Для сетевых интеграторов, которые поставляют и обслуживают корпоративные системы электронной почты, понятие «спам» уже стало «фамильным проклятием». И действительно, как утверждает Джон Бумгарнер, директор по безопасности компании Matrix Networking Group, непрошеные рекламные объявления и несанкционированная рассылка, засоряющие почтовые ящики, не только вызывают раздражение, но и «съедают» корпоративные ресурсы.
Существуют программы, блокирующие поступление сетевого «мусора», но они могут работать лишь при участии людей. «Если вы устанавливаете фильтр, то необходимо, чтобы его работу настраивал администратор почтовой системы, а еще лучше, если этим займется менеджер по работе с персоналом, который сможет задать категории ключевых слов, при помощи которых будут осуществляться просмотр и фильтрация входящей почты», — считает Бумгарнер. Тогда фильтр отсеет нежелательные сообщения в отдельный файл, где их впоследствии можно будет просмотреть.
Однако изощренность распространителей спама не знает границ. Чтобы обойти возможные препятствия, изменяется тема в заголовках или домены. «Для выявления спама нет строгого алгоритма, поэтому с непрошеными посланиями тяжело бороться», — отметил Дэвид Вай, вице-президент по технологиям передачи данных компании Wolcott Systems Group. Он считает, что такой способ, как отсев всех сообщений, поступающих от AOL, Yahoo или Hotmail, чьи серверы часто используются именно для рассылки спама, не может разрешить проблему.
Другие сетевые интеграторы согласны с тем, что отсев ненужных сообщений, вызывающих раздражение у пользователей, отвлекает значительные ресурсы. «Можно потратить уйму времени для защиты от спама, а затем убедиться в бесполезности этой работы», — утверждает Джеймс Доменго, главный управляющий компании Comspace.com, специализирующейся на разработке заказных программ для отсева спама. Когда дело доходит до засорения почтового ящика самого Доменго, то, по его мнению, нет лучшего способа справиться с проблемой, чем «выделить все лишние сообщения и удалить их».
Дэвид Феррис, директор по исследованиям компании Ferris Research, говорит, что ситуация, как правило, начинает выходить из-под контроля раньше чем удается принять какие-либо превентивные меры. «Есть немало людей, которые разрабатывают способы доставки спама. Удалить свой адрес из списков рассылки сложно, а внутренние системы отсева таких сообщений работают не так, как хотелось бы», — сетует он.
Но сегодня дела обстоят не самым худшим образом. Вероятно, очень скоро спам проникнет в ящики голосовой почты, а также будет раздражать людей, появляясь на экранах сотовых телефонов. Абоненты, оплачивающие каждый входящий звонок, едва ли обрадуются возможности получать ворох совершенно ненужных сообщений. В целях борьбы с этим явлением один из конгрессменов в январе предложил принять законопроект, который «запретит использование систем мобильной телефонной связи для передачи без запроса коммерческих текстовых или графических сообщений или изображений». Если абоненты не получат право самостоятельно выбирать, какие послания они желают получать, а какие нет, — интенсивность спама только возрастет. В этом случае «поток нежелательных сообщений превратится в наводнение», — считает Ричард Смит, технический директор компании Privacy Foundation.