Редкая компания, работающая на ИТ-рынке, может похвастаться тем, что отсчитывает свою историю еще с советских времен. И уж тем более сложно отыскать такие фирмы в регионах. Одна из них — ИВС («Информационно-вычислительные системы») — была образована в Перми в 1990 г.

В конце 80-x сотрудники лаборатории сетевых технологий Пермского НИИУМС решили «уйти из науки» и создать собственную компанию. Их опыт и знания оказались востребованы рынком. Но через пару лет менеджеры ИВС поняли, чтобы «удержаться на плаву», помимо проектирования и построения сетей, необходимо заняться поставками оборудования. Это, в свою очередь, привело к развитию других направлений бизнеса — в частности, к созданию сервисного центра.

Постепенно ИВС превратилась в широкопрофильную ИТ-компанию, одну из крупнейших в Пермской области. Сегодня помимо системной интеграции она также занимается сборкой ПК и серверов, проектированием и производством микроконтроллеров, разработкой и внедрением программных решений, розничной торговлей.

С развитием бизнеса создавались новые подразделения, появлялись новые технологии, а вот «характер» компании многие годы не менялся. «Стиль и методы работы, принятые в «товарищеской» компании, долгое время висели ощутимым «камушком» на наших ногах.

Но в какой-то момент мы поняли, что перешагнули определенный рубеж и нам необходимо выстроить структуру, которая позволяла бы с максимальной эффективностью решать стоящие перед нами задачи», — говорит технический директор ИВС Лев Кутман.

С марта 2003 г. ИВС официально называет себя группой компаний. Руководство общее — один и тот же гендиректор, коммерческий и технический директора возглавляют каждую из компаний, входящих в холдинг. На сегодняшний день в ИВС работают более 200 сотрудников. За последние два года штат увеличился примерно на 70 человек, это связано с реструктуризацией и четким оформлением направлений бизнеса. В прошлом году общий оборот ИВС составил около 14 млн. долл., в 2003 г. он должен достичь почти 16 млн.

По словам менеджеров ИВС, доля услуг в общем обороте в последние годы постоянно увеличивается. Бизнес компании исторически был ориентирован именно на предоставление услуг, и за 13 лет, прошедших со дня ее основания, накоплен богатый опыт работы с корпоративными заказчиками. Среди ее клиентов — «ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез», «Лукойл-Пермьнефть», Пермская печатная фабрика «Гознак», «Пермьэнерго», «Уралкалий», «Авиадвигатель», «Уралсвязьинформ», ГУ ЦБ РФ по Пермской области и др.

К переменам в структуре и методах работы ИВС подтолкнуло, в частности, увеличение числа крупных долгосрочных проектов. Руководители компании стали замечать, что иногда работы по ним становятся неуправляемыми — проекты выходят за рамки одного подразделения, и разобраться, кто и за что несет персональную ответственность, было непросто. Назрела необходимость использования проектно-ориентированных технологий. Лев Кутман прошел обучение в «Сетевой академии ЛАНИТ» по курсу «Управление проектами» и теперь занимается внедрением изученных технологий в компании, а должность технического директора совмещает с должностью директора по проектам.

Для работы с крупными потенциальными заказчиками в ИВС создан центр ИТ-решений. Однако оказалось, что потребности в услугах такого центра опережают возможности его развития. Сотрудники центра должны не только обладать глубокими техническими знаниями, но и разбираться в бизнес-процессах заказчика, а также грамотно предлагать необходимые ему решения. Таких специалистов необходимо долго готовить, «выращивать». По словам Льва Кутмана, пришлось переориентировать на эту деятельность нескольких высококвалифицированных разработчиков, поскольку «технарей» найти гораздо проще.

Современные требования к развитию бизнеса заставляют некоторых крупных клиентов идти на то, чтобы передать свою ИТ-инфраструктуру на аутсорсинг специализированным компаниям. Так, уже третий год на территории предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез» находится специализированное подразделение компании ИВС со своим складом расходных материалов, ЗИПа и т. п., обслуживающее компьютерное оборудование заказчика.

Лев Кутман: «Мы считаем, что тенденция к передаче обслуживания ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг будет особенно активно проявляться на небольших и крупных предприятиях. С последними мы работаем уже много лет, а недавно вышли и на рынок малого бизнеса».

Но в последнее время ИВС столкнулась с новой тенденцией — значительно возросло число заказчиков из малого бизнеса, также готовых передать обслуживание своей ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг. Существующее положение дел — «ползучий аутсорсинг», обеспечиваемый приходящим время от времени техническим специалистом, из-за чего нередко возникают перебои в работе, — их перестает устраивать. Многие такие клиенты просят ИВС «разобраться и навести порядок».

Вот как комментирует эту тенденцию Лев Кутман: «Мы не стремились в сектор малого бизнеса, нас буквально «втянули» туда клиенты. Но выйдя на этот рынок, мы осознали, насколько он объемен и перспективен — на нем тысячи потенциальных заказчиков. На сегодня мы работаем в режиме аутсорсинга уже с 10 небольшими фирмами, а через год ставим задачу обслуживать порядка 100 клиентов».

Естественно, компания должна перестраивать свою работу, выделяя ресурсы для взаимодействия с такими заказчиками. Оказалось, что сектор малого бизнеса специфичен, здесь другие правила игры, и тот персонал, который работает с крупными заказчиками, оказался не готов обслуживать небольшие фирмы. Пришлось создать отдельное подразделение, которое занимается такими клиентами — экспертизой, подготовкой предложений и их реализацией с последним выходом на аутсорсинг. Но сейчас оно работает уже фактически на пределе загрузки.

«Можно было бы организовать отдельную компанию в составе группы, но мы пошли другим путем — выстраиваем внутри ИВС матричную структуру, ориентированную на работу с малым бизнесом. В каждом техническом подразделении должны быть сотрудники, специализирующиеся именно на этом рынке. Кроме того, необходимы менеджеры, которые умеют работать с небольшими фирмами», — говорит Лев Кутман.

По его мнению, тенденция к передаче обслуживания ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг будет особенно активно проявляться на небольших и крупных предприятиях. Средние фирмы в этом отношении оказываются наиболее консервативными. В их штате, как правило, есть технические специалисты и/или администраторы (которых сложно назвать ИТ-подразделением), и такое положение пока устраивает многих руководителей средних предприятий.

По наблюдениям специалистов ИВС, в последнее время многие крупные предприятия пересматривают отношение к телефонной связи. «Тратя на связь немалые средства, они начинают задумываться об оптимизации этих затрат. Внедрение на предприятии систем IP-связи логично вписывается в планы развития корпоративной ИТ-инфраструктуры и позволит в дальнейшем значительно сократить текущие затраты на связь», — говорит Лев Кутман.

Еще одна тенденция, заметно проявившаяся на корпоративном рынке, — стремление заказчиков найти одного генподрядчика, который занимался бы не только компьютерным оборудованием, но и всем комплексом инженерных коммуникаций и систем (это то, что обычно понимается под термином «интеллектуальное здание»). Заказчик хочет получить не просто здание со множеством не связанных между собой подсистем, а целостный объект с единой системой управления и единой документацией.

В соответствии с требованиями рынка сетевое подразделение ИВС было преобразовано в инженерно-производственное. Недавно компания вместе с рядом субподрядчиков завершила проект по полному оснащению нового инженерного корпуса одного из крупных заводов. «На наш взгляд, такие комплексные проекты весьма перспективны. ИВС научилась работать в качестве генподрядчика, и у нас есть сложившийся круг субподрядчиков, которым мы доверяем», — говорит Лев Кутман.

В Пермской области, как и в ряде других регионов, значительно активизировались московские фирмы, и не только на вертикальных рынках. По данным ИВС, в региональных тендерах теперь обычно участвуют 2—3 пермские компании и 7—8 московских, и иногда принимаются необъективные решения — проект отдается фирмам из Москвы, причем зачастую при худших или равных ценах.

Как считают в ИВС, реальных преимуществ у московских компаний нет. Бытует мнение, что в регионах наблюдается нехватка квалифицированных специалистов, но Лев Кутман категорически с этим не согласен: «В развивающихся регионах нет проблем с техническими и инженерными кадрами. Есть дефицит грамотных менеджеров, но, насколько я знаю, эта проблема актуальна и для Москвы».