Отчего самолеты летают или к вопросу о физической природе сил, действующих в полете на аппарат тяжелее воздуха

Отчего самолеты летают или к вопросу о физической природе сил, действующих в полете на аппарат тяжелее воздуха

«От модели к планеру. С планера — на самолет!» Этот лозунг был в большом почете у молодежи нашей страны в 30-х годах прошлого столетия, когда увлечение авиацией достигло небывалых масштабов. С тех пор прошло много лет, жизнь изменилась, и авиационный спорт стал уделом романтиков, влюбленных в небо. Но старый лозунг не утратил своей актуальности. Пожалуй, все авиаторы — и профессионалы, и любители — прошли путь от простейших моделей к настоящим летательным аппаратам.

К числу людей, влюбленных в авиацию, без сомнения, можно отнести и Хилмара Лоренца. На ИТ-рынке его знают как генерального директора HP в странах СНГ, директора департамента корпоративных систем российского представительства компании Hewlett-Packard.

Его путь в небо начинался так же, как и у большинства сверстников. Еще в школе Хилмар увлекся авиамоделизмом. Формально это — один из видов спорта, но фактически — интереснейшее занятие для творческих натур. Чтобы построить модель, требуются такие качества, как пытливый ум, аккуратность, граничащая с педантичностью и усидчивость. Ну и, разумеется, надо уметь и любить работать руками. Все эти качества у Хилмара были. «Я всегда что-то мастерил, — вспоминает он. — А еще мне не давал покоя один вопрос: как аппараты тяжелее воздуха могут летать? Хотелось познакомиться с фундаментальными законами аэродинамики, узнать физическую природу сил, действующих на самолет в полете».

Получив первые теоретические познания в этой области, Хилмар поспешил применить их на практике и приступил к постройке авиамоделей. Сначала это были простейшие планеры, позже, по мере накопления опыта, он перешел к строительству различных моделей самолетов. В их числе были пилотажные машины, модели-копии и летательные аппараты с радиоуправлением.

«Мне по душе специфика авиамоделизма, — признается Хилмар Лоренц. — Модель требует очень тщательного изготовления. Она должна быть легкой и прочной одновременно, иначе не полетит. Результат напрямую зависит от твоей работы». У Хилмара, как, впрочем, и любого авиамоделиста, были успехи и неудачи. Иногда его творения торопились вернуться на землю. Но те чувства и эмоции, которые испытывает моделист, видя, как уверенно его детище держится в воздухе, стоят потраченных сил и времени.

Окончив школу, Хилмар Лоренц решил стать физиком и поступил в университет. Тяга к точным наукам и познанию законов мироздания оказалась сильнее авиационных пристрастий. «Мне нравится авиация, но я никогда не стремился стать профессиональным пилотом, — рассказывает Хилмар. — Меня привлекала исследовательская работа, а работа летчика мне кажется довольно однообразной».

Во время учебы в университете у Хилмара на постройку моделей времени не было. Получив диплом астрофизика, он работал на Кавказе в Специальной астрофизической обсерватории Академии наук, где с помощью самого большого в то время телескопа БТА (Большой телескоп азимутальный, диаметр зеркала — 6 м) изучал удаленные объекты ранней Вселенной — черные дыры, квазары, нейтронные звезды. Здесь на Кавказе Хилмар вернулся к своему увлечению: он предусмотрительно сохранил все инструменты и необходимые для работы материалы. Кроме того, среди новых друзей было и несколько авиамоделистов.

Позже, переехав в Москву, Хилмар не только не оставил свое хобби, но и стал заниматься им с еще большим азартом. В прежние годы сборочным цехом его «авиационного завода» служила кухня, теперь производственные площади расширились, а само «авиапредприятие» перекочевало в подвал дома.

«В глубине души любой мужчина всегда остается ребенком, — шутит Хилмар. — К тому же для меня нет ничего лучше, чем долгими зимними вечерами строить модель и одновременно обдумывать какую-нибудь проблему».

Надо отметить, что сейчас авиамоделистам живется намного легче, чем раньше, — можно купить любые детали и материалы, так что возможностей для творчества стало намного больше.

А как же настоящие самолеты, настоящие полеты? Хилмар честно признается, что особо и не мечтал об этом — большая загрузка на работе, специфические требования к летчикам... Как физика его больше интересовала возможность «почувствовать» самолет в полете — услышать шум набегающего потока, ощутить усилия на ручке управления, испытать перегрузку.

Возможно, все это так и осталось бы несбывшейся детской мечтой. Но, как всегда, помог случай. Один из его друзей и партнеров по бизнесу — глава холдинга ЛАНИТ Георгий Генс — оказался заядлым пилотом-любителем, летающим на самолетах Як-18Т и L-410. Он-то и пригласил Хилмара в подмосковный аэроклуб Мячково. «Вначале я даже не мечтал о том, чтобы получить лицензию пилота-любителя, — говорит Хилмар. — Мне хотелось немного полетать и самому попробовать управлять самолетом. Мы взлетели с инструктором на Як-18Т, и в воздухе он разрешил мне сделать несколько простейших эволюций». Надо сказать, что теоретические знания для управления самолетом у Хилмара были — ведь он строил и радиоуправляемые модели. Но одно дело — двигать джойстик, находясь на земле, и совсем другое — ручку управления настоящего самолета.

В общем, случилось то, что и должно было случиться, — Хилмар «заболел» настоящей авиацией. К тому же сильное впечатление на него произвела атмосфера, царящая в аэроклубе. «Там собрались по-настоящему увлеченные люди, фанатики своего дела, — рассказывает он. — И все они — отличные профессионалы. Ни в одной другой стране я не встречал настолько хорошо подготовленных пилотов и инструкторов». Позже Хилмар скажет: «Я многому научился у российских специалистов, за что им бесконечно благодарен».

Хилмар дал себе слово — приложить все усилия для того, чтобы научиться летать. И слово сдержал. Его первый визит в аэроклуб состоялся весной прошлого года. Вскоре после этого он приступил к регулярным занятиям и к концу лета, после того как прошел необходимый курс подготовки, получил лицензию пилота-любителя. В списке освоенных самолетов — советский Як-18Т, американский Cessna-172 и чешский L-410.

Хилмар вспоминает, что труднее всего было выкроить время для занятий в аэроклубе. И вместе с тем именно эти занятия помогали в работе. В течение всего лета 2002 г. из-за слияния с фирмой Compaq представительство Hewlett-Packard работало в чрезвычайном режиме. «Чтобы успевать на занятия в Мячково, я должен был четко спланировать свой рабочий день, добиться более строгой организации работы, — отмечает Хилмар. — Безусловно, это требовало больших усилий и концентрации, но зато потом я получал отличную разрядку».

Самым сильным впечатлением за недолгую карьеру пилота стал первый самостоятельный вылет. «Невозможно передать словами то ощущение, которое испытываешь, оставшись с самолетом один на один», — отметил Хилмар.
На реактивных машинах ему полетать пока не довелось. В будущем он планирует освоить спортивный пилотажный самолет Як-52 и научиться мастерству высшего пилотажа.