Российско-американские «круглые столы» по ИТ станут ежегодными

Второй «круглый стол», состоявшийся 20 февраля в Калифорнии, видимо, уже не вызовет столько комментариев и эмоций, сколько первая такая встреча в мае 2002 г. в Москве. Что, наверное, вполне объяснимо — мероприятие уже не первое в своем роде, да и проходит не в нашей стране, а за океаном, что, впрочем, никоим образом не умаляет его значения. Важнее другое: очередная российско-американская встреча свидетельствует о том, что контакты двух стран в сфере ИТ становятся регулярными и входят в рабочую колею. О «круглом столе» в Калифорнии, его итогах и планах организаторов в интервью главному редактору CRN/RE Александру Плитману рассказывает Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell, возглавляющий комитет АПКИТ* по международным делам и инвестициям.

CRN/RE: В чем отличия калифорнийского «круглого стола» от прошлогоднего московского?

Михаил Краснов: Отличия достаточно существенные. Прежде всего потому, что предыдущий проходил в связи с визитом президента Буша в Москву, на пике интереса к российско-американским отношениям. Любой вопрос, внесенный тогда в программу, привлекал большое внимание, поэтому трудно было сказать, насколько вопросы ИТ действительно актуальны в наших отношениях. На этот раз это было отдельное мероприятие, и видно, что интерес с американской стороны — как властей, так и бизнеса — на самом деле велик. Мы рассчитывали примерно на 150 участников, а собралось 220.

При том что повестка дня была разослана примерно за месяц — для международных конференций, особенно в США, это слишком короткий срок. Тем не менее все ведущие приглашенные докладчики приехали. В частности, министр торговли США Доналд Эванс, видный конгрессмен и автор целого ряда законопроектов в области ИТ Дэвид Дрейер, руководители ряда крупнейших компаний, в том числе Cisco, IBM и Intel, очень много представителей «классических» фирм Кремниевой долины. Наконец, если в прошлом году «круглый стол» был посвящен в основном позитивному опыту работы американских компаний в России, а также проблемам офшорного программирования, то сейчас повестка дня была значительно шире.

CRN/RE: Какие из обсуждавшихся вопросов, на ваш взгляд, были наиболее интересны?

М.К.: Повестка дня готовилась очень тщательно, поэтому, мне кажется, все, что в нее вошло, было интересно. Но, конечно, у каждого участника на этот счет своя точка зрения. Для меня самой интересной была тема финансирования и доступа к рынку капитала. Я думаю, представители администрации и Конгресса США были удивлены тем, что даже крупнейшие американские ИТ-компании считают поддержку их бизнеса в России в вопросах страхования и кредитования, недостаточной. Казалось бы, такие гиганты индустрии, как НР, Lucent и другие не должны в ней нуждаться, но в условиях кризиса в сфере ИТ на Западе эта проблема достаточно актуальна и от ее решения зависит реализация многих проектов в России. К сожалению, из-за ограниченности времени — всего один день — выступления многих участников, в частности с российской стороны, не были включены в программу. А с американской стороны попали только представители крупнейших компаний, что тоже неправильно.

CRN/RE: Существует ли какая-либо координация сотрудничества двух стран в сфере ИТ в период между «круглыми столами»?

М.К.: Пока нет, этими вопросами занимаются и Торгово-промышленная палата РФ, и Американская торговая палата, и Американо-российский деловой совет, и Минсвязи и Академия наук. Но наши «круглые столы» могут стать как бы смотром результатов, полученных по разным каналам. И как раз в Калифорнии решено превратить оргкомитет по проведению следующих «круглых столов» в постоянно действующий рабочий орган, который будет этим заниматься. Ведь сейчас других российско-американских встреч в сфере ИТ нет. В 90-е годы подобные форумы проводила Эстер Дайсон, и они дали жизнь многим проектам и ныне существующим бизнесам. Потом эта иницатива как-то заглохла...

CRN/RE: Может быть, просто время изменилось...

М.К.: Мне кажется, сейчас российский ИТ-рынок переживает второй этап становления, но уже на другом уровне — он уже достаточно зрелый. И если прежде им интересовались в основном инвесторы, склонные к повышенному риску и смотревшие на него как на экзотику, новый Клондайк, то теперь это крупные американские корпорации и государство. Американцы — прагматики, и крупный бизнес не стал бы активно участвовать в подобных мероприятиях даже из-за политических веяний, если бы не видел большого практического интереса. После 1998 г. темп роста нашего ИТ-рынка — около 20% в год, нигде в мире такого нет. А объем с учетом сектора телекоммуникаций — уже порядка 8 млрд. долл., скоро будет 10 млрд. Конечно, не очень много, но в условиях кризиса успех и на таком рынке важен для любой компании, даже самой крупной. Кроме того, корпорации видят позицию своего государства, которое заинтересовано сейчас в том, чтобы Россия рассматривалась не только как потребитель готовых технологий, но и как партнер. Как страна, способная принимать инвестиции, создавать совместные производства и т. д. И крупный бизнес сейчас готов к практическим действиям.

CRN/RE: В какой степени этот «круглый стол» оправдал ваши личные ожидания и ожидания других российских участников?

М.К.: С учетом тех возможностей по подготовке, которыми мы располагали, я в целом доволен. Ведь это мероприятие было организовано полностью на спонсорские деньги, без какого-либо официального финансирования. Что же касается других участников, то, как показало обсуждение (28 февраля) на Экспертном совете Минсвязи, большинство тоже довольны. Некоторое недовольство высказывают отдельные компании, занимающиеся офшорным программированием (но это не позиция ассоциации «Руссофт»): они считают, что в программе «круглого стола» недостаточно учтены интересы этого сегмента бизнеса. Но наше решение было осознанным. Во-первых, в ноябре 2002 г. в Калифорнии уже проходила российско-американская конференция, посвященная офшорному программированию. Во-вторых, на фоне других возможностей сотрудничества с США политически нам было невыгодно ставить эти вопросы во главу угла: в отрасли кризис, американцев беспокоит в первую очередь сохранение рабочих мест у себя в стране, и все понимают: чем больше услуг заказывается за границей, тем больше безработных программистов в США. Хотя я не считаю, что эта тема была плохо отражена. В частности, были яркие выступления представителей компаний Spirit и e-Style Software, работающих в этом сегменте бизнеса. С учетом того, что с российской стороны было всего 8 докладов**, это немало.

CRN/RE: В чем заключалось участие АПКИТ в организации «круглого стола»?

М.К.: Ассоциация выступила одним из его соорганизаторов с российской стороны (наряду с Минсвязи РФ и Фондом развития ИТ), поэтому наша работа — это бесконечные согласования задач конференции и ее программы, приглашение участников, поиск спонсорских денег, в общем утрясание массы оргвопросов. Более того, хотя нас почему-то подключили довольно поздно, нам удалось в значительной степени стать идеологом этого мероприятия. На каком-то этапе пришлось пойти на принцип: либо мы официально участвуем, либо не участвуем и не поддерживаем. Скажу прямо, до нашего активного включения в формирование программы «круглого стола» преобладала позиция американской стороны. Но затем мне удалось довольно быстро найти с американцами общий язык, поскольку интересы на самом деле непротиворечивые. На последнем этапе весьма плодотворно подключилось Минсвязи (сначала оно занимало пассивную позицию), очень активно участвовал в подготовке встречи замминистра Дмитрий Милованцев. Организация международной конференции такого масштаба — непростая задача. Поэтому я думаю, что при проведении следующих «круглых столов» мы будем обеспечивать какое-то финансирование заранее — энтузиазм хорош на начальном этапе, потом все надо ставить уже на более солидную основу.

CRN/RE: Подводя итоги, что можно записать в актив этого «круглого стола» с точки зрения российского ИТ-бизнеса: какие-то конкретные решения и договоренности, контакты...?

М.К.: Конечно, подобные мероприятия — это не только политика или государственный PR. Параллельно решаются и практические вопросы. Министр Леонид Рейман и другие участники нашей делегации обсуждали конкретные вопросы сотрудничества, и, насколько я знаю, достаточно успешно, но я не вправе комментировать их более подробно. Я думаю, что большинство участников приехали не только послушать, но и провести деловые переговоры.

Очень важный результат — решение о проведении последующих таких мероприятий, для чего будет создан постоянно действующий оргкомитет. Многие участники последнего «круглого стола» отмечали нехватку времени на дискуссии, поэтому мы решили, что он должен быть двухдневным: первый день или полдня — пленарные заседания, а затем отдельные дискуссии по разным проблемам. Это позволит увеличить число участников и обсуждать не только общие вопросы, но и практические проекты сотрудничества. Уже решен вопрос о том, что АПКИТ будет иметь своего постоянного представителя (при консульстве в Сан-Франциско) в Кремниевой долине, задачей которого будет оказание помощи всем российским ИТ-компаниям, в том числе и не входящим в ассоциацию, в решении любых вопросов бизнеса в США. Наша ассоциация намерена и далее вести конкретную практическую работу в сотрудничестве с Минсвязи, Минэкономразвития, МИД.

Но я хочу подчеркнуть: государство, общественные организации могут лишь помочь создать более благоприятные условия для сотрудничества. Однако результат будет зависеть от самого бизнеса. Компании должны сами активнее заниматься своим позиционированием, устанавливать контакты, договариваться о совместных проектах.

Мне кажется, что большая часть российского бизнеса все еще ждет, что кто-то за него эти вопросы будет решать — подготовит почву, приведет иностранного инвестора... Нет активной позиции, нет готовности к выходу на внешние рынки. А они нам нужны, потому что ИТ-бизнес вряд ли долго сможет развиваться в пределах только отечественного рынка, он слишком мал.

_______________________
* АПКИТ — Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий.
** С докладами выступали также представители «Голден Телеком», «Ростелеком», «Связьинвест», Abbyy, IBS и др.

Министр по связи и информатизации РФ Леонид Рейман
(специально для CRN/RE):

«Второй российско-американский «круглый стол» вызвал огромный интерес игроков ИТ-рынка обеих стран. В качестве иллюстрации приведу пару цифр — год назад в работе первого «круглого стола», состоявшегося в Москве, приняли участие примерно 40 представителей российских и американских компаний, а в этом году — около 250. Среди участников форума в Сан-Матео были практически все ведущие американские ИТ-компании, причем приехали первые—вторые лица.

«Круглый стол» привлек внимание таких грандов индустрии, как Boeing, Cisco, IBM, Intel, Motorola и др. На встрече было также немало инвесторов, что свидетельствует об их серьезных намерениях в отношении российского рынка.

Одним из реальных результатов работы форума стало налаживание деловых связей между российскими и американскими компаниями и переход отношений на качественно новый уровень. Несмотря на то что между нашими странами давно не существует препятствий для совместных коммерческих проектов, объем такого сотрудничества пока еще не достиг сколько-нибудь значимого уровня. Не секрет, что потенциальные иностранные заказчики часто не в полной мере владеют информацией о том, какие технологии, системы, разработки есть у российских компаний. Подобные встречи, в ходе которых фирмы могут обмениваться информацией, делиться опытом и общаться в кулуарах, дают возможность лучше узнать друг друга, получить больше информации и начать реальное сотрудничество. И такие примеры есть — компании Boeing, Cisco Systems и Intel уже установили или планируют установить партнерские отношения с отечественными компаниями.

Как выяснилось на форуме, среди американских фирм немало таких, кто готов создавать совместные предприятия на территории России. Все это будет способствовать развитию российских компаний и нашей ИТ-индустрии в целом».