В то время как предприниматель Сэм Уайли стремится заполучить голоса акционеров, руководство Computer Associates делает упор на успехи компании, ее новые продукты и схемы поддержки канала, чтобы не допустить смены власти

С усердием популиста, свойственным опытному политику, Сэм Уайли ведет кампанию с целью получить бразды правления компанией Computer Associates (СА).

Сэм Уайли, 66-летний предприниматель из Техаса — известная фигура в сфере программного бизнеса. В прошлом году он продал Sterling Software компании СА за 3,9 млрд. долл. путем передачи акций, а несколько недель назад затеял борьбу за СА. Он проводит одну за другой пресс-конференции и изо всех сил старается убедить инвесторов СА в том, что правление и руководители СА не способны управлять такой компаний. По его словам, это властные «оппортунисты», выжавшие все соки из компании и ничего не оставившие взамен. А тем временем в преддверии ежегодного собрания акционеров СА, которое намечено на конец августа, Санджей Кумар по-прежнему выполняет свои обязанности главного управляющего СА и не думает отвечать на клеветнические нападки. Кумар рассчитывает на ежегодную летнюю конференцию для реселлеров и заказчиков CA World, на которой должны быть представлены новые виды продукции и схемы работы с каналом, что, по его мнению, поможет отразить агрессивную кампанию, проводимую Уайли.

Среди продуктов, представляемых на конференции — Unicenter 3.0, обновленная версия ПО управления системами; долгожданная система резервирования для данных BrightStor; целый комплект программ для обеспечения безопасности, работающих по принципу plug-and-play и включающих межсетевой экран, средства контроля контента и шифрования.

Помимо этого, Кумар собирается предложить план, в соответствии с которым подразделение услуг СА численностью 700 человек займется поиском новых решений на субконтрактной основе, опираясь на новую бизнес-модель СА. В результате реселлеры смогут продавать новое ПО для обеспечения безопасности по подписке с помесячной оплатой в расчете на каждый ПК. Этот план дополняет новую программу работы с каналом; с учетом этого плана увеличен на 20% бюджет расходов на канал сбыта, пересмотрена также система выплаты комиссионных — теперь агенты по продажам СА, работающие напрямую, будут получать комиссионные по сделкам, проведенным через реселлеров.

И все же Уайли уверяет, что новая продукция и инициативы, предлагаемые нынешними руководителями СА, его не вдохновляют, и не перестает обещать, что предлагаемые им составы директората и правления компании смогут предоставить партнерам по каналу и клиентам намного больше.

«Независимо от того, чью продукцию вы перепродаете — автомобильного гиганта Ford или Computer Associates, вам необходим определенный уровень поддержки со стороны производителя, — твердит Уайли, который в свое время руководил сетью ресторанов Bonanza, а впоследствии перевел этот бизнес на принципы франчайзинга. — Менее всего вам бы хотелось, чтобы производитель рассматривал ваших клиентов в качестве своих собственных. А клиенты именно ваши».

Критики считают, что политика чрезмерно высокой оплаты топ-менеджеров и корпоративная культура в стиле «пленных не брать», которая прививалась основателем и председателем правления компании Чарлзом Уонгом, распахнула двери для борьбы за право контролировать компанию, осуществляемой через доверенных лиц. Уонг построил СА путем скупки более 200 фирм и руководил своей компанией методом «железной руки», а год назад передал правление Кумару.

«Вопрос в том, верите ли вы ребятам в СА, которые умудрились внести такую неразбериху в сферу корпоративного управления, какой я нигде больше не видывал, или вы считаете, надо дать шанс Уайли, — спрашивает Джефф Метьюс, ведущий партнер брокерской компании Ram Partners, не имеющей финансовых отношений с СА. — На мой взгляд, руководители СА распоряжались компанией, как плохие опекуны с вверенным им имуществом».

Уайли винит руководителей СА, упрекая их в сомнительных бухгалтерских операциях, недостойном обращении с клиентами и сотрудниками, невиданных привилегиях по распределению акций, распространяющихся на высшее руководство компании, низком уровне дивидендов по акциям за последние пять лет и тоталитарном стиле управления.

«Это деспотичное политбюро управляет компанией через систему комиссаров, и оно попросту не поддерживает реселлеров или менеджеров по ИТ», — уверяет Уайли, успевший основать три компании, разрабатывающие программные продукты, которые были проданы почти за 10 млрд. долл.

Но Санджей Кумар отрицает все нападки на руководство СА, которое якобы не поддерживает контакт с каналом, заказчиками и акционерами. Он утверждает, что правление компании всегда было и остается открытым для решения любых вопросов. «Многие из числа крупных реселлеров в течение многих лет непрерывно работают с нынешним руководством компании. Они знают, что могут просто поднять трубку и позвонить мне или отправить сообщение по электронной почте, на которое обязательно получат ответ», — говорит Кумар.

«Мы вступаем в открытую борьбу, но я не собираюсь делать какие-либо заявления, порочащие Уайли. Я просто его не знаю, — заявляет Кумар. — Я не встречался ни с кем из людей, предлагаемых им в правление компании, и не думаю, что он знаком с нашими людьми. Я считаю, что вести себя надо честно, и когда дело дойдет до обсуждения результатов нашей работы, тогда я буду говорить открыто».

Сэм Уайли называет день 29 августа, когда должно пройти собрание акционеров, «днем освобождения». На собрании акционеры выскажутся, кто же будет в дальнейшем руководить компанией: новое руководство и правление, предложенные Уайли и с Уайли в качестве председателя, либо Кумар, Уанг и нынешние совет директоров и правление СА. «Это действительно серьезный выбор, от которого зависит, кто поведет СА и какой компанией она станет», — утверждает Уайли.

В планах Уайли разбить СА на четыре или более отдельных открытых акционерных компаний, работающих в сфере безопасности, систем хранения данных, управления системами и управления знаниями. Он уверен, что такая структура поможет сделать работу СА более гибкой, и компания будет поставлять первоклассную продукцию в соответствующие сегменты рынка.

Санджей Кумар уверяет, что дробление компании разрушительно, ибо приведет к уничтожению мощи СА, выступающей в качестве поставщика «широкого портфеля» разных продуктов. Реселлеры и клиенты заинтересованы в интегрированных решениях, а разделение СА приведет к рассеиванию контактов и, следовательно, к снижению оперативности и качества услуг, которые оказывает СА.

«Г-н Уайли предлагает нашим заказчикам и реселлерам четыре и более независимые компании, с которыми им придется связываться для решения деловых вопросов. На мой взгляд, это потеря как для заказчиков, так и для реселлеров», — убежден Кумар.

Многие из реселлеров, работающих с СА, поддерживают Кумара. Они признают, что поставщик сделал целый ряд ошибок, и ему необходимо улучшать поддержку, предоставляемую каналу. Реселлеры не уверены в том, что Уайли и его кандидаты смогут вести дела компании лучшим образом. Более того, некоторые реселлеры, которые прежде работали со Sterling Software, утверждают, что эта компания вовсе не была заинтересована в канале.

«Как бы ни были плохи дела в СА, я вовсе не хочу, чтобы взамен нынешнего пришло руководство Sterling», — говорит Дейв Хичел, президент и главный управляющий Eagle Software. В свое время эта фирма работала с ПО резервного копирования Alexandria, когда этот продукт принадлежал Spectra Logic. Оборот составлял 300—400 тыс. долл. Но через год, после того как Alexandria была продана компании Sterling в марте 1999 г., продажи упали до 50 тыс. долл. Программа

Alexandria, которую СА приобрела в ходе покупки Sterling, была переработана и представлена уже под новым названием BrightStor.

«Реселлерам было необычайно трудно работать со Sterling Software, — рассказывает Хичел. — В целом это была компания, которая обслуживала большие компьютеры. И когда (она) ПО Alexandria начали продавать люди из Sterling, это была ужасная перемена».

Некоторые реселлеры отвернулись от Уайли из-за его нападок на Кумара и Уанга. «Это просто возмутительно — какой-то южанин из Техаса приезжает в Нью-Йорк и пытается здесь очернить компанию и ее руководителей, — возмущается Крис Митчел, директор фирмы Global Network Solutions. — Как-то для решения проблем, касающихся моей фирмы, мне пришлось самому позвонить Санджею Кумару. Он с готовностью взялся за дело, затем сам со мной связался и очень нам помог. Поэтому я сомневаюсь в правдивости высказываний г-на Уайли».

И действительно, агрессивные действия Уайли привели к тому, что на свет выплыли некоторые из его прежних дел. Один из крупнейших акционеров СА, швейцарец Уолтер Хефнер, который обладает 21% акций СА и поддерживает нынешнее руководство СА, однажды вынужден был заявить на Уайли в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, обвиняя его компанию по передаче данных Wyly Corp. в нарушении закона. Уайли признал свои ошибки и теперь заявляет, что с тех пор он более внимательно относится к вопросам корпоративного управления и отчетности.

Но даже те, кто поддерживает объявленную Уайли войну, признают, что выиграть эту битву очень сложно, так как СА заблокировала около 30% акций, имеющих право голоса. Однако Уайли уверяет, что он уже выиграл в трех подобных случаях, когда дело решалось с привлечением доверенных лиц, и «полностью уверен» в том, что и на этот раз одержит верх.

А реселлеры выражают озабоченность и опасаются того, что в случае победы Уайли намеченный прогресс компании СА в работе с каналом сойдет на нет. «В долгосрочной перспективе я не вижу никаких выгод от разделения компании. Мне кажется, что я могу рассчитывать на лучшую поддержку со стороны неразделенной СА, — говорит Роджер Моффат, директор по маркетингу продукции в ASAP Software. — Если в СА наберутся терпения, то проводимые сейчас перемены как раз и позволят достигнуть тех результатов, о которых так печется Уайли».