Время от времени участники ИТ-рынка возвращаются к теме перспектив многофункциональных устройств (МФУ), произвольно сочетающих функции принтера, сканера, копира и факса. Когда-то оптимисты утверждали, что МФУ вытеснят с рабочего стола отдельно стоящие устройства. Но начало поставок МФУ этих надежд не оправдало. Пользователи отнеслись к новой технике настороженно: их пугали высокая цена и техническое несовершенство.

С развитием технологий эти проблемы были устранены, и объем поставок МФУ стал стремительно расти. Сейчас эти устройства предлагают все ведущие поставщики рынка принтеров. Так, по результатам прошлого года 99% российского рынка МФУ разделили между собой Brother, Canon, Epson, Hewlett-Packard, Lexmark, MB, Oki, Panasonic, Samsung и Xerox. По данным аналитической компании ITResearch, доминирующим игроком на этом рынке в 2003 г. была НР, чья доля тем не менее упала от почти 60% в начале года до 35% в конце. Сокращение произошло в первую очередь за счет активизации Xerox, которая в начале года контролировала около 13% рынка, а к концу — уже 28%. Еще один «взлет» совершила Samsung, начавшая поставки МФУ только с 2003 г. Но к концу года этому вендору принадлежало около 13% рынка.

По данным ITResearch, в 2003 и первой половине 2004 гг. объем российского рынка МФУ составил 25,4 млн. долл. За это время было поставлено 66,7 тыс. устройств. Большая часть поставок пришлась на МФУ, созданные на базе лазерной технологии печати. Этой категории устройств принадлежит 78,4% рынка в денежном выражении или 55,2% в штучном. Поставки МФУ на базе струйной технологии несколько уступают лазерным в штучном выражении (41,5%) и гораздо меньше в денежном (19,7%). Незначительная доля рынка принадлежит устройствам, созданным на базе иных технологий печати (например, твердочернильной). Их поставки составляют 3,3% в штуках или 1,9% в деньгах.

В конце лета о своих амбициях на российском рынке МФУ объявила компания Canon. Матти Хамалайнен, менеджер по маркетингу Canon North-East Oy, сообщил, что к 2006 г. компания намерена занять первое место в сегменте МФУ на базе лазерной технологии печати. Начиная с III квартала 2003 г. Canon постепенно увеличивает долю на рынке МФУ. ITResearch отмечает: если год назад вендору принадлежало лишь 3,9%, то к концу первого полугодия компания уже контролировала 14,1% рынка.

Чтобы продолжить наметившийся рост, Canon намерена расширить модельный ряд МФУ, а также провести соответствующие маркетинговые мероприятия. Так, вендор уже представил три модели МФУ на базе лазерной технологии печати. Речь идет о моделях LaserBase MF3110, MF5630 и MF5650.

Первая из них — устройство начального уровня, состоящее из принтера, способного печатать со скоростью до 20 стр./мин с разрешением 1200x600 (в режиме улучшенного качества) и цветного сканера с разрешением 1200x2400. MF3110 можно использовать как монохромный копир со скоростью копирования 20 копий/мин, разрешением при копировании 600x600 и диапазоном масштабирования 50—200%. Устройство оснащено ОЗУ объемом 64 Мбайт, лотком емкостью 250 листов и интерфейсом USB 2.0 High Speed. В качестве опции предлагается сервер печати Axis 1650 (поступит в продажу в октябре 2004 г.).

Модели MF5630 и MF5650 состоят из принтера со скоростью печати 18 стр./мин с разрешением 1200x600 (в режиме улучшенного качества) и цветного сканера с разрешением 1200x2400. Также MF5650 поставляется с факс-модемом Super G3 (скорость передачи данных 33,6 кбит/с). Эти модели обладают функцией копира, оснащены устройством автоматической подачи документов (емкостью 50 листов), лотком для бумаги на 250 листов и интерфейсом USB 2.0 High Speed.

В компании рассчитывают, что благодаря новинкам Canon сможет значительно увеличить продажи МФУ в России. Хамалайнен говорит, что компания рассчитывает во втором полугодии 2004 г. продать более 29 тыс. устройств, тогда как в первой половине года продажи составили лишь 10,9 тыс. МФУ.