В конце декабря Мининформсвязи РФ обнародовало отчет о ходе реализации пилотной фазы проекта «Компьютер в каждый дом». В документе «в целом сделан вывод: технологическая цепочка приема, исполнения и доставки заказов на ПК полностью отработана, успешно оттестирована и готова к запуску в масштабе всей страны».

Как известно, в рамках проекта заказчикам предлагались три типа настольных ПК («доступный», «оптимальный» и «эксклюзивный») и один — ноутбуков. Анкетирование заказчиков показало: несмотря на то что предлагаемые конфигурации «оптимального» и «эксклюзивного» ПК были почти на 20–25% дешевле аналогичных компьютеров, продаваемых на рынке, их цены (соответственно 23 и 30 тыс. руб. с монитором) все же «отпугнули» многих граждан. Доли таких ПК в общем объеме реализованных в рамках проекта в 2007 г. систем составили 23 и 23%.

Значительно больше (43% общего количества) было поставлено «доступных» ПК. Но и их стоимость (14,8 тыс. руб. с 17-дюйм монитором) в ряде «пилотных» регионов оказалась выше той, которую устанавливали местные сборщики на свои компьютеры. Сходная проблема возникла и с ноутбуками, цена которых установилась либо на уровне цен рынка, либо выше. Не помогло даже то, что летом 2007 г. «Почта России» начала предлагать ПК с возможностью установки свободного программного обеспечения (ОС Linux и пакет OpenOffice), что уменьшало их стоимость.

В связи с этим интересен вывод, который сделали в Мининформсвязи: «требуются некоторые корректировки модельного ряда предлагаемых ПК в части ценообразования: предлагается добавить две конфигурации легких (с точки зрения веса) ПК — «доступный» (не дороже 5 тыс. руб.) и «доступный» ноутбук (не дороже 10 тыс. руб.)». Причем, по мнению министерства, «в ряде случаев именно «доступный» ноутбук сможет стать альтернативой комбинации ПК+монитор».

По-видимому, эти рекомендации появились на свет в связи с «бумом» «сверхдешевых» компьютеров в конце 2007 г. и спорами вокруг проекта One Laptop Per Child (OLPC, «Один ноутбук на ребенка», поставки в школы развивающихся странах мобильных ПК OLPC XO по цене чуть менее 200 долл.).

Практически сразу за этот новый сегмент рынка началась борьба — осенью прошлого года Intel обнародовала свой проект ноутбука Classmate PC также за 200 долл., а ASUSTeK выпустила сходный мобильный ПК ASUS EeePC за 390 долл. Сразу отметим, что во всех трех ультрапортативных ноутбуках — XO, Classmate PC и EeePC — применен 7-дюйм экран, что делает их пригодными для использования в начальных классах школ, но не оставляет им шансов стать достойной заменой настольных домашних ПК.

В ноябре американская компания Everex объявила, что в 2008 г. планирует выпустить ноутбуки по цене менее 300 долл., причем с экраном размером 12–17 дюймов: это выгодно отличает их от ультрапортативных «школьных» устройств. Тогда же Everex начала продавать через сеть американских магазинов Wal-Mart настольные ПК Everex Green gPC по цене 199 долл. В них используются процессоры VIA C7-D, 512-Мбайт оперативная память, 80-Гб жесткий диск, привод с поддержкой DVD и порт Ethernet, а в качестве основной операционной системы — Linux на базе Ubuntu 7.10. В январе 2008 г. к Everex присоединилась группа Linspire/Mirus Innovations, выпустившая настольные ПК на базе ОС Freespire 2.0 Linux с процессорами Intel Celeron 420 и еще более полной комплектацией по цене 299 долл. минус 100 долл. в виде отложенного возврата.

От российских сборщиков предложений выпустить «сверхдешевые» ПК пока не поступало. Небольшие американские сборщики типа Everex могут покупать по демпинговым ценам компоненты, которые Dell, НР и другие лидеры индустрии, не использовав в своих ПК, распродают. Масштабы бизнеса лидеров, безусловно, способствуют снижению стоимости этих компонентов. Так, в 2006 г. только Dell и НР продали более 77 млн. ПК; для сравнения — объем рынка ПК в России составил всего 6,9 млн. шт. (данные Gartner). У российских сборщиков такой возможности нет. Более того, сложившиеся схемы логистики вынуждают наших дистрибьюторов закупать комплектующие тайваньских компаний со складов в Западной Европе, что также увеличивает их стоимость.

Интересно, что из рекомендаций Мининформсвязи по выпуску «сверхдешевых» ПК и ноутбуков в рамках продолжения программы «Компьютер в каждый дом» исчезло требование о том, что все поставляемые компьютеры должны производиться российскими компаниями. Может быть, ведомство готово допустить «в каждый дом» и импортные ПК? Но этому противоречит другой пункт рекомендаций, касающийся гарантийного сервиса. «Количество сервисных центров в «пилотных» регионах недостаточно и рекомендуется увеличить их количество, причем не в областных центрах, а в других городах регионов». Но если уж Kraftway и «УСП КомпьюЛинк» не смогли создать необходимого количества сервисных центров вдали от Москвы, то зарубежные поставщики этого и подавно не сделают.

Наконец, не внушает оптимизма раздел отчета, касающийся потребительского кредитования, где констатируется: единственный случай отказа от покупки заказанного ПК обусловлен тем, что банк отказал клиенту в кредите. Действительно, несмотря на то что «Почта России» подготовила технологию приема заявлений на предоставление потребительского кредита в любом отделении почтовой связи, далеко не все банки оказались готовы предложить какую-либо схему кредитования.

Остается уповать лишь на то, что бывший президент Сбербанка РФ Андрей Казьмин, недавно назначенный главой «Почты России», сможет найти какое-либо приемлемое и для банков, и для граждан решение, которое поможет продвижению проекта «Компьютер в каждый дом» на всей территории страны.