Становится хорошей традицией раз в два года в конце лета объявлять результаты рейтинга редакции CRN/RE, посвященного региональному ИТ-бизнесу, — «25 лучших региональных ИТ-компаний». В этом номере мы сделаем это уже в пятый раз*.

Напомним, что первое исследование было «запущено» в 2001 г., тогда оно называлось «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний». Спустя почти три года во втором рейтинге оценивались уже не столько личные и деловые качества руководителя, сколько бизнес компании: масштабы, динамика, развитие новых направлений, уровень корпоративного управления, репутация на рынке. Летом 2007 г. мы повторили исследование. А спустя еще два года — в августе 2009 г. в четвертый раз назвали 25 лучших региональных ИТ-компаний.

Кризис последних двух лет внес свои коррективы в расстановку сил в регионе, выдвинул новых лидеров, а кое-кого из прежних отправил в отставку. Один из наших экспертов в 2009 г. так охарактеризовал сложившуюся на тот момент ситуацию: «Посмотрел я на рейтинг 2007 г. Посмотрел итоги этого года... Прав был Пушкин: «Иных уж нет, а те далече»». Действительно, на первый взгляд казалось, что список финалистов радикально изменился: в нем отсутствовали некоторые хорошо известные имена: на смену им пришли те, кто не был на слуху в последнее время. На самом же деле в списке финалистов два года назад было всего пять (!) новичков.

И это при том, что за предыдущие три года (с 2004-го по 2007 г.) он обновился практически наполовину. Ощущение же «полной смены личного состава» складывалось потому, что из списка исчезли не просто известные, а, можно сказать, «одиозные» компании. Но, так или иначе, в итоговой таблице рейтинга 2009 г. появилось пять новых имен. А значит, не все лидеры прошлых лет смогли удержать позиции. Но только ли кризис виноват в этом? Наши эксперты уже тогда, два года назад, утверждали, что нельзя причины перестановок, происходящих на региональных рынках, искать только в общеэкономических проблемах. Тем более не спишешь на кризис появление новых имен в финальном списке нынешнего рейтинга «25 лучших региональных ИТ-компаний — 2011». А они есть! Но об этом чуть позже. Сейчас же попробуем объяснить, почему, с нашей точки зрения, ротация «кадров» все еще происходит. Ведь, казалось бы, откуда сейчас взяться новым именам, когда в каждом регионе есть столпы, которые еще совсем недавно не собирались «уступать» своих лидерских позиций...

Одной из основных причин ухода действительно сильных, заметных игроков с ИТ-рынка стала, как ни банально это звучит, потеря интереса собственников к ИТ-бизнесу. Думаем, что пространные объяснения здесь не требуются, тем более что на страницах нашего издания мы периодически возвращаемся к этой теме. Нехватка квалифицированного персонала, переход ИТ-бизнеса из стадии стартапа в стадию регулярного ведения дел, заметное падение прибыли, появление гораздо более сильных (и в плане финансовой поддержки, и в плане технологий работы с клиентами) федеральных игроков, вытесняющих местные компании, — все эти факторы, снижающие привлекательность ИТ-бизнеса, тоже хорошо известны. Но, как нам кажется, они хоть и продолжают влиять на расстановку сил на региональных рынках, все-таки заметнее всего проявили себя раньше — как раз в 2004–2007 гг. Именно тогда «личный состав» финалистов нашего рейтинга сменился почти наполовину. Нынешние же лидеры уже научились уживаться с конкурентами-пришельцами с других территорий, подбирать персонал, который вписывается в сложившуюся корпоративную культуру, и «затачивать» специалистов под те задачи, которые стоят перед компанией. А собственники ИТ-компаний теперь умеют и не боятся отдавать бразды правления наемным менеджерам. Правда, пока еще не все. И не всегда передача компании из рук владельца в руки управленца проходит гладко.

В то же время в последние два года на ИТ-рынке заметно активизировались процессы другого рода. Вряд ли кто-то из читающих наше издание оставил без внимания сообщения о слияниях и поглощениях, в результате которых региональные игроки хоть и продолжают работать в рамках «своей» исторической территории, но фактически стали аффилированными структурами, представляющими интересы столичных компаний. Конечно, движение в этом направлении началось не вчера и даже не позавчера. Те, у кого было что продать и, самое главное, желание это сделать, всегда могли найти подходящего покупателя. Конечно, некоторые региональные компании изначально работали под «прикрытием» столичных и зарубежных коллег. Это не скрывалось, но подобное родство старались не афишировать.

Складывается впечатление, что в последние два-три года московские и питерские компании (здесь речь идет не о дистрибьюторах, а о компаниях, работающих напрямую с клиентами) перестали воспринимать сильных региональных игроков как помеху, которую надо убирать со своего пути при «высадке десанта» на новые территории. Теперь они смотрят на представителей локальных ИТ-рынков как на будущие структурные единицы, потенциал которых необходимо использовать для достижения своих амбициозных целей. Рассуждения о том, почему это происходит и где сокрыты те глубинные механизмы, которые запускают эти процессы, выходят за рамки этой статьи. Поэтому здесь мы просто обозначили те факторы, которые, на наш взгляд, стали основной причиной произошедших изменений в списке финалистов.

Чуть позже мы представим тех, кто вошел в число 25 лучших, а пока расскажем подробнее о методике, на основе которой определялись победители рейтинга, и о том, как она изменилась с учетом описанных выше событий.

Методика рейтинга

Выбор лучших региональных компаний осуществлялся методом экспертных оценок. На подготовительном этапе редакция CRN/RE составила предварительный список кандидатов из числа региональных ИТ-компаний. В этом году в него вошли победители предыдущего рейтинга, лучшие (по итогам работы в 2009–2010 гг.) партнеры второго уровня, названные вендорами и дистрибьюторами. Кроме того, при составлении списка учитывалась информация, предоставленная региональными ассоциациями ИТ-компаний (за что редакция CRN/RE выражает им искреннюю благодарность). На первый взгляд методика рейтинга в этом году ничем не отличается от предыдущих лет, однако изменения коснулись составления списка кандидатов. Если раньше в него включались все компании, которые работали за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, то в этом году мы внесли в него только те региональные компании, которые не состоят в «родственных» отношениях со столичными или зарубежными игроками ИТ-рынка. Т. е. участники ИТ-рынка, получающие «подпитку» (в виде средств, технологий работы, возможности использования бренда, региональных заказов, входящих в состав больших общефедеральных проектов и т. д.) извне, были удалены из списка кандидатов. Поэтому там не оказалось, в частности, компаний «ICL-КПО ВС», «Корус», «КАМИ-Север», «ЛАНИТ-ДВ» и др.

Отметим, что тем самым мы нисколько не умаляем заслуги игроков, входящих в состав других структур. Более того, многие из них остаются лидерами своих локальных рынков и не только не собираются сдавать, но и заметно укрепили свои позиции в регионе. И мы не сомневаемся в том, что и в этом году они смогли бы занять достойное место в числе лидеров нашего рейтинга. Конечно, не всем «аффилированным» структурам, работающим в регионах, удавалось «достичь» высоких позиций в нашем рейтинге. И это является лишним подтверждением того, что успешность компании зависит не столько от имеющихся ресурсов, сколько от команды и, конечно же, от руководства на местах. Но даже несмотря на все вышесказанное, мы считаем, что оценивать этих игроков вместе с «чисто» региональными компаниями все-таки некорректно.

В список кандидатов вошли 159 компаний. Из него каждый эксперт мог выбрать не более 25, которые, по его мнению, достойны стать победителями рейтинга. После этого требовалось оценить каждого участника финала по десятибалльной шкале по следующим критериям: «Масштаб бизнеса компании», «Динамика бизнеса компании», «Профессионализм команды» и «Репутация на рынке».

Как и раньше, в роли экспертов выступили руководители подразделений по работе с партнерами, департаментов продаж, отделов маркетинга ведущих зарубежных и российских производителей, дистрибьюторских компаний, имеющих большие партнерские сети, а также руководители отраслевых ассоциаций. Всего в этом году за лучших региональных игроков проголосовали представители 60 компаний и организаций (в нескольких из них решения принимались коллегиально). Два года назад голосовавших было 50. Предлагаемый список претендентов был открытым, т. е. эксперты по своему усмотрению могли его дополнять. В окончательную версию вошли 185 компаний, за которые был подан хотя бы один голос.

Победители рейтинга определялись простым подсчетом голосов, отданных за кандидатов. Согласно методике рейтинга, в список призеров должны были войти 25 игроков, чаще других упоминавшихся в анкетах наших экспертов. Но в этом году мы сделали исключение и называем имена не 25, а 26 победителей, так как две компании (25 и 26 места) набрали одинаковое количество голосов.

Поздравляем победителей!

Итак, итоги подведены, и мы можем объявить 26 лучших региональных ИТ-компаний. Редакция не ставила задачу ранжировать победителей по количеству набранных голосов, поэтому они перечислены в алфавитном порядке.

Однако необходимо сделать некоторое пояснение, касающееся количественных показателей. Во-первых, результаты наших конкурсантов в этом году заметно «плотнее», чем даже в 2009 г. Нет такого явного преимущества одного игрока, которое наблюдалось в двух предшествующих рейтингах: например, в 2009 г. лидер (компания НЭТА) набрал 38 голосов, а его ближайший конкурент — 29. Два года спустя компания, занявшая первое место («Компьютерный Центр ДНС»), обогнала «серебряного» финалиста лишь на три голоса, набрав 35 голосов.

Среди «26 лучших» немало фирм, хорошо известных не только в своем и соседних регионах, но и на ИТ-рынке страны, и основной итог рейтинга можно сформулировать так: несмотря на существующее мнение о стагнации и медленной смерти региональных рынков, их участники продолжают успешно развиваться, появляются новые имена, но и хорошо известные игроки также не покидают группу лидеров.

Насколько изменился список победителей по сравнению с 2009 г.? Напомним, что тогда в него попали всего пять (!) новичков. В этом году тех, кто не вошел в список призеров предыдущего рейтинга, практически столько же — шесть компаний. Причем четыре из них: «Аксус-Самара», КРИС, «Крона КС» и «Офисный мир КМ» (перечислены в алфавитном порядке) — ни разу за время проведения исследования не поднимались на наш пьедестал почета**. А вот два игрока — «Торговый дом «АЛТЭКС»» и «Хард-Лайн» — смогли вернуть себе потерянные в 2009 г. места в списке призеров.

Особо хотелось бы отметить еще трех победителей этого года: «Арсенал+», «Владос» и НЭТА (перечислены в алфавитном порядке). Эти компании стали победителями регионального рейтинга CRN/RE в пятый раз.

Хотелось бы отметить явное лидерство Приволжского ФО: этот регион представлен самым большим количеством победителей — 11 компаний из 26. И этот результат «держится» уже не первый год — в 2009 г. 9 из 25 компаний также были из этого федерального округа.

Второе место отдано Сибири (семь компаний), а третье — Уралу (четыре финалиста)

Разумеется, наш выбор лучших (как, впрочем, и практически любое исследование, основанное на экспертном мнении) может вызвать возражения. Возможно, кто-то считает, что в него не вошли игроки, которые считаются лидерами (не исключено, заслуженно) своих региональных рынков и вполне могли бы претендовать на победу. Постараемся объяснить, почему так происходит.

Во-первых, мы хорошо понимаем, что выбор «лучших» во многом зависит от того, кто выбирает. Поэтому каждый раз мы стремимся не только увеличивать количество экспертов, но и привлекать представителей разных сфер бизнеса (в частности, увеличивать долю экспертов из «софтверных» компаний). О том, что в этом году количество «судей» увеличилось до 60 (50 в 2009 г.), мы уже говорили. А вот существенных перестановок в рядах победителей не произошло (даже с учетом того, что мы сознательно убирали из предварительного списка представителей столичного бизнеса). Говорит ли это о том, что нам удалось выделить «костяк» регионального бизнеса? Думаем, что сейчас на этот вопрос уже можно ответить утвердительно. Конечно, мы понимаем, что опросить всех производителей и дистрибьюторов, работающих на российском ИТ-рынке, просто невозможно. И не только потому, что этих компаний слишком много, но и потому, что представители значительного их числа просто не смогут выступить в роли экспертов. Ведь наш конкурс, а соответственно и выбор экспертов, — это в первую очередь исследование канала, и по очевидным причинам на первом плане у нас находятся «передовики» канала сбыта. Поэтому шансов попасть в число победителей рейтинга даже у очень профессиональных, но узкопрофильных компаний практически не было. И это легко объяснить — широкопрофильные и мультивендорные компании знакомы гораздо большему числу экспертов.

Безусловно, доля субъективизма в рейтинге еще достаточно высока. И возможно, если бы список наших экспертов был другим, то и в составе победителей было бы больше изменений по сравнению с прошлым рейтингом, ведь несколько компаний-претендентов не вошли в него, недобрав всего 1–2 голоса.

Мы называем в алфавитном порядке те компании, которые смогли набрать более четверти голосов экспертов, но не вошли в число призеров (см. «Потенциал» российского рынка).

В этом году в список претендентов на победу вошли 15 фирм. Среди тех, кому не хватило «совсем чуть-чуть», есть и победители наших предыдущих рейтингов, и те, кто близко подходил к заветному рубежу, но так и не смог его переступить, есть и новички. Напомним, что два года назад потенциальными лидерами следующего рейтинга были названы 22 региональные компании. И одна из них смогла войти в топ-26`2011.

Редакция CRN/RE от всей души поздравляет победителей рейтинга «25 лучших региональных компаний 2011»!

Мы попросили экспертов рассказать, почему поставщики ценят тех или иных партнеров из регионов, ответив на следующие вопросы:

1. Почему вы считаете лучшей каждую из этих компаний.

2. Над чем, с вашей точки зрения, этой компании стоит еще поработать?

Мнения представителей вендорских и дистрибьюторских компаний публикуются в материалах, посвященных победителям рейтинга (с. 24–42).

Более подробную информацию о компаниях-победителях см. на сайте www.novostiitkanala.ru в разделе «Исследования».

* Итоги предыдущего исследования были опубликованы в CRN/RE № 14/2009.

** Правда, компания КРИС в 2009 г. была включена нашими экспертами в список «Потенциал российского ИТ-рынка» и, как видим, оправдала доверие.