В конце декабря компания Dell Computer представила семейство одно- и двухпроцессорных «сверхтонких» серверов, обозначив этим свой выход в этот сегмент рынка и, что еще важнее, демонстрируя свою эволюцию — от прямого поставщика ПК к разностороннему ИТ-гиганту, подобно IBM и Hewlett-Packard.

На последней выставке Comdex Dell представила свое первое персональное устройство класса PDA под маркой Axim с операционной системой Pocket PC, которое будет продаваться по цене от 200 долл. В конце октября Dell начала производство недорогих массивов хранения данных СХ200 по лицензии компании ЕМС.

Эти шаги последовали вслед за решением Dell прекратить сотрудничество с НР и отказаться от продаж ее принтеров, а вместо этого заключить ОЕМ-соглашение с Lexmark International. Кроме того, в 2002 г. Dell запустила программу Channel Partner Solutions по производству «безымянных» настольных ПК, начала поставлять свое оборудование для локальных и глобальных сетей, что побудило компании 3Com и Cisco Systems, сотрудничавшие с Dell, разорвать соглашения с ней о перепродаже их оборудования.

Dell все больше уклоняется от сотрудничества с реселлерскими компаниями в области корпоративных центров обработки данных и стремится обеспечивать сервис своих продуктов силами привлеченных специалистов под наблюдением менеджеров Dell. Как сообщил старший менеджер Dell по серверам PowerEdge Даррел Уорд, для установки оборудования и операционных систем Dell привлекает компании Unisys, Wang и других поставщиков услуг.

Dell имеет и собственное подразделение профессиональных услуг, помогающее клиентам консультациями, например по вопросам перехода на новые серверы, создания крупных центров обработки данных, а также сетей Ethernet. По словам Уорда, предоставление таких услуг стало возможным после того, как Dell в мае 2002 г. приобрела интеграторскую компанию Plural.

«Dell уже не раз заявляла, что готова расширять бизнес в области услуг, — напомнил Уорд. — Покупка Plural лежит в русле этой политики. Мы будем стремиться к сотрудничеству с такими компаниями, как EDS, не исключена и возможность приобретения других фирм».

Однако все большее число клиентов Dell пользуется услугами реселлеров. Главный управляющий реселлерской компании Computer Resolutions Карл Палмиери сообщил, что его компания перепродает продукцию Dell с 1991 г.

«Многие клиенты Dell готовы платить больше, лишь бы получить наши услуги, — пояснил Палмиери. — Dell хороша лишь тем, что может отправить свою продукцию быстро и по низкой цене. Такая схема подходит для разовой сделки или для индивидуального пользователя, но отнюдь не для крупных заказчиков. Некоторые клиенты готовы мириться с нашей надбавкой, поскольку заказывать мелочи вроде батареек непосредственно у Dell, оказывается, слишком хлопотно».

И хотя в отношении дистрибуции Dell может на первый взгляд показаться равной IBM или HP, она далеко уступает им, утверждает Палмиери: «Dell может лишь делать вид, что стоит в одном ряду с IBM или HP, но она не ведет собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и вынуждена покупать либо технологии, либо готовую продукцию у других».