Многочисленные дискуссии на сетевом рынке в прошедшем году в основном развора­чивались вокруг программируемой сетевой инфраструктуры (software-defined networking, SDN): что это такое, какие технологии в ней задействованы, необходим ли канал для продвижения SDN и не угрожает ли она «старой гвардии» сетевых вендоров, ­Cisco и HP?

Тема станет еще интереснее в наступившем, 2013 г., по мере того, как SDN будет выходить из стен лабораторий, перемещаясь в плоскость обсуждения практических аспектов. Но SDN не единственная тема 2012 г. В ушедшем году было достаточно новостей, касавшихся Juniper, Huawei, Microsoft и, конечно, Cisco, которая обрела за этот год гораздо лучшую форму.

Вот главные события, которые разворачивались на сетевом рынке в 2012 г.

  1. SDN в центре внимания

    Внезапно оказалось, что каждый крупный сетевой вендор имеет стратегию SDN.

    Столпы сетевого рынка — Cisco, HP, ­Alcatel-Lucent, Juniper и другие — спеши­ли сформулировать свои подходы к SDN. Кто-то сделал большой рывок вперед, дру­гие пока застряли на маркетинге. На этом фоне стартапы — от хорошо известных Big Switch Networks и Embrane до новых имен, таких как Midokura и Plexxi, — стали важными игроками рынка.

    Некоторые игроки, в частности Nicira, стали объектом покупки. Другие, например ADARA Networks, ведут свою игру, но активно выстраивают стратегию в канале. Тема SDN привлекла внимание обозревателей отрасли, венчурных капиталистов и VAR`ов, и сама технология выходит из стен лабораторий: центр тяжести переносится на практические аспекты и на то, как это можно продавать заказчикам.

    «Пока делаются только первые шаги самой технологией и теми, кто намерен возглавить этот переход, — говорит Гари Алегзандер, президент и главный управляющий VAR-компании Alexander Open Systems. — Но нет сомнений, что технология выходит на рынок».

    Некоторые игроки, в частности Nicira, стали объектом покупки. Другие, например ADARA Net­works, ведут свою игру, но активно выстраивают стратегию в канале. Тема SDN привлекла внимание обозревателей отрасли, венчурных капиталистов и VAR`ов, и сама технология выходит из стен лабораторий: центр тяжести переносится на практические аспекты и на то, как это можно продавать заказчикам.

    «Пока делаются только первые шаги самой технологией и теми, кто намерен возглавить этот переход, — говорит Гари Алегзандер, президент и главный управляющий VAR-компании Alexander Open Systems. — Но нет сомнений, что техноло­гия выходит на рынок».

  2. Возрождение Cisco

    В 2011 г., в разгар глобальной корпоративной реструктуризации Cisco многие обозреватели отрасли говорили, что главному управляющему Джону Чемберсу пора в отставку, и гадали, действительно ли лидер сетевого рынка движется к своему закату. Однако вступив в свой новый, 2013 ф. г., который начался 1 августа, Cisco выглядела вполне бодрой, особенно в сравнении с тем, через что прошли ее конкуренты HP, Juniper и Huawei в этом году.

    Чемберс рассматривает по­зиции Cisco в 2012 г. — солидную прибыль, гигантский рост на рынке ЦОДов и вновь взятый прицел на свой магистральный бизнес вместо 30–50 «смежных областей» — как подтверждение верности курса. Теперь, когда официально объявлено о будущем сложении полномочий главного управляюшего, Чемберс смело говорит партнерам, что ставка, которую они сделали на компанию, верна, тем более что другие вендоры первого эшелона — HP, Dell и Oracle — сообщают о снижении прибыли и теряют ясность своей стратегии в канале.

  3. VMware купила Nicira

    Большинство обозревателей рассматривают этот шаг (и другие покупки, связанные с SDN, в частности, сделку Brocade-Vyatta) не только как знак растущего влияния SDN на рынке, но и как предвестие многих других покупок и слияний.

    Но и само по себе это впечатляет, учитывая 1,2 млрд. долл., выложенные VMware (которая, по слухам, обошла Cisco, также мечтавшую об этой покупке). Получив технологию Nicira, VMware становится потенциальным конкурентом многих вен­доров сетевого оборудования и инфраструктуры, которых она считает своими союзниками. В их числе и Cisco, которая ­является близким стратегическим партнером VMware и EMC на рынке конвергентной инфраструктуры. (Напомним, что EMC держит контрольный пакет VMware, но все больше расходится с обоими вендорами.)

  4. Растущее признание Lync

    Когда Microsoft вступила на рынок VoIP в 2007 г., председатель правления Билл Гейтс провозгласил, что «переход к коммуникации на основе ПО будет столь же радикальным, что и переход от пишущей машинки к текстовым процессорам».

    Спустя пять лет, преодолев определенные препятствия, платформа Lync, которая была дальнейшим развитием OCS, когда стартовала в ноябре 2010 г., стала одним из самых важных новых направлений бизнеса Microsoft — растущим настолько быстро, что Cisco считает теперь Microsoft, а не Avaya, своим ­самым опасным соперником на рынке UC.

    В июле Microsoft объявила, что доход Lync вырос на 45% по сравнению с прошлым годом, и аналитики рассматривают Lync как потенциальное благо для Microsoft на корпоративном рынке. Даже VAR’ы, продающие продукты UC от Cisco и Avaya, говорят, что вынуждены держать Lync про запас, т. к. рискуют потерять заказчиков, которые хотят идти с Microsoft.

  5. Пора зарабатывать на BYOD

    Если в прошлом году вендоры лишь говорили о стратегии BYOD («принеси личные мобильные устройства»), то в этом го­ду они начали зарабатывать на этой тенденции. Хотя ни у кого нет сомнений, что эта тен­денция будет расти и дальше, разговор в отрасли сместился на практические трудности. В исследовании Blue Coat в ноябре было высказано мнение, что большинство организаций еще не понимают все преимущества использования мобильных уст­ройств из-за неготовности ИТ-администраторов. Между тем фирма Ovum, которая за­нимается исследованиями телекоммуникационного рынка, недавно высказала мнение, что BYOD может иметь культурные последствия.

    «Персонал на формирующихся рынках с высоким ростом ­демонстрирует более гибкое отношение к рабочему времени: они готовы использовать свои собственные мобильные устройства. Однако в зрелых экономиках служащие привыкли к более комфортным нормам пове­дения на работе; для них ценно разделение рабочего времени и их частной жизни, — пишет Ovum. — Это различие в поведении формирует не только ­будущие (отличные от зрелых рынков) формы корпоративной мобильной стратегии на рынках высокого роста, но также диктует, какие рынки в структурном плане больше всего выиграют от этой революции».

  6. Huawei застряла

    Год назад шли разговоры вокруг того, как Huawei подрывает бизнес сетевых вендоров в Северной Америке. Но после умеренного наступления этого вендора в корпоративном канале, включавшего ввод корпоративной программы в октябре 2011 г. и соглашения с Synnex и дру­гими дистрибьюторами на протяжении 2012 г., дальнейший ее прогресс неясен. Роб Клаус, шеф канала Huawei в США, ­заявил, что Huawei опережает свои планы охвата канала в регионе. Но все же компания лишь в начале пути, и далеко не все VAR’ы радостно распахивали ей двери, даже еще до того, как в октябре появился угрожаю­щий отчет Комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США, объявивший компанию «угрозой национальной безопасности».

    Пока прибыль и валовая рентабельность компании снижаются, а известные каналу руководители в США Джон Роуз и Мэтт Бросс покинули ее стены.

  7. F5 и Riverbed: борьба за производительность

    Переход к программируемой ­сетевой инфраструктуре и виртуализированным конвергентным ЦОДам подчеркивает неизменную важность приложений заказчиков; это включает все — от уровня готовности до гладкости и быстроты пользовательского интерфейса. Именно в этих аспектах преуспели вендоры, ориентированные на производительность ЦОДов, такие как лидер сетей доставки приложений (ADN) F5 Networks и лидер оптимизации WAN Riverbed.

    Для F5 и Riverbed это был успешный год, но еще важнее, что прицел каждой из этих компаний стал главным направлением рынка и обе стремятся выйти за рамки своей специализации: F5 — в ИТ-безопасность и разработку на заказ, а Riverbed — в доставку приложений, оптимизацию веб-контента и облачное хранение данных.

    Теперь, когда Cisco решила покинуть сегмент балансирования нагрузки, это станет важным делом. Riverbed все дальше продвигается в сегмент ADN, где властвует F5, а F5 оттесняет игроков в ИБ, и следует ожидать, что эти две компании будут все больше сталкиваться лбами, особенно с общим ростом в сегменте оптимизации WAN и замедлением ADN в последние кварталы.

  8. Важные перемены в БЛВС

    Это был важный год на рынке БЛВС с приходом коммерческих стратегий на основе стандарта 802.11a/c, который в последующие годы будет постепенно вытеснять стандарт 802.11n. Сетевые вендоры стали выстраивать единые стратегии для проводных и беспроводных сетей, и даже Gartner отреагировала на эту тенденцию, объединив свои ­отдельные диаграммы Magic Quadrant для корпоративных ЛВС и корпоративных БЛВС в одну.

    Рынок с интересом встретил Miracast, стандарт одноранговых сетей, который получил благословение Wi-Fi Alliance и уже начал обрастать продуктами. Были хорошие новости от Aruba Networks, чье партнерство с VAR’ами становится все теснее. Было не слишком успешное, но все же знаменательное акционирование Ruckus Wireless, за которой также стоит крепкий канал. Совсем недавно Cisco совершила мегапокупку, выложив 1,2 млрд. долл. за Meraki с планами мощно атаковать средний сегмент с сетевыми устройствами, управляемыми через облако.

  9. ShoreTel купила M5 Networks

    В 2012 г. было много гораздо более крупных покупок, но не все они значили так много для будущего развития VoIP/UC, как покупка M5 Networks, одного из ведущих игроков на рынке хостинга VoIP, которую совершила ShoreTel. После этого ShoreTel начала тонкий процесс интеграции облачных услуг в свое предложение, переименованное в ShoreTel Sky, стараясь при этом не огорчать ни свой собственный канал, ни партнеров M5.

    При цене 146 млн. долл. ShoreTel потратила на M5 большую часть своей наличности. Но если ShoreTel возьмется за облачный хостинг правильно, то обнаружит, что имеющийся рынок быстро расширяется на фоне ее слабых продаж на рынке VoIP и UC, где значительные сдвиги в доле вендоров редки.

    «Нет причин, почему ShoreTel не могла бы быть крупным игроком, — считает Джон Арнолд, главный аналитик фирмы J. Arnold & Associates. — Если спустя год они не будут получать прибыль, то к ним появятся серьезные вопросы. Но они привлекли канал на свою сторону, у них есть план, как предложить свой портфель облачных услуг заказчикам».

  10. Juniper катится вниз

    Что происходило с Juniper в 2012 г.? Компания вступила в этот год, уже испытывая трудности: партнеры устали от технических проблем с линейкой шлюзов безопасности SRX на фоне снижения прибыли и неопределенности в целом.

    Juniper увольняет более 500 человек, вызывает недовольство на Уолл-стрит, ее портфель конвергентных решений для ЦОДов (QFabric) плохо продается, ее теснят со всех сторон другие игроки, как давние, так и новые. Компания все еще слишком подвержена специфическим особенностям циклов закупок поставщиков услуг, а лучшие руководители и инженеры покидают ее.

    Главный управляющий Cisco Джон Чемберс заявил CRN в ок­тябре, что никогда еще не ви­дел Juniper столь уязвимой, и хотя это замечание прозвучало из уст главного конкурента компании, трудно не согласиться с его мнением.

© 2013. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.