Добрый совет тем, кто отвечает за политику сертификации: дайте людям то, что они хотят. А им все чаще хочется иметь онлайновый компонент в обучении.

Что касается форм преподавания, то, согласно исследованию, 30% реселлеров предпочитают самостоятельную Web-подготовку, которая собрала больше голосов, чем другие формы обучения. Еще 20% отдали предпочтение смешанной форме: аудиторным занятиям с преподавателем с отрывом от работы в сочетании с онлайновым компонентом.

Максвелл Додж, менеджер группы FishNet Inside Response Sales Team компании FishNet Security, VAR’а, специализирующегося в области информационной безопасности, говорит, что многие из его вендоров активно развивают Web-обучение, что он находит очень полезным, поскольку это позволяет идти в ногу со временем, не дожидаясь визита представителей поставщика.

«Web-обучение открыло нам способ сосредоточиться на главном и без существенных затрат», — отметил Додж.
В самом деле, дешевизна и удобство являются главными доводами реселлеров, голосующих за Web-обучение. Иногда именно доступность информации влияет на решение продавать тот или иной продукт, говорит Билл Эбрам, президент компании Pragmatix, бизнес-партнера IBM.

«Когда мы изучаем возможности работы с новыми вендорами, или же сами вендоры находят нас, мы всегда тщательно анализируем, как будет происходить раскрутка их продукта, — сказал Эбрам. — Недавно мы отказались продавать продукт по той причине, что набрать обороты на нем будет слишком трудно».

Вендоры, кажется, вполне это осознают. В целом по отрасли, согласно прогнозам IDC, ежегодный рост продаж систем Web-обучения выйдет на уровень 27% за 4 года, а к 2008 г. годовой объем продаж составит 21 млрд. долл.
McAfee, один из вендоров FishNet, совершила настоящий прорыв в сфере онлайнового обучения с помощью системы NetExam, разработки компании MediaDefined.

По словам Брета Штрауса, президента MediaDefined, реселлеры могут зарегистрироваться на виртуальном сервере, так что им не нужно лично ехать на занятия. Инструктору также не приходится таскать с собой тяжелое оборудование с места на место. NetExam соответствует всем требованиям сертификации для многих продуктов, хотя Штраус признает, что более серьезное обучение часто требует более индивидуального подхода и привязки к конкретным условиям работы.

Как говорит Дэвид Робертс, старший вице-президент по каналам Северной Америки в McAfee, с финансовой точки зрения онлайновое обучение оправдывает себя, поскольку VAR’ы сейчас как никогда склонны считать деньги. Кроме того, Web позволяет вендору чаще обновлять свои учебные программы и охватить более широкую аудиторию, например при распространении информации о конкурентных продажах в рамках новой рекламной кампании.

«Посредством Web-обучения мы устанавливаем базовый уровень компетенции для различных категорий сотрудников, — добавил Фредерик Новак, старший менеджер McAfee по обучению канала. — Базовые процедуры и тому подобные вещи прекрасно подходят для Web-обучения».

По словам Карла Либмана, старшего директора Citrix Systems по консалтингу и обучению, Web-обучение составило 10% бизнеса его подразделения на конец 2004 г. В начале августа компания утвердила два дополнительных онлайновых подготовительных курса — в помощь студентам, готовящимся заниматься с инструктором. Либман убежден, что сейчас наступает самое подходящее время для Web-обучения, и содержание курсов вполне соответствует духу времени.

«Мы используем смешанный подход. Выбираем то, что имеет наибольший смысл, и реализуем это в той форме, которая дает максимальный эффект», — говорит Либман.

Все чаще VAR’ы посещают онлайновые занятия «в прямом эфире», по словам руководителей компании New Horizons Computer Learning Centers, которая специализируется на услугах обучения. За I квартал 2005 г. спрос на ее предложение Online Live Learning вырос на 70%. Подобно системе NetExam, Online Live имеет виртуальную лабораторию для практического освоения навыков работы, полученных в киберпространстве. Это предложение особенно хорошо подходит для курсов базового уровня для разработчиков и инженеров, ограниченных во времени, считает Стив Албин, менеджер Online Live.

«Online Live бьет прямо в цель. Удобство сочетается с индивидуальным подходом. На мои вопросы отвечает живой человек», — говорит Албин.