Осенью московской компании Syscom, поставляющей под собственной маркой мониторы, исполнилось три года. За короткое время она сумела завоевать известность в корпоративном сегменте рынка — к примеру, в этом году Syscom выиграла крупнейший в истории российского компьютерного бизнеса тендер на поставку ЖК-мониторов (до конца 2004 г. компания должна поставить ОАО «Российские железные дороги» более 30 тыс. мониторов). Пока доля корпоративных продаж в обороте Syscom составляет более 90%, но в последнее время компания более активно выходит и на розничный рынок. О бизнесе компании и ее планах на будущее корреспондент CRN/RE Сергей Зарубин беседует с коммерческим директором Syscom Олжасом Исаковым и директором по развитию бизнеса Михаилом Куприяновым.

CRN/RE: Syscom — узкоспециализированная компания. Почему три года назад была избрана именно эта ниша? Не появилось за это время желание выйти и в другие сегменты ИТ-рынка?

Олжас Исаков: Компания была образована группой профессионалов, имевших опыт разработки сложных радиотехнических устройств, в частности телевизоров, и практический опыт организации крупносерийного производства. К 2000 г. конкуренция на рынке телевизоров стала очень жесткой. Примерно в это же время начались регулярные поставки в Россию ЖК-мониторов. Оценив перспективы, мы решили работать в этом сегменте рынка. Изначально бизнес-стратегия компании заключалась не в импорте ЖК-мониторов, а в их сборке на месте из иностранных компонентов. Это, как мы и рассчитывали, дало определенные конкурентные преимущества, в частности при участии в тендерах по госзакупкам. Кроме того, с самого начала мы ориентировались на бюджетный сегмент рынка, где брэнд как таковой не имеет большого значения.

Михаил Куприянов: То, что мы остаемся узкоспециализированной компанией, является преимуществом с точки зрения привлечения партнеров, работающих на корпоративном рынке. Они знают, что мы не пойдем к заказчику, чтобы предложить ему, к примеру, собственные компьютеры...

CRN/RE: Где осуществляется сборка ЖК-мониторов? Как организован технологический процесс?

О. И.: Начинали мы с отверточной сборки готовых моделей наших корейских партнеров. Но быстро перешли к разработке собственных моделей. Широкие международные связи и опыт организации производственных площадок позволили в кратчайшие сроки разработать и наладить технологический процесс и начать выпуск ЖК-мониторов под собственной торговой маркой. Первоначально конвейерная сборка производилась на заводе «Арсенал» в Александрове (Владимирская обл.), затем мы перешли на завод «Квант» в Зеленограде. Это обусловлено прежде всего близостью к Москве, что позволяет снизить издержки. Специфика Syscom состоит в том, что компания является владельцем технологического процесса, и поэтому мы не привязаны к конкретному заводу. Главное — чтобы условия соответствовали разработанным нами техническим нормам и стандарту ISO 9001.

М. К.: Мы нашли способ организации производства, при котором довольны все — и мы, и заказчики, и предприятия, у которых мы арендуем сборочные площади и складские помещения. С каждого собранного монитора мы платим заводу определенную сумму за произведенную работу. Наш принцип — отдавать на аутсорсинг все функции, не являющиеся для нас критически важными, если партнеры выполняют их достаточно хорошо с точки зрения качества и себестоимости. В частности, проверкой готовых мониторов занимаются работники завода, которые не зависят от нас. Наверное, сами к своим мониторам мы относились бы «добрее»...

CRN/RE: На российском рынке мониторов представлено немало вендоров, множество хорошо «раскрученных» торговых марок... Чем ваши ЖК-мониторы отличаются от остальных, в чем их конкурентные преимущества?

О. И.: Если говорить о внешних отличиях, то у мониторов Syscom свой оригинальный дизайн. Для удобства пользователя электропитание и видеосигнал совмещены в одном кабеле. Но главное — это разработанное нами ПО. Все модели имеют экранное меню на русском языке. Конечно, как опция оно есть и в зарубежных мониторах, но ее еще надо установить, обычно по умолчанию идет меню на английском. Мы также готовы в кратчайшие сроки сделать языковую поддержку для любого национального региона России.

М. К.: В нашей стране чуть ли не каждый второй считает себя «супернастройщиком» и стремится выставить параметры монитора по своим индивидуальным запросам. А наши мониторы можно настраивать в гораздо более широком диапазоне, чем устройства других производителей, использующих ту же матрицу. Хороший результат может получить и фотограф, настраивающий изображение по таблице цветопередачи, и геймер, который хочет хорошо видеть монстров в темном подвале... Мы честно заявляем характеристики монитора. Иногда становится смешно, когда какая-то компания объявляет базовые характеристики новой модели — мы-то знаем, какие там стоят матрицы, их производители официально публикуют технические параметры.

О. И.: В Южной Корее, где мы закупаем комплектующие, работает наш филиал, с которым мы поддерживаем тесную связь. Он занимается анализом рынка матриц и комплектующих, выбирая продукцию, оптимальную по соотношению цена/качество. А то, что Syscom — российская компания, одно из наших конкурентных преимуществ, это значительно облегчает обратную связь с партнерами. К примеру, мы можем в кратчайшие сроки доработать модель для конкретного заказчика. Корпоративные клиенты предъявляют повышенные требования к надежности — нередко наши мониторы используются в составе комплексов, работающих 24 часа в сутки 365 дней в году. Мы гордимся статистикой, полученной за три года работы, — из строя вышло не более 0,5% наших мониторов. Получив эти данные, в этом году мы ввели трехлетнюю гарантию на нашу продукцию. Наверное, можно было сделать это и раньше, но, чтобы просчитать возможные риски, мы должны были получить необходимые статистические данные.

Налажен и сервис наших мониторов. Мы заключаем с сервисными центрами прямые договоры, обеспечиваем их необходимыми запчастями, проводим обучение специалистов. Таких центров в России около 50. Правда, сложилась парадоксальная ситуация — процент выхода из строя наших мониторов низок, и, чтобы эти сервисные центры были заинтересованы в работе с нами, мы вынуждены платить им за ремонт мониторов раза в полтора больше, чем другие производители...

CRN/RE: Многие зарубежные производители ЖК-мониторов параллельно работают и в смежных областях, выпуская ЖК-телевизоры, плазменные панели...

О. И.: На наш взгляд, у «плазмы» нет будущего — в отличие от ЖК-технологий, здесь уже не осталось ресурсов для снижения себестоимости продукции. Как одно из наиболее перспективных направлений развития мы рассматриваем OLED-технологии. В прошлом году мы занимались ЖК-телевизорами, но, когда на рынке началась война форматов, прекратили их сборку, чтобы не попасть на резкое падение цен. Мы выпускали две модели, 15 и 20 дюймов, и они пользовались спросом. В частности, тюннинговые ателье закупали наши ЖК-телевизоры и ставили их в престижные автомобили. Сейчас с точки зрения ценовой политики этот рынок стабилизировался, и не исключено, что в следующем году мы возобновим выпуск ЖК-телевизоров. Мы также готовы предложить партнерам наш новый продукт — устройства класса «тонкий клиент».

CRN/RE: Продукция Syscom продается преимущественно в корпоративном сегменте рынка. На розничном рынке ЖК-мониторы с вашей торговой маркой известны гораздо меньше. Намерены ли вы увеличивать свою долю на этом рынке?

О. И.: Чтобы усилить позиции на розничном рынке, мы подписали дистрибьюторское соглашение с компанией «Формоза». Сегодня продажами ЖК-мониторов Syscom занимаются около 200 ее дилеров. В этом сегменте очень жесткая конкуренция. Поэтому для розничных продаж мы планируем выпускать ЖК-мониторы на базе более дешевых тайваньских матриц (в мониторах для корпоративных заказчиков применяются матрицы LG-Philips и Samsung).

CRN/RE: Можете ли вы раскрыть какие-либо стратегические планы?

М. К.: Совместно с партнерами мы прорабатываем проект организации в России производства ЖК-матриц. Речь идет об их сборке, на производство компонентов мы пока не претендуем. Тем не менее это непростой в техническом плане продукт — необходимо обеспечить так называемые «чистые помещения», разработать технологический процесс. Это весьма сложный, но не авантюрный проект. Матрицы мы планируем производить не только для себя, но и для других отечественных компаний, которые намерены заниматься сборкой ЖК-мониторов.