В 2002 г. российский рынок ручных ПК обошелся без революционных изменений: шел процесс расширения и укрепления тех тенденций, которые наметились и развивались в предыдущие годы.

2002: общие итоги и впечатления

Одна из важнейших тенденций года — выход на рынок ручных ПК ряда крупных изготовителей (Fujitsu Siemens Computers, NEС, Toshiba, ViewSonic). Кроме того, и эта тенденция еще важнее, чем первая, рынком ручных ПК заинтересовались изготовители из Юго-Восточной Азии: как те, кто выпускает продукцию под своей торговой маркой, например ASUSTeK или Mitac, так и множество небольших компаний, работающих на нужды своих OEM-партнеров. Последнее, кроме прочего, стимулировало активность отечественных компаний и появление проектов ручных ПК «российской сборки».

В то же время произошел резкий рост «серого» сегмента из-за общего роста интереса к этим устройствам и как следствие того, что они как товар весьма удобны с точки зрения организации «серых» поставок.

Оживление «серых» поставщиков было связано со многими факторами. В частности, немалую роль сыграл уход из сегмента ручных ПК потребительского класса компании Psion, которая переключилась на создание индустриальных терминалов (см. CRN № 16/2001). В результате около 70% всех продаваемых моделей Psion проходили по «серым» каналам, а для моделей семейства Diamond Mako (клон Psion Revo Plus для американского рынка) «серые» поставки составили 100%.

Еще один мощный «серый» канал образовался в результате структурных изменений, связанных с завершением слияния HP и Compaq. Незадолго до этого Compaq предприняла ряд мер по защите канала от «серого» рынка; по моделям HP благодаря сбалансированной политике основного поставщика (компании Moravia Consulting, имевшей на тот момент статус партнера по продаже ручных ПК и калькуляторов в Восточной Европе) «серый» рынок традиционно был крайне незначителен. Но в процессе слияния и реорганизации объединенного офиса в России ручные ПК перекочевали из Отдела потребительских товаров в ведение Отдела, занимающегося ПК и ноутбуками. Модели семейства HP Jornada были сняты с производства, и «серые» устройства Compaq iPAQ заняли не менее 60% рынка.

Похожая картина сложилась и по продукции Toshiba, хотя, скорее, по историческим причинам, нежели в результате действий производителя или его представителя в России. Выпустив несколько очень интересных моделей (e310, e570, e740) Toshiba, с одной стороны, инициировала процесс разделения модельных рядов, предложив три модели, нацеленные на различные категории покупателей (ранее производители PDA традиционно стремились выпускать одну, максимум две модели, адресуя их как можно более широкому сегменту рынка). Но развитый канал поставки «серых» ноутбуков Toshiba, естественно, быстро сориентировался, и де-факто официальные продажи ручных ПК с маркой Toshiba составили лишь около 20% общего объема.

К началу 2002 г. рынок фактически превратился из нишевого (где работали лишь несколько компаний, вынужденных «отбивать» высокие накладные расходы высокой же маржой) в массовый (где играет множество поставщиков, соперничество между которыми, как правило, сводится к ценовой конкуренции). Строго говоря, это событие — не новость, отдельные поставщики, издавна работающие на этом рынке, начали терять свою доминирующую роль в канале достаточно давно и практически окончательно проиграли к началу 2002 г., когда этим сегментом рынка занялись крупные дистрибьюторские структуры. Пусть широкопрофильные игроки не имели сети специализированных дилерских компаний, но, учитывая общую «пропускную способность» их канала, они с легкостью заняли большую долю этого рынка, вытеснив недавних «нишевых» конкурентов. Очевидно, что эти процессы сопровождались резким падением уровня маржи. Сегодня практически никто уже не зарабатывает (как некоторое время назад) 30—50%, средняя маржа составляет 10—15%, и для большинства компаний-продавцов ручные ПК являются «вторичным» товаром, дополняющим основную линейку предлагаемой продукции.

Вследствие этого оформилась вполне явно выраженная двухуровневая структура канала. Прежние модели ведения бизнеса вынуждали реселлеров быть, скорее, VAR’ами, нежели традиционными дилерами (например, им приходилось решать проблему русификации устройств, а сейчас наличие у реселлера собственных русификаторов говорит, скорее, об активной игре на «сером» рынке, не обеспеченном «официальной» русификацией от производителя), но они постепенно исчезают, а на их место пришел классический box moving.

2002: технологическая конъюнктура

С точки зрения товарного наполнения рынка существенных изменений к началу 2003 г. не произошло, чего нельзя сказать о ценовой структуре.

По-прежнему по объемам продаж лидирует PalmOS, иногда с очень незначительным перевесом. Хотя в 2002 г. устройства на базе PalmOS кардинально «переродились», появление PalmOS 5.0 и моделей на базе процессоров ARM не очень сильно повлияло на рынок. Фактически модели с новой ОС просто заняли место снимаемых с производства устройств (серия m5xx), «вписавшись» в те же ценовые ниши, а устройства семейства Zire заменили собой серию m1xx. При этом в модельном ряду самой Palm, Inc. после выпуска hi-end модели Tungsten T (480—550 долл.) поначалу образовался заметный пробел между ними и дешевыми Zire (120—140 долл.), но на сегодня Tungsten T заметно подешевел (350—420 долл.), хотя все еще остается наиболее мощным устройством на базе PalmOS, выпускаемым Palm, Inc.

В скором времени ожидается появление новой модели в семействе Zire, которая по техническим характеристикам явно позиционируется как модель среднего уровня, но быстрое падение цены на Tungsten T также позволяет предположить, что Palm, Inc. и этой модели готовит роль «недорогого органайзера», который будет в недалеком будущем заменен более мощным устройством.

Необходимость точной «подстройки» ценовых и технических характеристик моделей на рынке Palm диктуется очень большим спектром предложений, немалую долю которого обеспечивает компания Sony (модельный ряд PDA на базе PalmOS, выпускаемых Sony, намного шире модельного ряда Palm). Как известно, официально модели Sony CLIE в России не продаются, все 100% их поставок — «серые». С таким дискриминационным подходом реселлеры (прежде всего с рынка ноутбуков) борются уже не первый год, правда, пока без особых результатов. Тем не менее «серый» характер канала не мешает Sony занимать в России около 30% рынка и достаточно уверенно смотреть в будущее. Все-таки Sony, как никто другой, понимает нужды именно потребительского сегмента, где необходимо предоставлять покупателю огромный выбор — чтобы он мог, покопавшись и помучившись, купить все-таки изделие с маркой Sony, а не другую модель (тут просится аналогия с бизнесом производителей сотовых телефонов).

Но основная тенденция, которая сегодня определяет развитие рынка ручных ПК, — рост популярности устройств на базе PocketPC. Хотя некоторые данные (в частности, исследования ITResearch) показывают, что доля рынка Palm все еще превышает долю рынка PocketPC, тем не менее просматривается явная тенденция к перераспределению объемов продаж. Не последнюю роль здесь играет резкое снижение цен на устройства, относящиеся к семейству PocketPC. Эта тенденция заслуживает того, чтобы поговорить о ней более подробно.

Ценовая структура рынка долгое время оставалась достаточно стабильной. Хотя снижение цен, естественно, происходило, но серьезных подвижек не отмечалось.

Удешевление устройств было значительно растянуто во времени, цены снижались обычно при появлении новых моделей, заменявших предыдущие.

В середине 2002 г ., в связи с уже упоминавшейся диверсификацией модельных рядов, начали появляться модели двух типов — «для энтузиастов» и «для обычных пользователей». С технической точки зрения они различались прежде всего «начинкой» и возможностями расширения.

Мощные модели (например, Fujitsu Siemens Pocket LOOX 600 или Toshiba e740) оснащались средствами подключения к беспроводным сетям (Wi-Fi или Bluetooth), двумя разъемами для плат расширения (SecureDigital Card и CompactFlash), наиболее мощными (на тот момент) процессорами, емкой памятью (64 Мбайт). В то же время недорогие PocketPC, ориентированные на пользователей с невысокими запросами, предоставляли лишь базовую функциональность, предусматриваемую платформой PocketPC, имели, как правило, один разъем для плат памяти (SecureDigital Card), могли оснащаться морально устаревшим процессором (StrongARM вместо XScale, благо из-за некоторых технических особенностей последнего разницы в производительности практически не было), менее емкой памятью (32 Мбайт; некоторые модели, например RoverPC P3, имели 64 Мбайт, но пользователю была доступна только половина, остальное занимала ОС) и т. д. К началу IV квартала 2002 г. стоимость PDA на базе платформы PocketPC составляла 650—800 долл. за мощные модели и 450—550 долл. — за модели начального уровня. Исключением можно считать только Compaq iPAQ — при характеристиках модели начального уровня он позиционировался в ценовой нише более мощных машин (это, кстати, стало одной из причин, по которым iPAQ, ближе к второй половине 2002 г., в значительной мере утерял свои позиции на рынке).

В конце года картина коренным образом изменилась. Точкой отсчета «новой эпохи» можно с уверенностью назвать анонс моделей семейства Dell Axim. Свой выход на рынок PDA компания Dell ознаменовала моделью, которая по техническим характеристикам относилась явно к моделям высшего уровня, но продавалась дешевле многих моделей, до нее позиционировавшихся как «недорогие» (249—349 долл. при 50-долл. mail-in rebate). Результатом стала коренная ломка ценовой структуры рынка.

В то же время в России устройств Dell Axim до конца 2002 г. не появилось, не было даже сколько-нибудь массовых «серых» продаж. Только в марте этого года компании «Белый Ветер» и DellSystems объявили о соглашении по дистрибуции Dell Axim в России. И для нашей страны роль Dell сыграла Rover Computers.

Ее выход на рынок также ознаменовал новую тенденцию — активное освоение российскими производителями ноутбуков новых для себя сегментов рынка. Но первая модель (RoverPC P6), как признают даже представители компании, оказалась не очень удачной. К концу года были выпущены две новые модели, RoverPC P3 и P5, которые и заменили на российском рынке отсутствующий Dell Axim. Rover Computers «сыграла на понижение» (в точности, как Dell) и, как следствие, довольно быстро захватила заметную долю рынка (хотя отметим, что решающую роль тут сыграла модель RoverPC P3).

Так или иначе, в секторе PocketPC установлены новые ценовые и технологические планки. При сохранении различий в технических параметрах устройств, принадлежащих к категориям «недорогих» и «мощных». Первые теперь позиционируются в нише 230—320 долл., последние — практически сразу за ними, начиная с 350—380 долл. Верхняя граница цен «мощных» устройств составляет 500—520 долл. (реже выше) в основном по той простой причине, что на рынке присутствуют модели, скажем так, образца 2002 г.

Нужно заметить, что тенденция расширения нижнего ценового сегмента многим производителям явно не нравится, поэтому они стремятся позиционировать новые модели категории «продвинутых» в достаточно высоких ценовых нишах (хороший пример — HP iPAQ h5450, который HP упорно «загоняет» в нишу 700—750 долл., пытаясь удовлетворить спрос на недорогие модели устройствами серии h191x). Особенной разницы в политике позиционирования моделей между российскими и зарубежными производителями ожидать вряд ли приходится. Следует упомянуть также о возможности увеличения числа игроков «российского происхождения» в этом сегменте — по разным данным, несколько компаний сейчас вынашивают проекты выпуска PocketPC под своей маркой.

2003: Планшеты и смартфоны

Тема Tablet PC сегодня муссируется достаточно активно. На рынок ручных ПК «бум планшеток» оказывает вполне очевидное влияние, особенно если вспомнить, что среди Tablet PC имеется подкласс устройств на базе «PDAшных» технологий и такие устройства довольно активно продвигаются на рынок. В качестве примера можно назвать модель ezPad, которую под собственной торговой маркой HighScreen предлагает компания «Вобис». С точки зрения продаж, эти устройства могут больше заинтересовать VAR’а, который разрабатывает решения, нежели классического реселлера, хотя «Вобис» позиционирует их как потребительскую технику, своеобразный «пульт управления домашним кинотеатром». Время покажет, какую нишу на рынке займут эти устройства, но перспективы у них есть, и реселлеру, планирующему свои действия на 2003 г., эту тенденцию стоит иметь в виду.

Другая разновидность устройств, способных оказать очень заметное влияние на рынок, — смартфоны. Их становится все больше и больше, причем на всех трех платформах — PalmOS, Windows CE (в двух ипостасях: PocketPC 2002 Phone Edition и Microsoft Smartphone) и Symbian OS. По разным оценкам, смартфоны сегодня занимают от 10 до 12% рынка ручных ПК и имеют очень хорошие перспективы развития. Наибольшая доля в этом сегменте принадлежит устройствам на базе Symbian OS (таким моделям, как Nokia 7650/3650 и SonyEricsson P800), эксперименты с моделями на базе PalmOS (некоторые поставщики проводили их в 2002 г.) показали, что здесь перспективы довольно сомнительны. Во всяком случае, для компании HandSpring, активно продвигавшей коммуникаторы семейства Treo, они оказались настолько неутешительными, что компания приняла решение о закрытии бизнеса в России и отзыве своего представителя. Справедливости ради нужно сказать, что причин для такого исхода было довольно много, но недостаточная популярность Treo сыграла не последнюю роль.

Устройства на базе Windows CE пока не оказывают заметного влияния на рынок, но также имеют очень неплохие перспективы, особенно учитывая начало производства коммуникаторов и смартфонов на многочисленных заводах, расположенных в странах —«азиатских тиграх» (в России можно отметить такие марки, как Luxian и Eden, которые представляет уже упоминавшаяся «Вобис»», а также XDA O2, которая, правда, проникает в нашу страну исключительно по «серым» каналам). В качестве ложки дегтя, способной испортить столь «вкусный» для реселлера рынок, как смартфоны, следует отметить, что этот рынок по очевидным причинам предоставляет новые возможности для развития бизнеса, скорее, реселлерам с рынка сотовой телефонии, чем представителям ИТ-рынка.

Подводные камни

На рынке ручных ПК реселлера поджидают не только прибыли, но и множество подводных камней. Основная проблема (она стоит прежде всего перед инициаторами производственных проектов) — способен ли этот рынок в перспективе принести достаточно весомые дивиденды?

Практика показывает, что многие «новички» на этом рынке слабо представляют его особенности, и потому их путь довольно тернист. Основное и наиболее распространенное заблуждение состоит в том, что многие ожидают превращения рынка ручных ПК в массовый и объемов, сопоставимых с объемами продаж дорогих моделей сотовых телефонов. Плюс непонимание особенностей структуры канала, который должен продавать ручные ПК, пока не ставшие «коробочным» продуктом в том же смысле, что и ноутбуки. Как бы то ни было, а разнообразных технических особенностей у них очень много, что очень часто упускается из виду.

Ожидать миллионных объемов продаж от рынка ручных ПК достаточно наивно. Ручной ПК — устройство довольно специализированное, его покупательская аудитория ограничена уже тем, что до сих пор он играет роль «предмета роскоши». В отличие от сотовых телефонов, с которыми любят сравнивать этот рынок, ручной ПК сложно назвать «предметом первой необходимости». И есть основания полагать, что даже до объемов продаж, превышающих текущие в 2—3 раза (100—150 тыс.), рынок будет расти намного дольше, чем предсказывают даже самые оптимистичные прогнозы.