Компании-участники выставки LinuxWorld рекламировали новые бизнес-приложения на базе открытого исходного кода, такие, как CRM- и ERP-системы, средства бизнес-аналитики и управления контентом, а также формировали стратегические союзы с целью разработки подобных приложений

В сегменте программных средств на базе открытого исходного хода перед участниками рынка открываются новые горизонты. Набирает силу третья волна процесса внедрения ПО, и это происходит как на верхних этажах — на уровне бизнес-приложений, так и в не столь дорогостоящих нишах, где поставщики решений имеют наибольшие шансы получить солидную прибыль.

Новые бизнес-приложения с открытым исходным кодом, поставляемые такими компаниями, как SugarCRM, Plone, Compiere, JasperSoft и Pentaho, находят применение в фирмах средних масштабов даже быстрее, чем на предприятиях, где первые две волны внедрения продуктов с открытым исходным кодом — ОС и компонентов инфраструктуры — некогда получили благословение от обладающих огромными финансовыми средствами компаний Fortune 500 и фирм с Уолл-стрит.

Как полагают наблюдатели, это происходит потому, что для покупки продуктов с открытым исходным кодом компаниям СМБ не приходится затрачивать столько средств, как для приобретения приложений таких поставщиков, как Oracle, Siebel и SAP. Следует учесть и то обстоятельство, что настройка упомянутых приложений под конкретные задачи большинству средних фирм не по карману.

«С первой волной внедрения продуктов с открытым исходным кодом получили путевку в жизнь операционные системы, а со второй — компоненты инфраструктуры, но все дело в том, что ОС и инфраструктура — это товары массового спроса, — заявил Ларри Огастин, член совета директоров SugarCRM и вице-президент фирмы Medsphere, независимого поставщика программных продуктов. — Приложения — совсем другое. Это удовольствие дорогое. Продукты с открытым кодом я могу продавать по более низким ценам, чем Siebel продает свои системы, и при этом я смогу работать на таких рынках, куда Siebel проникнуть не сможет».

Уже появилось множество фирм, готовых заработать на волне внедрения бизнес-приложений с открытым кодом, и эти фирмы полагают, что пришло время заключать новые партнерские соглашения. К числу упомянутых компаний относятся, в частности, AgileCo, Cignex, KnowedgeBlue и Optaros.

«К ПО с открытым кодом проявляют все больший интерес средние компании с оборотом до 1 млрд. долл., использующие приложения, требующие серьезной адаптации для решения их задач, — поясняет Нэвин Наджая, главный управляющий консалтинговой фирмы Cignex — партнера SugarCRM и Plone. С появлением CRM- и ERP-систем, средств управления контентом и систем информационного обеспечения бизнеса на и без того быстро консолидирующемся рынке бизнес-приложений возникает новая ситуация. Пока что приложениям с открытым кодом не удалось отвоевать у «закрытых» систем существенную долю рынка. Более того, о существовании большинства продуктов с открытым кодом мало кто знает. В качестве примера можно назвать ПО Plone. Это одна из систем управления Web-контентом, созданная на базе проекта управления контентом Zope с открытым исходным кодом. Другой пример — Compiere, развивающаяся ERP-платформа, завоевавшая популярность в Европе в качестве альтернативы продуктам SAP и Microsoft.

Но так или иначе, приложения с открытым кодом мало-помалу находят своих потребителей, и скоро, как полагают наблюдатели, это почувствуют на себе и мощные игроки рынка. По словам некоторых специалистов, даже для Microsoft открытые приложения будут представлять известную угрозу — прежде всего потому, что подразделение корпорации Microsoft Business Solutions не развивается столь активно, как предполагали руководители корпорации, приобретая пять лет назад фирму Great Plains Software.

Руководители компании ZeOmega, специализирующейся на создании порталов для учреждений здравоохранения и страховых компаний на базе Linux, Zope и Plone, указывают, что система Microsoft Content Management Server (CMS) продается не столь активно, как предполагалось.

Фирма KnowledgeBlue оказывает услуги компаниям средних размеров, которые работают на вертикальных рынках и взяли на вооружение платформу Compiere. KnowledgeBlue продает программные продукты под собственной торговой маркой OpenBlue. Еще один источник доходов фирмы — консультирование и оказание услуг по интеграции, реализации бухгалтерских систем, средств для осуществления клиентами заказов товаров, платежей, а также управление контактами. По словам главного управляющего KnowledgeBlue Роберта Кунца, объемы продаж его компании, работающей в любимом рыночном сегменте Microsoft — среди малых и средних предприятий с доходами от 500 млн. до 2 млрд. долл., — ежеквартально увеличиваются на 500%. KnowledgeBlue была основана в этом году бывшими администраторами IBM и Unisys.

Новое ПО с открытым кодом составляет серьезную конкуренцию для поставщиков коммерческих систем, заявил Крис Мареска, глава консалтинговой фирмы Olliance Consulting.

Приложения на выставке LinuxWorld

На конференции O’Reilly Open Source компании Intel и SpikeSource, а также Университет Карнеги-Меллона анонсировали систему Business Readiness Rating, предназначенную для выявления степени готовности продуктов с открытым исходным кодом к применению в деловой сфере. Внимание участников выставки LinuxWorld Expo было привлечено к бизнес-приложениям с открытым кодом, а также к стратегическим альянсам, созданным для их продвижения. Так, участвующая в конференции фирма SugarCRM, первый продукт которой был ориентирован на потребителей сферы СМБ, анонсировала продукт Sugar Suite уровня предприятия, а также объявила о создании новых союзов с Jboss и со специализирующейся на предоставлении услуг фирмой SpikeSource, которая сертифицирует для клиентов компоненты инфраструктуры «Linux + Apache + MySQL + PHP/Perl/Python» (LAMP). Компания Novell собиралась объявить о заключении партнерского соглашения с фирмой Pentaho. Как сообщил источник в Pentaho, в рамках данной сделки компания будет участвовать в реализуемой фирмой Novell «инкубационной» программе MarketStart.

Компания Pentaho, основанная прошедшими огонь и воду ветеранами, имеющими опыт создания фирменных приложений (в числе ее учредителей несколько бывших сотрудников IBM, Oracle, Hyperion и SAS), делает серьезную ставку на привлечение игроков канала сбыта для оказания услуг заказчикам. Адриан Маршалл, вице-президент Pentaho по маркетингу, заявил, что нынешней осенью его компания объявит о завершении работ по созданию своего первого комплекта средств информационного обеспечения бизнеса и о заключении важных союзов. Взгляды Маршалла на принципы взаимоотношений с реселлерами просты. «Всех партнеров надо оценивать по их достоинствам, не требовать от них внесения огромных платежей и вообще не создавать лишних барьеров для вступления в союз», — заявил он.

Игроки рынка open source исходят из того, что, хотя SAP и Microsoft прилагают серьезные усилия для создания и продвижения продуктов средней ценовой категории, с появлением открытых бизнес-приложений фирмы-посредники, которые в мире изделий с открытым кодом не могут полагаться на модель реселлинга, получают новые возможности.

По словам Криса Мареска, главы компании Olliance, наблюдатели полагают, что вокруг бизнес-приложений будет построена еще более мощная система оказания услуг, нежели система, созданная в свое время вокруг стека LAMP, поскольку бизнес-приложения не стали товаром массового спроса, и перед началом эксплуатации это ПО необходимо настраивать и оснащать дополнительными средствами.

Как отмечают эксперты, многие независимые поставщики программных средств с открытым кодом поддерживают формат лицензии на использование программ, принятый разработчиками Mozilla: фирмы-посредники и клиенты получают возможность модифицировать ПО, не принимая на себя обязательств делать внесенные изменения достоянием общественности.

Если раньше самым выгодным занятием на рынке открытых бизнес-приложений было написание кода, то теперь центр тяжести перемещается в сферу настройки ПО, что играет на руку фирмам-посредникам. Так считает Боб Гетт, президент и главный управляющий компании Optaros. Гетт основал фирму в прошлом году, надеясь заработать на потребности корпораций в консультациях и услугах по настройке открытых приложений, разрабатываемых более крупными фирмами. Гетт не считает, что программы с открытым кодом полностью вытеснят «фирменные» продукты, но они будут представлять интерес для тех клиентов, которые хотят знать, на что расходуются их деньги, и получать от своих инвестиций максимальную отдачу.

«Множество людей пользуются лишь небольшой частью функциональных возможностей, реализованных в прикладных программах, — заявил Гетт. — Без многих функций вполне можно обойтись, к тому же они реализованы не самым экономичным образом, так что тратить больше не имеет смысла. Прибыль приносит не столько интеллектуальная собственность, сколько услуги, умение организовать эксплуатацию продукта».

Шансы для поставщиков услуг

Наблюдатели полагают, что независимым поставщикам программных средств и фирмам-посредникам в первую очередь следует обратить внимание на системы CRM, средства информационного обеспечения бизнеса, а также средства управления контентом и организации порталов.

Как говорит главный управляющий Cignex Нэвин Наджая, некоторые из клиентов, эксплуатирующих продукты Vignette или Interwoven, пришли к выводу, что настройка этих патентованных средств управления контентом под свои задачи обходится слишком дорого. Они не собираются отказываться от имеющихся систем, но утверждают, что в будущем при разработке новых порталов и Web-узлов намерены вкладывать все средства в Plone и другие продукты управления контентом на базе Zope.

Многие специалисты полагают, что в настоящее время открываются новые возможности для реализации проектов, идущих на пользу как поставщикам бизнес-приложений, так и фирмам, оказывающим услуги в этом секторе. Поставщики услуг могут доводить до эксплуатационной готовности такие системы, как SugarCRM, или оказывать специализированные услуги клиентам, приобретающим вертикальные приложения, например предназначенные для больниц программные средства фирмы Medsphere.

Задача независимых поставщиков ПО и поставщиков услуг облегчается тем, что почва для повсеместного внедрения новых систем с открытым кодом уже подготовлена такими компаниями, как Red Hat и Jboss, поскольку их клиентская база охватывает уже весь мир. Пол Сантинелли, бывший администратор фирмы Red Hat и венчурный капиталист, сотрудничающий с компанией North Bridge Venture Partners, заявил, что сейчас начинается процесс стабильного перетекания венчурных капиталов в предприятия, занимающиеся бизнес-приложениями с открытым исходным кодом, поскольку венчурные капиталисты считают этот сегмент прибыльным и перспективным. Так, проект JasperReports, начатый три года назад с целью создания на базе открытого ПО решения, альтернативного продукту Crystal Reports, превратился в официально зарегистрированного поставщика ПО JasperSoft. По словам Пола Дошера, гланого управляющего этой фирмы, к июлю им удалось привлечь 8 млн. долл. венчурного капитала. Позитивную роль играет и то обстоятельство, что такие поставщики, как SugarCRM, похоже, имеют более четкое представление о преимуществах сервисных каналов сбыта, нежели специализирующиеся на продуктах с открытым исходным кодом компании первого поколения, которые предпочитали вместо торговли лицензиями на использование ПО оказывать услуги, дабы повысить собственные доходы.

Большинство ведущих поставщиков открытых приложений, включая фирмы SugarCRM и Compiere, активно сотрудничают с дилерами или планируют развернуть такое сотрудничество в будущем.

Клинт Орам, соучредитель и вице-президент SuragCRM, ввел в штат компании менеджера по вопросам сотрудничества с партнерами, и теперь, по его словам, около 45 партнеров разрабатывают специальный ассортимент продуктов для различных ниш. Как разъяснил Орам, поставщики традиционных патентованных приложений уровня предприятия настолько усложнили свои системы, что теперь могут получать 60% доходов за счет оказания услуг в сфере консалтинга, внедрения и интеграции. Эта модель страдает рядом губительных недостатков: ее нельзя применять на рынках малых и средних предприятий, и она подталкивает разработчиков к созданию трудных в реализации и установке программ, подчеркнул Орам.

«Мы применяем другую модель, хотим, чтобы наши изделия инсталлировались без проблем, и не желаем конфликтовать с дилерами», — сказал он, добавив, что SugarCRM будет совершенствовать продукты, а оказанием услуг займутся партнеры. «Наша цель состоит в том, чтобы доля услуг в общем объеме выручки составляла не более 30%, — заявил Орам. — Мы не обслуживающая компания, а поставщик продуктов. Если доля услуг в наших доходах когда-нибудь достигнет 50%, это будет означать, что мы не сумели выполнить свою задачу».

Молодая компания AgileCo обслуживает пользователей приложения Asterisk VoIP, созданного на базе открытого кода. Как рассказывает Эд Пиментол, главный инженер и соучредитель AgileCo, его компания более года обсуждала разные варианты сотрудничества с фирмой SugarCRM. В итоге фирмы заключили официальное соглашение о партнерстве. По словам Пиментола, он намерен дополнить систему SugarCRM специальными средствами защиты, с тем чтобы она соответствовала требованиям Министерства безопасности США.

Новая эра в развитии деловых приложений

Компании Sun Microsystems, Novell, IBM, Computer Associates и Actuate начинают приподнимать завесу секретности, скрывавшую некоторые компоненты разработанных ими инфраструктур обработки электронной почты и управления БД. Но пока ни один из независимых поставщиков ПО не решился обнародовать коды своих флагманских продуктов — бизнес-приложений.

Компания SpikeSource уже разработала интегрированный с SugarCRM инсталлятор для своей системы. Но как пояснила Ким Полиз, глава SpikeSource, эра бизнес-приложений с открытым кодом едва только началась. «Мы являемся свидетелями первых дней новой эры. Однако директора информационных служб и руководящие работники ИТ-подразделений со всей серьезностью рассматривают планы использования самых разных программ делового применения, руководствуясь такими соображениями, как снижение издержек и возможность контролировать ИТ-инфраструктуру компании», — заявила она.

Один из партнеров SAP полагает, что в ближайшее время эти тенденции вряд ли окажут заметное влияние на общую картину. «Потребуется еще лет пять, чтобы приложение достигло уровня зрелости, — утверждает Кристофер Картер, президент компании CCI. — Никому не дано стать фирмой масштаба SAP или Oracle, не затратив массу времени и средств на НИОКР и не имея возможности делать крупные покупки. К тому же, на доработку программ с открытым кодом всегда уходит больше времени».

Нет сомнения, что в предстоящие годы фирменные бизнес-приложения будут по-прежнему иметь солидную клиентскую базу. Однако вполне вероятно, что конкуренты из мира open source с помощью растущей сети посреднических фирм, специализирующихся на оказании услуг, расстроят планы грандов индустрии по привлечению клиентов из числа компаний СМБ. Приложения с открытым кодом устанавливают у себя и поставщики решений. Боб Куше, специалист по архитектуре решений eServer, работающий в компании rs-Unix, использовал средство VMAssist для переноса системы обработки информации о клиентах с платформы Salesforce.com на SugarCRM. По его словам, отдача была мгновенной: «Ежемесячно я экономлю 200 долл., которые раньше мне приходилось платить фирме Salesforce за продукт, в сущности представляющий собой архиватор».