Представительство AMD наверстывает упущенное

Компанию AMD на российском рынке знают давно — небольшие сборщики выпускали на базе ее процессоров недорогие компьютеры для домашних пользователей. Такое положение, видимо, устраивало корпорацию до весны 2002 г. В марте она открыла в России свое представительство, поскольку, как заявил тогда его глава Александр Беленький, заметный рост российского рынка ПК сделал его в глазах корпорации одним из самых приоритетных в Европе.

На открытии представительства руководители AMD заявили о намерении вывести свою продукцию из узкой ниши, которую она занимала, и сделать ее хорошо узнаваемой, массовой. Ставилась задача создать стабильный канал продаж, сформировать систему поддержки небольших, прежде всего региональных сборщиков, установить прямые взаимоотношения с крупными российскими производителями ПК. Впервые производитель решил продвигать свои продукты на корпоративный рынок.

Насколько AMD и ее представительству оказался по силам столь обширный круг задач?

«Причиной бытовавшей ранее низкой заинтересованности российских сборщиков ПК в продукции AMD была их недостаточная поддержка со стороны нашей корпорации. Плюс к этому компания не стремилась продвигать в России свои продукты, ориентированные на ПК для клиентов из сферы СМБ, — говорит Александр Беленький. — В 2002 г. мы оказали поддержку известным российским производителям в разработке и выводе на рынок компьютеров, отвечающих самым строгим стандартам качества. В результате такие компании, как «Аквариус» и «Формоза», объявили о начале производства систем на базе процессоров AMD».

Кроме того, компания «TYAN Платформы» начала выпуск серверных платформ для процессоров AMD, на базе которых «Формоза» открыла производство серверов для корпоративных пользователей. По результатам III квартала «Формоза» стала крупнейшим сборщиком компьютеров на базе процессоров AMD в Восточной Европе (данные AMD).

Был создан канал сбыта — сегодня на российском рынке работают пять дистрибьюторов, имеющих разветвленные сети дилеров на всей территории страны. Объявлена программа поддержки реселлеров, выпускающих и продающих компьютеры на базе процессоров AMD.

Как часть глобальной кампании, нацеленной на повышение популярности марки, в России была запущена рекламная акция «AMD Me».

По предварительным оценкам представительства, доля компьютеров на основе процессоров AMD на российском рынке выросла в 2002 г. с 15 до 20%. Как считает Александр Беленький, достигнут главный результат — продукты AMD получили признание и стали широко использоваться как в сегменте настольных и мобильных ПК, так и в сегменте серверов и рабочих станций. Партнеры AMD смогли одержать ряд побед в региональных тендерах. Так, компания «Аквариус» выиграла тендер на поставку 284 рабочих станций на базе AMD Athlon XP в КНААПО (Авиационное производственное объединение, Комсомольск-на-Амуре).

Но в продвижении своей продукции в госсектор AMD, по мнению московского офиса, столкнулась с непредвиденными сложностями — в условиях многих федеральных тендеров оговаривалось рассмотрение только компьютеров на базе процессоров Intel или ставились специфические требования, блокирующие участие продукции AMD. Так, рассмотрение систем на базе процессоров AMD искусственно исключалось во многих тендерах, проведенных для образовательных учреждений России.

«Проигравшей стороной оказалась не AMD, а конечный заказчик, так как, по нашим оценкам, при фиксированном бюджете выбор систем на базе наших процессоров позволил бы в дополнение к 60 тыс. закупленных ПК приобрести для российских школ еще 2 тыс. компьютеров», — считает Александр Беленький.

К числу других неудач он относит то, что в прошлом году не удалось организовать поставки на отечественный рынок «коробочных» версий процессоров AMD. Эту задачу, как и задачу продвижения новых 64-разрядных процессоров Athlon 64 для настольных компьютеров и Opteron для серверов, представительству придется решать в 2003 г..

Точка зрения

Владимир Шаров,
член совета директоров группы компаний «Формоза»:

«Хотя представительство AMD в России существует меньше года, результаты его деятельности весьма заметны. Принципиально изменилось представление о процессорах компании в глазах нашего рынка — из продуктов для «компьютерной тусовки» они превратились в производительные компоненты, которые надежно работают и позволяют создавать недорогие системы. Это положительно сказалось на продажах процессоров AMD.

«Формоза» выпускает универсальные компьютеры на базе процессоров AMD, которые могут использоваться как дома, так и в сфере образования, в фирмах малого бизнеса. К преимуществам этих ПК относится возможность простой, недорогой модернизации путем замены процессора. Компьютеры на базе процессоров AMD с успехом продают наши дилеры, иногда это до 80–90% всех реализованных ими ПК, поскольку для покупателей в регионах зачастую не важно на каких процессорах собран компьютер, но важна его цена».

Алексей Алексеев,
директор по маркетингу компании R-Style Computers:

«На наш взгляд, представительство AMD работало в 2002 г. хорошо. Имея небольшой штат сотрудников и ограниченные маркетинговые ресурсы, оно смогло сделать то, чего не было на нашем рынке раньше — представить и продвинуть свою продукцию, которая стала заметна. Возросли продажи ПК на базе процессоров AMD в рознице, чему способствует их более низкая цена.

Тем не менее до сих пор существуют препятствия к широкому использованию таких компьютеров на корпоративном рынке, и поэтому R-Style Computers их не производит.

Трудности связаны с тем, что процессоры AMD на рынке есть, но нет налаженной системы поставок соответствующих системных плат в рыночных объемах партиями в тысячи штук.

Большинство же поставляемых плат ненадежны — в них не используется интегрированная в процессоры AMD система защиты от перегрева, что может приводить к выходу из строя процессора при отказе вентилятора, а это недопустимо для ПК, поставляемых на корпоративный рынок.

Я полагаю, что, когда в канале поставок и на рынке появятся в достаточном количестве надежные, качественные платы для процессоров AMD, многие российские компании начнут собирать компьютеры на их базе для корпоративных клиентов и фирм СМБ».