Шекспир сказал: «Весь мир — театр, а люди в нем актеры»...
Жаль, главных ролей мало. Большинству достается массовка.

(автор неизвестен)

Вот и в нашем рейтинге главных ролей всего 25 — зато каких! Лучших региональных ИТ-компаний! И, как в настоящем храме искусств, в нашем ИТ-театре главных ролей на всех не хватает. Поэтому каждый сезон лучшие актеры ведут нешуточную борьбу за право получить одну из них.

В материале, посвященном итогам рейтинга «25 лучших ИТ-компаний», мы не случайно вспомнили именно о театре.

Во-первых, потому, что 2019-й объявлен в России годом театра.

И пройти мимо этого мы просто не могли. Тем более что речь идет о чествовании компаний, которых можно назвать самыми яркими актерами не только региональных ИТ-театров, где они играют на постоянной основе, но и общероссийской сцены, именуемой ИТ-рынок.

Ну а во-вторых, уже 19-й год наблюдая за тем, как развиваются отдельные ИТ-компании и целые ИТ-сообщества регионов, как они взаимодействуют с представителями соседних театров, приходишь к выводу, что основные правила игры на ИТ-рынке созвучны постулатам профессионалов сцены . Главный из которых — коллективная работа.

Спектакль создает множество людей: драматург, режиссер, артисты, художники, музыканты, гримеры, костюмеры, представители многих других профессий. И чтобы регулировать процесс подготовки и выпуска спектакля, необходимы некие нравственные правила, предполагающие уважение к чужому творчеству, формирующие атмосферу общего творческого труда.

То же самое можно сказать и про ИТ-рынок: каждый спектакль — проект (как в корпоративной, так и в розничной среде) — это плод работы самых разных людей. В нашем ИТ-театре есть свои режиссеры. Нам кажется, что представителей этой профессии больше всего среди вендоров. Ведь именно они постоянно придумывают и предлагают новое прочтение очередного проекта, разрабатывая и предлагая рынку неизвестные ранее технологические решения.

А вот ИТ-дистрибьюторы — никто иные, как антрепренеры. Это своего рода инвесторы, предприниматели, организаторы, люди с видением перспективы — понравится ли тот или иной спектакль зрителям или нет. Антрепренер — это человек, который предан театру, но остается в тени актерской игры и славы, за кулисами спектаклей. Но антрепренер берет на себя большую организационную работу и ответственность.

Актеры. Это занятие для региональных ИТ-компаний. Именно они выходят на сцену, к зрителю, именно от их мастерства, таланта, умения вникнуть в суть происходящего здесь и сейчас, способности найти и затронуть самые сокровенные струны души зрителя во многом зависит, как он примет спектакль, над которым трудилось такое количество самых разных специалистов.

Ну и конечно же зрители. Без них театр просто невозможен. На ИТ-рынке эта роль отведена клиентам. Именно для них создаются «спектакли» (проекты), и именно они оценивают (голосуя рублем), насколько хорошо удалось труппе реализовать задуманное.

Эти аналогии можно было бы продолжить. Но мы лишь хотели показать, что выступая в роли экспертов нашего рейтинга и голосуя за лучшие региональные ИТ-компании, вендоры и дистрибьюторы — режиссеры и антрепренеры ИТ-театра — смогли собрать звездный состав актеров (региональных партнеров), которые играют в самых востребованных спектаклях.

Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий,
сколько скрытой работы заключается в искусстве актера,
с виду столь доступном и легком.

Альфонс Доде

В этом году мы проводим наш рейтинг в 12-й раз1 (первое такое исследование состоялось в 2001 г., тогда оно называлось «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний»). За прошедшие 19 лет и театр, и ИТ-рынок стали другими. Вот как один из актеров (настоящих) ответил на вопрос «как изменился театр в последние 20 лет», заданный на одном из театральных форумов: «Главное достижение российского театра последнего 20-летия — то, что он есть... А его особенностью стали, как мне кажется, большие возможности для театрального эксперимента и его реализации. Под экспериментом я имею в виду и необычные, нестандартные поиски театров, режиссеров, актеров, которые находят своего зрителя. Это и массовое рождение маленьких и не очень маленьких театральных коллективов, и творческое становление режиссеров. Именно в это 20-летие активно реализовались молодые режиссеры... Печально, что за 20 лет мы потеряли много великолепных, уникальных театральных личностей. Одно перечисление ушедших в мир иной займет страницы, это грустно. Дай Бог здоровья и сил живущим!».

Замените в этой цитате слово «театр» на «ИТ-рынок» и последние вопросы, почему мы решили в этом году обратиться именно к этой аналогии, исчезнут сами собой. Ведь и в нашем секторе экономики за последние 20 лет случилось немало перемен, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами. Не будем перечислять все эти факторы: они на слуху и повторяться нет необходимости. Единственное, что стоит отметить: каждое такое «изменение» и по отдельности способно изменить расстановку актеров внутри театра. А что уж говорить о ситуации, когда изменения то идут непрерывной чередой, а то вообще происходят одновременно. Казалось бы, события последних лет должны «проредить» российский ИТ-рынок и в первую очередь подкосить региональные компании. Но, как показывают итоги нынешнего исследования, изменения в списке финалистов (по сравнению с результатами 2018 г.) оказались не настолько значительными, как можно было бы предположить: большинство лауреатов 2018 г. хорошо известны не только в своих и соседних ИТ-труппах, но и в масштабе всероссийского ИТ-театра. Они неоднократно, в разные годы, получали главные роли в региональных рейтингах нашего издания.

Но, как показывают эти же результаты, на пятки ветеранам сцены наступает подрастающее поколение новых (как в плане отношения к ведению бизнеса, так и в смысле осваиваемых и предлагаемых технологий) и очень талантливых актеров. Они, как и в настоящем театре, не хотят всю свою профессиональную жизнь выходить на сцену со словами «Кушать подано». Они активно работают, чтобы пробиться в число «премьеров» и вытеснить ветеранов из утвержденного репертуара, играть главные роли в их постановках либо найти новые пьесы, в которых героям сцены прошлых лет уже не будет места. Поэтому в этом году одним из главных вопросов рейтинга стал: «Что же победит: опыт или молодость?».

Методика рейтинга

Согласно методике исследования, в 2019 г. лучшие региональные компании определялись методом экспертных оценок.

На первом этапе был составлен предварительный список кандидатов. В этом году в него вошли победители предыдущих рейтингов, а также лучшие (по итогам работы в 2018 г.) партнеры второго уровня, названные вендорами и дистрибьюторами. Как и в предыдущих рейтингах, претендентом на победу могла стать любая компания, «родившаяся» и работающая за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, «живая» и не доставляющая серьезных проблем поставщикам, в том числе и состоящая в «родстве» со столичными и зарубежными представителями ИТ-рынка. В итоге в предварительный список для голосования было включено 224 компании.

На втором этапе — этапе голосования — данный список передавался экспертам. Каждый эксперт мог выбрать не более 25 компаний, достойных стать победителями. После этого эксперт оценивал (по десятибалльной шкале) каждого из выбранных им кандидатов по следующим критериям: «Масштаб бизнеса компании», «Динамика бизнеса компании», «Профессионализм команды» и «Репутация на рынке». На основе этих оценок составлялись списки победителей в каждой указанной номинации. Подробнее об этом читайте в материале «Частные рейтинги».

В роли экспертов выступили руководители подразделений по работе с партнерами, департаментов продаж, отделов маркетинга ведущих зарубежных и российских производителей, дистрибьюторских компаний, имеющих большие партнерские сети. Всего в этом году за лучших региональных игроков проголосовали представители 62 компаний (в нескольких из них решения принимались коллегиально).

Отметим также, что предварительный список претендентов на победу был «открытым», т. е. у экспертов была возможность дополнить его по своему усмотрению. Внесенные таким образом компании также получали право бороться за звание «Лучшей региональной компании».

Кроме того, у каждого эксперта было право «наложить вето» на голосование за любую компанию, включенную в предварительный список, сообщив в редакцию о проблемах в работе с данным партнером (неисполнение обязательств, дебиторская задолженность и т. д).

* * *

Победители рейтинга определялись простым подсчетом голосов. В итоговый список должны были войти 25 компаний, чаще других упоминавшихся в анкетах наших экспертов. Но в этом году мы вновь называем не 25, а 26 лучших региональных компаний, так как кандидаты, занявшие 25 и 26-е места, набрали одинаковое количество голосов.

Всегда создаю в актерском цеху сознательную текучку кадров.
Артист, когда его берут в штат, часто начинает жиреть и 
терять творческое горение. Поэтому нужен приток
молодых и, выражаясь противным языком,
подсиживающих актеров, которые хотят играть твои роли.
Это создает «стрем», неудобство в ощущениях
артиста и не позволяет ему творчески расслабляться.

Константин Райкин

Пока в нашем рейтинге побеждает опыт. Правда, не столь убедительно, как в предыдущих исследованиях. Как бы новички рынка ни пытались вклиниться в уже устоявшиеся партнерские отношения, вендоры и дистрибьюторы в большинстве случаев голосуют за актеров, проверенных годами совместной работы. Хотя, надо отметить, что в этот раз к званию «Лучших региональных ИТ-компаний» было «представлено» шесть компаний, не упомянутых в итоговом списке прошлого года. Возможно, это случилось еще и потому, что предварительный список претендентов был в этом году обновлен почти на 10%2 (за счет включения в него претендентов, рекомендованных нашими экспертами в 2018 г., и исключения из списка «неблагонадежных» партнеров). Напомним, что в 2018 г. «новых» компаний в итоговой таблице было всего три (из них одна вернула себе место в финале, полученное в 2015 г.).

Более подробный рассказ о победителях впереди, а пока подведем некий «общий» итог 19 лет проведения рейтинга.

За это время его победителями становились 77 компаний из 30 городов. В свое время в число лучших входили представители практически всех федеральных округов России (за исключением Крымского). Увы, времена изменились. И вот уже несколько рейтингов подряд среди лучших нет представителей Северо-Западного региона. Правда, три года назад мы отмечали отсутствие в итоговых списках и актеров из Дальневосточного округа, но начиная с 2017 г. представители этой ИТ-театральной мастерской входят в число победителей. В этом году в нашу звездную труппу было отобрано сразу две дальневосточные компании.

За время проведения рейтинга наибольшее количество лучших поставил Приволжский федеральный округ: базирующиеся там ИТ-труппы становились победителями нашего исследования 105 раз. Отметим, что с прошлого года «лидер» этого своеобразного соревнования федеральных округов не изменился. По итогам голосования 2001–2018 гг. представители ПФО становились победителями рейтинга 96 раз.

Серебряный призер 2018 г. — Сибирский ФО — также сохранил свои позиции. Теперь в его актив записано 66 побед (напомним, что по итогам голосования 2001–2018 гг. сибиряки побеждали 61 раз).

Третье место осталось за Уральским ФО. За 19 лет проведения рейтинга его представители побеждали 45 раз (к 2018 г. — 43 раза).

По итогам голосования 2001–2018 гг. четвертое и пятое места поделили между собой Центральный и Южный федеральные округа: их представители попадали в списки финалистов 23 раза. В этом году наши эксперты выбрали по четыре компании из этих регионов. Таким образом, эти округа вновь сохранили паритет по числу представленных ими победителей — 27.

Как уже отмечалось, в этом году в финал рейтинга попали два актера из Дальневосточного театра, что позволило ДФО сохранить за собой шестое место. За 19 лет проведения рейтинга компании из этого региона 11 раз входили в число лучших. А вот самые скромные показатели вновь у Северо-Западного ФО: за всю историю исследования его представители только трижды выигрывали титул «Лучшая региональная компания».

Поздравляем победителей!

Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист.

Константин Сергеевич Станиславский

Как и во всех предыдущих рейтингах, в этом году мы не ставили перед собой задачу ранжировать победителей по количеству набранных голосов, поэтому в итоговом списке они перечислены в алфавитном порядке. Несмотря на это, мы по традиции хотим отметить те компании, которые набрали наибольшее количество позитивных оценок экспертов. Напомним, что только один раз (в 2013 г.) отрыв одного из победителей от своих коллег оказался более чем убедительным: компания «Арсенал+», получившая 37 голосов, обогнала своего ближайшего преследователя, упомянутого в 29 анкетах.

Увы, с тех пор ни одному финалисту не удалось повторить подобный успех. Более того, начиная с 2015 г. спор о том, кому эксперты отдадут наибольшее количество голосов, ведут две компании: то «Ай-Си-Эль КПО ВС» (Казань) опережает своего ближайшего преследователя «Офисный мир КМ» (Ростов-на-Дону), то представитель Юга страны набирает голосов больше, чем его коллеги из Поволжья. Только в 2017 г. на второе место (по количеству набранных голосов) встала компания «Галэкс», отодвинув «Офисный мир КМ» на третью строчку. Но год спустя все вернулось на круги своя: «золото» (с разницей в один голос) — у Казани, «серебро» — у Ростова-на-Дону. В этом году в верхних строчках рейтинга всё те же, лишь разрыв в количестве набранных голосов увеличился до трех. Возможно, в 2020 г. в этот спор вмешается кто-то: второй год подряд наши эксперты отдают третье место одному и тому же игроку. И в этот раз его отделяет от второго лишь один голос.

Кроме того, особо хочется отметить двух финалистов-2019: компании «Арсенал+» и «Владос» — они были признаны «лучшими» уже в 12-й раз (из 12 возможных!), тогда как у остальных «актеров» — не более 10 побед.

Ну и, конечно же, несколько слов надо сказать о новых лицах в нашем театре. В этот раз у нас аж шесть финалистов, не попавших в итоговый список предыдущего (и вообще всех проектов) рейтинга: F5group (Новосибирск), «АйТек» (Владимир), «Зеон» (Ижевск), «Перемена» (Воронеж), «Портал-Юг» (Краснодар), «Технополис» (Киров). Следует отметить и то, что одному из трех новичков прошлого сезона, владивостокской компании «Акцент», удалось удержаться в списке лучших актеров 2019 г.

Что касается территориального распределения призеров, то в этом году победителями стали представители 20 городов: Барнаула, Владивостока, Владимира, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Казани, Кирова, Краснодара, Липецка, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Самары, Тюмени, Улан-Удэ, Уфы, Хабаровска, Ярославля.

При этом (как и в общем зачете по итогам 19 лет) явное преимущество у Приволжского ФО — в этом регионе работают 9 из 26 нынешних финалистов.

Разумеется, наш выбор «лучших» (как, впрочем, и практически любое исследование, основанное на экспертных мнениях) может вызвать вопросы. Но театр — это вообще вещь субъективная. И мы вполне допускаем, что в этот раз на финальный поклон вышли не все самые достойные актеры. Но выбор «лучших» во многом зависит от того, кто выбирает. Поэтому каждый раз мы стремимся привлекать в качестве экспертов представителей разных сфер бизнеса. Но опросить всех вендоров и дистрибьюторов, работающих на российском ИТ-рынке, просто невозможно. И не только из-за того, что этих компаний слишком много, но и потому, что значительная их часть просто не сможет выступить в роли экспертов. Ведь наш проект — это в первую очередь исследование канала, и вполне логично, что нас интересуют оценки «передовиков» канала сбыта, т. е. компаний, работающих с большим количеством партнеров. Поэтому шанс попасть в число победителей рейтинга даже у высокопрофессиональных, талантливых, но узкоспециализированных актеров хоть и есть, но очень небольшой, ведь широкопрофильные и мультивендорные «артисты» знакомы гораздо большему числу экспертов.

Также стоит отметить, что некоторым претендентам не хватило всего двух-трех голосов до заветного звания «Лучшая региональная ИТ-компания».

Поэтому, как и ранее, мы назовем компании (в алфавитном порядке), которые набрали более четверти голосов экспертов, но не смогли войти в число призеров (см. таблицу «Потенциал российского рынка»).

В этом году реальными претендентами на победу могли стать 16 компаний. Среди них есть и финалисты предыдущих рейтингов CRN/RE, и уже подходившие к заветному рубежу, но так и не преодолевшие его, а также те, кто еще ни разу не входил даже в «Потенциал российского ИТ-рынка». Надеемся, что среди них есть и лидеры будущих лет.

Редакция CRN/RE от всей души поздравляет победителей рейтинга «25 лучших региональных компаний 2019» и благодарит экспертов за помощь в его проведении!

1 Материалы предыдущего исследования можно найти на сайте издания.

2 Подробнее о формировании предварительного списка для голосования — в методике рейтинга.

1Материалы предыдущего исследования можно найти на сайте издания.

2Подробнее о формировании предварительного списка для голосования см. Методику рейтинга.

Партнеры проекта «25 лучших региональных ИТ-компаний 2019»