Аналитическая компания ITResearch подвела итоги исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2004 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) в 2004 г. составил чуть более 4600 тыс. шт.

Около 81,2% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, 12,6% — на ноутбуки, 4,4% — на карманные компьютеры (КПК) и примерно 1,8% — на серверы (на платформе Intel).
Лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам 2004 г. составили* Aquarius, Depo Computers, Formoza, HP и Kraftway.

В сегменте ноутбуков в первую пятерку вошли Asustek, iRU, Rover Computers, Samsung, Toshiba. Наилучшие показатели продаж карманных компьютеров у HP, а первую пятерку компаний составили ASUSTeK, HP, Nokia, PalmOne, Rover Computers. В сегменте серверов уверенно лидирует HP. Первые пять производителей этого класса техники — Aquarius, Depo Computers, HP, IBM и Kraftway.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил более 5,4 млн. шт., что превысило показатели 2003 г. почти на 25%.

К концу 2004 г. сегмент 15-дюйм ЭЛТ-мониторов фактически прекратил существование, и потребители полностью переключились на 17-дюйм ЭЛТ-аппараты, доля которых по итогам года несколько превысила 50%. Как и прогнозировалось, продажи 19- и 21(22)-дюйм ЭЛТ-мониторов не увеличились, напротив, их доля продолжала уменьшаться, и они окончательно превратились в нишевый продукт.

Как и в предыдущие годы, на отечественном рынке уверенно лидировала компания Samsung. За ней по-прежнему следовала LG, на третьем месте — компания Philips, затем следуют NEC и BenQ.

Устройства hardcopy

Принтеры. Объем продаж принтеров количественно увеличился на 19%, до 3,2 млн. шт. Рост не столь динамичный, как в 2003 г., что подтверждает наметившуюся в предыдущие годы тенденцию к постепенному снижению темпов роста принтерного рынка. Продолжилось и перераспределение продаж в пользу лазерных устройств, которых впервые было продано несколько больше, чем струйных принтеров. В тройку ведущих вендоров принтерного рынка, как и год назад, вошли компании Epson, HP и Samsung, причем разрыв между ними, а также занимающей четвертую позицию компанией Canon несколько сократился.

Настольные МФУ. В отличие от уже сформировавшегося рынка принтеров сегмент настольных МФУ проходит стадию активного роста. В 2004 г. его объем достиг 400 тыс. устройств, что превышает показатель 2003 г. в 2,7 раза. Наиболее быстро увеличивались продажи струйных МФУ, рыночная доля которых по итогам года оказалась несколько больше, чем лазерных. Ведущими поставщиками в этой категории устройств остаются компании Epson, HP и Lexmark. В сегменте МФУ с лазерной технологией печати в тройку лидеров вошли компании HP, Samsung и Xerox.

Сканеры. В 2004 г. было продано свыше 800 тыс. сканеров — на 27% больше, чем за 2003 г. Спрос на сканеры устойчиво растет благодаря распространению цифровой фотографии и развитию систем электронного документооборота на предприятиях. По объему продаж на рынке сканеров по-прежнему лидируют компании Epson, HP и Mustek.

Мультимедийные проекторы

В 2004 г. российский рынок мультимедийных проекторов (MMP), включающий бизнес-устройства и аппараты для домашних кинотеатров, превысил отметку 48 тыс. шт., что более чем на 90% выше показателя 2003 г. Такой рост во многом обусловлен влиянием второй волны тендера Минобразования РФ «Дети России».

Влияние тендера ощущается и при определении лидеров российского рынка MMP. С его учетом первая тройка выглядит так: Panasonic, Sanyo и Toshiba. Кроме этих компаний также очень значительные результаты показали фирмы BenQ, Epson, InFocus (включая ASK Proxima), NEC и Sharp.

Плазменные панели

Рынок плазменных панелей (PDP) в 2004 г. вновь рос взрывными темпами. В натуральном выражении продажи превысили 73 тыс. шт., что в 2,5 раза выше показателя 2003 г. Доля основного сегмента (с диагональю 42 дюйма) за год увеличилась на 7%, что было вполне ожидаемо для рынка, ставшего массовым. Также предсказуемым стало падение почти на 20% доли панелей без тюнера, поскольку «точкой роста» здесь оказались «полноценные» телевизоры для домашнего рынка.

В 2004 г., как и годом ранее, основная борьба развернулась между «тремя P»: компаниями Panasonic, Philips и Pioneer. В итоге Philips так и не отдала лидерство, завоеванное в конце 2003 г. За ними следуют LG, Samsung, Sony — также с довольно значительной долей рынка.

ЖК-телевизоры

Наиболее быстрорастущим из всех исследуемых сегментов являются ЖК-телевизоры. Всего в 2004 г. их было продано более 170 тыс., что в 4,25 раза больше, чем в 2003 г. По итогам года среди поставщиков можно выделить лидеров — компании Philips, Samsung и Sharp. В ведущую группу входят также LG, Panasonic, Sony и Toshiba.

ИБП

На рынке ИБП продолжался уверенный рост продаж во всех технологических сегментах. Всего за год было продано более 1,5 млн. устройств. Компания APC еще больше усилила свои позиции, заметно опередив PowerCom, идущую на втором месте.

Основными конкурентами устройств APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений сильны также позиции Chloride, GE DE, Eaton Powerware, Liebert, MGE UPS Systems, Neuhaus и NeWave.

Полный отчет ITResearch об итогах исследования российского ИТ-рынка за 2004 г. можно прочитать в сборнике «Бестселлеры IT-рынка» 2005, № 1.

* Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.