулировать, чтобы предоставить одной компании монополию на прямоугольники с закругленными углами или на технологию, которая каждый день совершенствуется Samsung и другими компаниями».

В конце августа некоторые СМИ поспешили распространить «новость» о том, что компания Samsung выплатила компенсацию «необычным» способом — якобы к офису Apple были подогнаны 30 фур, заполненных монетами достоинством в 5 центов... Это, конечно, оказалось «уткой». ­Чтобы выплатить эту сумму такими монетами, потребовалось бы 105 тыс. тонн мелочи, которая смогла бы уместиться лишь в несколько тысяч грузовиков. К тому же решение суда еще не вступило в силу, Samsung готовилась подать апелляционный иск.

По мнению представителей корейского вендора, этот суд был «нечестным» — как выяснилось, старшина коллегии присяжных когда-то подвергался судебному преследованию и был объявлен банкротом по инициативе своего бывшего работодателя, компании Seagate, которую Samsung называет своим «давним стратегическим партнером». Юристы компании считают, что этот факт мог повлиять на итоговое решение присяжных, которое они назвали «неразумным и не имеющим оснований».

Пересмотра дела требует не только Samsung, но и Apple — по мнению американской компании, размер компенсации следует увеличить еще на 707 млн. долл. Кроме того, Apple требует в судебном порядке наложить запрет на продажи восьми устройств Samsung на рынке США, в том числе смартфонов Galaxy и Droid. Новое судебное заседание, которое обещает быть очень интересным, должно начаться 6 декабря, к тому времени этот номер CRN/RE уже будет сдан в печать.

Конечно, очередное решение суда не расставит все точки в патентном споре. Как сообщает агентство Bloomberg, обе компании подали в американский суд новые иски. Спор будет идти о смартфонах и планшетах, выпущенных конкурентами со времени подачи первого иска в апреле 2011 г., в том числе — iPhone 5 и Galaxy S III. Эти претензии будут рассматриваться не ранее марта 2014 г.

Тем временем Apple и Samsung продолжают вести «бои местного значения». Идут они с переменным успехом. Так, суд в Токио постановил, что корейская компания не нарушала патенты американской корпорации. В Южной Корее суд решил, что компании взаимно нарушают патенты друг друга и запретил им продавать на территории страны ряд продуктов, включая iPhone 3GS, iPhone 4 и смартфон Galaxy II. Суд Германии, в свою очередь, отклонил иски обеих компаний. А в конце ноября суд Нидерландов признал Samsung виновной в нарушении запатентованной технологии Apple и запретил продавать на голландском рынке ряд уст­ройств линейки Samsung Galaxy, работающих под управлением ОС Android версий от 2.2.1 до 3.0. Запрет наложен на устройства, использующие запатентованный Apple метод прокрутки изображений в фотогалерее на сенсорном экране.

Между тем в ноябре стало известно, что Apple урегулировала все свои патентные споры с другим производителем смартфонов — компанией HTC. Компании заключили патентное соглашение сроком на 10 лет и отказались от многочисленных взаимных судебных разбирательств. Подробности договора ни американская, ни тайваньская компании не раскрывают, однако по требованию Samsung калифорнийский суд обязал Apple раскрыть условия лицензионного соглашения с HTC.

Пикантность патентной войны между Apple и Samsung заключается в том, что компании связывают длительные партнерские отношения. Корейская компания поставляет «яблочникам» процессоры, модули памяти, панели экранов для iPhone и iPad. Как утверждают некоторые эксперты, эти поставки приносят Samsung 9% оборота. В последнее время появилась волна сообщений, что Apple начинает размещать заказы у других производителей. А в октябре стало известно, что Apple переманила к себе в штат разработчика, которого называли «процессорным гуру Samsung».

Как отмечает журнал Forbes, патентные войны в ИТ-индустрии становятся с каждым годом все более ожесточенными: «Сейчас на патенты приходится 44% всех судебных разбирательств среди крупнейших компаний отрасли, хотя в 2003 г. их доля составляла лишь 15% всех дел. Самые большие претензии в сфере патентов у Apple. За последние пять лет она инициировала 273 разбирательства с претензиями о нарушении ее патентов. Важная цифра: среди патентных разбирательств последних пяти лет 63% споров пришлось на два предыдущих года».

Манипулирование патентным правом, доходящее до «патентного троллизма», вряд ли способствует развитию рынка. С этим соглашается и один из основателей Apple Стив Возняк, ушедший из компании в 1987 г.: «По моему мнению, какие-то мелкие детали вряд ли можно запатентовать, да и не следует рассматривать их как инновационные. В моем представлении все технологии должны быть доступны каждому путем свободного оборота патентов и каждый, таким образом, сможет спроектировать из этих технологий свой уникальный продукт».

Не исключено, что многочисленные судебные заседания могут послужить стимулом для пересмотра международного патентного законодательства.

Сергей Зарубин