Стив Баллмер считает своим главным конкурентом крупнейшего поставщика сетевых услуг

В число десяти важнейших проблем, не дающих покоя главному управляющему Microsoft Стиву Баллмеру, несомненно, входят и замедление роста корпорации, и Linux, и антимонопольный процесс, ведущийся Министерством юстиции. Но основным кошмаром для Microsoft, как признает Баллмер, стала сейчас компания America Online.

«AOL — наш самый серьезный конкурент в области потребительских продуктов, — сказал Баллмер в своем интервью CRN, добавив, что именно эта компания беспокоит его сейчас больше всего. — Нам нужно добиться реального прогресса».

Необходимость роста подтверждают и цифры. В закончившемся 30 июня 2000-м финансовом году доходы Microsoft составили 23 млрд. долл., а прибыль увеличилась на 16%. Однако финансовые аналитики обращают внимание на незначительный, менее 10%, рост доходов в IV квартале, что обусловлено в первую очередь меньшими, чем ожидалось, доходами от самых прибыльных продуктов Microsoft — Windows 2000 и Office 2000 для настольных систем.

Перспективы для Windows 2000 и Office 2000 для настольных систем на период до июня следующего года ненамного лучше. По прогнозам Goldman Sachs, например, доходы от ОС, которые составляют примерно 30% общих доходов Microsoft, возрастут в следующем году на скромные 15%, а продажи Office, которые обеспечивают еще треть доходов, останутся на том же уровне.

Как отмечают аналитики, переход от применения бизнес-приложений на базе ПК к Web-услугам и другим информационным системам происходит быстрее, чем ожидалось.

«Мы ожидали спада в бизнесе ОС, но все же не настолько сильного, чтобы вызвать замедление роста продаж Office. Темпы роста продаж Office снизились за последние два года с 25% в год до менее чем 10%. Я не думаю, что Microsoft когда-нибудь вернется к традиционным для нее темпам роста», — сказал Дрю Броссо, аналитик в SG Cowen.

Баллмер понимает, что в условиях столь незначительного роста продаж на корпоративном рынке, и особенно продаж прибыльных настольных приложений, пришло время сократить разрыв между Microsoft и AOL по количеству подписчиков. Сейчас Microsoft имеет 3 млн. бизнес-подписчиков на средства доступа MSN Internet, в то время как у AOL насчитывается 20 млн. подписчиков.

«Все ПО через 10 лет превратится в услуги», — считает Баллмер.

По консервативным оценкам главного управляющего Microsoft, через 5 лет компания будет получать от услуг на базе Интернета от 25 до 30% своих доходов.

Поскольку корпорации пока не торопятся с переходом на гибридные решения — на базе клиентов и серверов Windows 2000 и технологий .Net, компания намерена уделить больше внимания Web-услугам, будь то услуги для потребителей через MSN.Net или для малого бизнеса через bCentral.Net.

Анонсируя платформу .Net, компания Microsoft сообщила о множестве находящихся в разработке потребительских продуктов, в том числе Windows.Net, MSN.Net, Personal Subscription Services, различных клиентах с возможностями .Net, а также ПО на базе .Net для устройств, отличных от ПК. В то же время Microsoft представила такие готовящиеся к выпуску деловые приложения на базе .Net, как Office.Net, Visual Studio.Net и bCentral.Net.

Microsoft рассчитывает, что со временем интеграция этих Web-услуг с предоставлением таких услуг, как доступ в Active Directory, с лихвой окупит себя. Баллмер сообщил, что планируется, например, включить несколько Web-служб, включая оповещение и идентификацию, в первую оснащенную возможностями .Net версию Windows под условным названием «Whistler». При этом она будет интегрирована с входящим в состав Windows 2000 каталогом Active Directory.

В июле, пытаясь изменить давно закрепившийся за компанией имидж игрока №3 (вслед за Yahoo) на рынке сетевых услуг, Microsoft заявила, что "население" MSN выросло на 19% и она стала самым популярным фрагментом Интернета, так как ею пользуются по всему миру 230 млн. пользователей. Многие из них пользуются бесплатным доступом, но Microsoft делает акцент на их общем количестве. «Я имею в виду не число платных подписчиков, а общее число пользователей," — пояснил Баллмер, добавив, что стратегия компании — "заставить" их пользоваться Web-службами.

Как отметил один из аналитиков, возможный способ добиться этого — подражать стратегии AOL.

«Похоже, что Microsoft сделала ставку на применение стратегии, сходной со стратегией AOL, пытаясь связать пользователей более специализированным клиентом MSN, — сказал Рэнди Соуза, аналитик Forrester Research. — Если посмотреть на портал MSN, то он всегда связывает с фирменными продуктами Microsoft, и в нем установлен новый браузер с панелями задач и кнопками, которые связывают с HotMail и Messenger».

Всеообъемлющий подход, по Баллмеру, состоит в предоставлении таких услуг, которые может предложить только компания, занимающаяся платформами, например Microsoft. В числе таких услуг называются «объединяющие серверы» («federated servers»), которые свяжут между собой и синхронизируют различные Web-узлы и порталы. Например, такой сервер позволил бы корпорациям «синхронизироваться с Интернет-облаком», а пользователям — синхронизировать свои личные и компьютерные данные с ПК или мобильного устройства.

Баллмер добавил, что если AOL будет конкурировать за счет добавления информационного наполнения, то Microsoft за счет добавления высококачественных услуг, которыми смогут пользоваться и потребители, и корпоративные пользователи. «AOL не работает на уровне платформ. Она занимается в основном продуктами для пользователей», — отметил он.

Тем не менее аналитики считают, что у Microsoft больше шансов на победу, чем у AOL, благодаря сильной торговой марке, большему по сравнению с AOL присутствию в мире, тесным связям с поставщиками аппаратных средств и лучшим позициям на рынке бизнес-пользователей. В то же время аналитики по-прежнему скептически оценивают надежды на то, что концепция .Net привлечет большое количество потребителей.