Компания Panasonic планомерно расширяет свое присутствие в области ИКТ, бытовой техники и энергосберегающих решений. О стратегии развития компании, основных приоритетах, достижениях и планах работы рассказал в интервью CRN/RE генеральный директор Panasonic Россия Сигэо Судзуки.

CRN/RE: Сфера деятельности компании ­Panasonic обширна. Какие из многочисленных направлений для вас приоритетны на российском рынке?

Сигэо Судзуки: Основу бизнеса Panasonic в России и СНГ составляют три направления: аудио-видеотехника, бытовые устройства и решения для корпоративных заказчиков. В последние годы наш бизнес в России и СНГ развивался во многом благодаря поставкам бытовой и домашней техники. А некоторое время назад компания сфокусировалась на развитии корпоративного сегмента. Должен отметить, что в глобальном масштабе указанные два направления лишь недавно вошли в число приоритетных, а в России мы занялись ими намного раньше. Так что на локальном уровне мы в определенном смысле предвосхитили глобальные стратегические решения корпорации, что позволило нам уже в прошлом году добиться неплохих результатов и выйти вперед по сравнению с другими региональными подразделения­ми Panasonic.

CRN/RE: Этой осенью на одной из ваших выставок демонстрировались проекторы, ноутбуки, новые решения для презентаций, digital signage и обучения. Что из представленного оборудования имеет, на ваш взгляд, большой потенциал для продаж в России и СНГ?

С. С.: Я уверен, что востребованными станут наши решения для образования — короткофокусные проекторы, интерактивные и «интеллектуальные» доски. Причем мы предлагаем не отдельные устройства, которыми, в принципе, тоже можно укомплектовать учебные заведения, а полностью готовые к эксплуатации системы. В России нашими решениями оборудова­но уже более 11 тыс. классов, и свыше 4 тыс. учителей из нескольких десятков городов сертифицированы на пользование этими системами.

Также в нашем ассортименте есть большие дисплейные панели, видеостены и проекторы повышенной яркости. Эти продукты представляют большой ин­терес как для корпоративных клиентов, так и для предприятий госсектора. Мы первыми выпустили 103-дюймовые PDP-дисплеи, а также поставили для Олимпийских игр в Лондоне самые компактные и легкие аппараты с яркостью 20 тыс. люмен. Надо сказать, что после приобрете­ния компании Sanyo корпорация Panasonic стала крупнейшим поставщиком проекторов высокой яркости.

Еще один весьма интересный для российского рынка класс про­дуктов — защищенные ноутбуки Toughbook, предназначенные для работы в сложных промышленных и полевых условиях. К этим ноутбукам проявляют внимание представители многих силовых структур. Сейчас мы налаживаем выпуск Toughbook со встроенными приемниками системы ГЛОНАСС, а также планируем создать защищенный планшетный ПК. Эти изделия нельзя отнести к продуктам массового спроса, так что в магазинах вы их вряд ли найдете. Но среди определенного круга заказчиков они весьма популярны.

CRN/RE: Что вы можете сказать о других традиционных направлениях Panasonic, таких как DVD-плееры, аудио-видеоустрой­ства, телевизоры, диктофоны, фотоаппараты, телефоны? Насколько они важны для бизнеса компании сегодня?

С. С.: До недавнего времени на долю аудио-видеопродукции и устройств DVD приходилось более половины нашего объема продаж в России. Но сейчас, с учетом того, что мы активно развиваем другие бизнес-направления (оборудование для обучения, домашняя бытовая техника), доли разных сегментов выравниваются, правда, пока они не сравнялись, но мы к этому стремимся. В настоящее время аудио-видеотехника занимает в нашем обороте около 40%. DVD-устройства постепенно сходят со сцены, и мы им уже не уделяем большого внимания. Зато телевизоры остаются важнейшим направлением. У этого бизнеса большое будущее. Когда мы говорим о развитии телевизи­онного сегмента, то имеем в виду не только увеличение объемов продаж, но и качественное изменение самих устройств. Сейчас мы видим важную тенденцию: телевизор становится центром дома, он превращается в центр развлечений и информации. ­Появляются новые сервисы, ­телевизор уже можно подключать к Интернету и к социальным сетям.

Разумеется, мы по-прежнему уделяем внимание и другим нишам, где Panasonic является лидером, и не намерены уступать своих позиций. Речь идет о корпоративных решениях, ­телефонах DECT, офисных АТС, МФУ.

CRN/RE: В последнее время очень популярными стали энергосберегающие технологии, решения для «умного» дома и «ум­ного» города. Судя по всему, ваша компания намерена играть ведущую роль в этой области.

С. С.: Действительно, Panasonic уже выпускает большой ассортимент энергосберегающей продукции — от лампочек до специальных устройств, способных генерировать и накапливать солнечную энергию, а затем рационально ее расходовать. Но наша задача намного шире: мы хотим продвигать не только энергосберегающую продукцию, но и «умные» и экологичные решения для всех сфер человеческой жизни. У нас уже есть такие кондиционеры, стиральные машины, холодильники. А в будущем экологичными и «умными» должны стать дома, населенные пункты и целые города.

В 2010 г. Panasonic приняла Декларацию обязательств в об­ласти экологии (Eco Declaration). Она стала частью нашей глобальной стратегии. В соответствии с этой стратегией к 2018 г. Panasonic, к своему 100-летнему юбилею, должна стать компанией номер один в области экологи­ческих инноваций в индустрии электроники. Поэтому все наши разработки — «зеленые».

В Японии мы уже сегодня предлагаем несколько решений, в числе которых панели из солнечных элементов, которые накапливают энергию, а затем распределяют ее между потребителями. В таком «умном» до­ме центром управления всеми системами должен стать наш телевизор.

CRN/RE: Планируете ли вы поставлять такие системы в Рос­сию и СНГ?

С. С.: Поскольку мы сделали ставку на развитие энергосберегающих технологий, такая или аналогичная продукция со временем будет доступна и российским потребителям. Но прежде надо понять, что именно будет востребовано вашим рынком. Поэтому мы проведем исследования, которые позволят оптимизировать портфель предложений. Хотя уже сейчас могу сказать, что в России есть много регионов, где устройства, использующие солнечную или ветровую энергию, будут пользоваться большим спросом.

CRN/RE: Компания Panasonic работает во многих областях. Позволяет ли это получать синергетический эффект?

С. С.: Синергетический эффект имеет несколько проявлений. Одно из них — узнаваемость бренда. В первые годы работы на российском рынке наша компания завоевала известность как поставщик качественной аудио-видеотехники. Впоследствии это существенно облегчило нам выход в новые сегменты рынка. Сейчас, как я уже говорил, мы сфокусировались на продвижении решений для корпоративных клиентов. Широкий ассортимент продукции позволяет нам начать работу с заказчиком, поставив именно те решения, которые ему нужнее в данный момент. Но затем у клиента появляются новые проекты, и мы снова готовы предложить ему необходимое оборудование. Как правило, покупатели довольны нашими решениями, и это резко повышает шансы на получение следующего заказа. Внедрив, например, систему видеонаблюдения, мы в дальнейшем выигрываем тендеры на поставку систем кондиционирования, пожарной сигнализации, освещения и др.

Должен сказать, что Panasonic всегда уделяла большое внимание построению эффективных бизнес-процессов. И в этом году компания завершила крупнейшую за свою почти 100-летнюю ис­торию реорганизацию бизнеса. До недавнего времени управление компанией имело матричную структуру, объединявшую разработку, производство и сбыт продукции. В рамках реорганизации мы перешли от пяти бизнес-сегментов, основанных на технологических платформах, к трем бизнес-полям, определяемым бизнес-моделью. По мнению специалистов, это упростит управление корпорацией, а благодаря объединению ресурсов обеспечит более быстрый рост. В обновленной структуре создан департамент комплексных решений, в задачи которого входит прямое взаимодействие с производством и работа над крупными проек­тами, а также совместное формирование решений с другими участниками рынка. Указанные изменения позволят нам построить новую, ориентированную на потребителя, простую в управлении, высокоэффективную и экологичную компанию.

В этом году произошло еще одно важное событие: Россия и СНГ были выделены в самостоятельную бизнес-единицу, которая теперь подчиняется непосредственно японской штаб-квартире. Это говорит о том, что Россию и СНГ руководство корпорации считает важным регионом, равнозначным Америке или Японии.

CRN/RE: Насколько вырос ваш бизнес в России и СНГ в прошлом году, каковы прогнозы на текущий год?

С. С.: В целом в России и СНГ наши продажи в 2011 г. увели­чились почти на 10% по срав­нению с 2010 г. В таких стра­тегических направлениях, как решения для корпоративных ­заказчиков и домашние устройства, рост описывается двузначными цифрами. В частности, в сегменте домашних устройств поставки выросли примерно на 25%, а в секторе В2В — на 10%. В этом году рассчиты­ваем получить примерно такой же результат.

CRN/RE: Что представляет собой ваш канал сбыта?

С. С.: У нас более десяти дистрибьюторов, которые обеспе­чивают большую часть наших продаж в России. По этому каналу наша продукция попадает в регионы. Крупные розничные сети, а также ключевые системные интеграторы имеют с Panasonic прямые контракты. Кроме того, в России открыто несколько розничных магазинов iPlaza, где продаются продукты Panasonic.

Когда я начал работать в России, то был приятно удивлен, узнав, что со многими иг­роками канала сбыта Panasonic работает 10 и более лет. Мы очень ценим таких партнеров, поскольку именно сотрудничество с пре­данными и лояльными компа­ниями укрепляет позиции наше­го бренда.

CRN/RE: В чем, на ваш взгляд, заключается специфика россий­ского рынка?

С. С.: Я чуть больше года работаю в вашей стране и могу отметить два важных фактора. Во-первых, даже простые пользователи хорошо технически подкованы и разбираются в продуктах. Во-вторых, по моим наблюдениям, структура спроса в России имеет особую форму, не похожую на традиционную пирамиду. Мы видим большой спрос в нижнем ценовом сегменте, там, где представлены бюджетные модели. Но, кроме того, имеется серьезный спрос и сильная конкуренция в верхнем сегменте. Существует большая группа потребителей, которые хотят покупать самые новые и высокотехнологичные продукты.

CRN/RE: А какие факторы тормозят развитие вашего бизнеса?

С. С.: Особых сложностей в России я не вижу, но есть специфика, которая добавляет хлопот. Это размеры страны. Финансовый центр и центр принятия ­решений находится в Москве, а большинство регионов расположены на значительном удалении от столицы. Мы много поставляем в восточные области РФ и в страны СНГ. Необходи­мо постоянно совершенствовать цепочку поставок, повышать ее эффективность, регулировать товарно-денежные потоки. Это сложно, но не критично для на­шего бизнеса.

CRN/RE: Каковы планы разви­тия бизнеса в России?

С. С.: В среднесрочной перспективе будем наращивать наше присутствие, как в корпоративном сегменте, так и на рынке домашних устройств. Очень скоро в большинстве стран, в том числе и в России, начнется активная модернизация всей инфраструктуры, обусловленная внедрением энергосберегающих технологий и построением «умных» и экологичных домов и городов. Это станет одним из драйверов нашего роста.