Как показывают результаты проведенного в июле PricewaterhouseCoopers (PwC) исследования, в ходе которого были опрошены руководители 190 европейских Интернет-компаний, "культура Интернет-компаний" умирает, и ей на смену приходит более традиционный подход к бизнесу.

В 2000 г., судя по данным аналогичного исследования PwC, приоритеты руководителей Интернет-компаний включали лишь вопросы подбора персонала, создание брэнда и расширение географии деятельности в рамках всей Европы; значительно меньшее внимание уделялось рентабельности и работе с клиентами. Кроме того, при подборе менеджеров руководители компаний подчеркивали важность творческого подхода и гибкости, а вовсе не наличие опыта в сфере организации и управления бизнесом.

Отчет PwC за 2001 г. свидетельствует: в результате критической переоценки деятельности своих компаний и осознания новых экономических реалий настроения и установки руководителей кардинально изменились. Вот некоторые основные выводы, к которым пришли эксперты PwC:

  • Если в 2000 г. каждый третий менеджер Интернет-компаний указывал на сложности с подбором персонала, обладающего должной квалификацией, то в 2001 г. только один из 20 опрошенных руководителей назвал эту проблему в числе первоочередных. Основное внимание большинства руководителей теперь направлено на привлечение новых клиентов и снижение затрат.
  • В числе основных проблем, стоящих перед Интернет-компаниями в 2001 г., названы обеспечение прибыльности и ликвидности. Тактика, используемая для достижения этих целей в разных странах имеет свои особенности. Так, в Великобритании и Германии компании уделяют наибольшее внимание снижению затрат и общих расходов. Во Франции они стремятся увеличить размер прибыли за счет повышения качества продуктов и услуг (22%), в Нидерландах наибольшее внимание уделяется маркетингу (32%).
  • Опыт и навыки управления ценятся теперь гораздо больше. Опыт управления бизнесом и администрирования стал самым ценным качеством в глазах руководителей Интернет-компаний, хотя еще год назад этот фактор занимал место в самом конце списка достоинств сотрудника.

По мнению Ника Друитта из PwC, некоторые Интернет-компании считали себя "особой породой", к которой неприменимы обычные правила ведения бизнеса. Результаты исследования свидетельствуют о фундаментальных изменениях в понимании руководителями европейских Интернет-компаний приоритетов в своей деятельности: если в 2000 г. на первом плане были творческий подход и способность идти на риск, то сегодня - "сокращение затрат, достижение прибыльности, приобретение и сохранение клиентов".

Таким образом, основная проблема, стоящая сегодня перед европейскими Интернет-компаниями, заключается в переходе из категории начинающих венчурных компаний к прочному бизнесу без потери лучших черт присущей этим компаниям культуры.

Как предупреждает PwC, отмеченные сдвиги в отношении к бизнесу не смогут прекратить вал банкротств среди Интернет-компаний. Тем более если бизнес-модель была изначально неверна. К сожалению, лишь немногие компании, участвовавшие в опросе, подвергли официальному пересмотру стратегию своего бизнеса.

По мнению Бориса Краснянского, руководителя консалтинговой практики PwC в России и Украине, "такое изменение приоритетов руководителей - свидетельство того, что "чистые" Интернет-компании теперь оцениваются инвесторами по тем же критериям, что и компании традиционной экономики, а может быть, и жестче, учитывая возрастающие требования к ликвидности вложений в условиях спада. Что же касается пересмотра стратегий Интернет-компаний, то в ближайшее время у менеджеров просто не будет выбора, так как таковыми будут ожидания большинства крупных акционеров".