Продажи товара по предоплате или оплате «по факту» уходят в прошлое одновременно с ростом конкуренции среди поставщиков. Сегодня увеличить объем продаж за счет предоставления скидок или повышения качества сервиса почти невозможно. Другое дело — товарный кредит, который позволяет посреднику — дистрибьютору или дилеру — расплачиваться за товар после его реализации.

Такая форма работы удобна для покупателя, но поставщику она создает серьезные проблемы, замораживая, в том числе, часть его оборотных средств. Однако эти проблемы можно решить с помощью факторинга.

О чем идет речь?

В российском законодательстве определение факторинга или договора финансирования под уступку денежного требования дается в ст. 824 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ней факторинг — это договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Иначе говоря, согласно договору факторинга, банк возмещает своему клиенту (оптовому поставщику) стоимость товара, реализованного на условиях отсрочки платежа сразу же после осуществления поставки этого товара, не дожидаясь прихода денежных средств от покупателя. При этом покупатель становится должником банка, именно ему он выплатит стоимость товара в установленный срок.

Разумеется, за такую услугу банки получают вознаграждение в виде комиссии от суммы, предусмотренной в контракте поставки. Например, представители Оргрэсбанка обещают взять с клиента за такую услугу не более 9—11% годовых, в зависимости от сроков предоставления финансирования. В то же время представители других банков называют гораздо более высокие ставки.

Многие поставщики основным недостатком факторинга считают его более высокую, по сравнению с кредитом, стоимость. Банковские работники не согласны с такой оценкой.

«Высокая стоимость услуги вполне оправдана, — считает Шамиль Гиндуллин, главный специалист бизнес-направления факторингового обслуживания ФК «НИКойл». — Факторинг дает клиенту более широкие возможности, чем традиционный кредит. Кроме беззалогового финансирования банк оказывает ряд других услуг, каждая из которых имеет свою стоимость».

По существу, факторинг — это комбинация четырех видов услуг.

Первая — собственно финансирование поставки товара с отсрочкой платежа. Банк или финансовая компания (фактор), с которой поставщик заключает договор факторинга, берет на себя обязательство выплачивать своему клиенту большую часть стоимости поставки всякий раз, когда он предоставляет товарный кредит покупателю. Договор о факторинговом обслуживании между банком и его клиентом заключается на неопределенный срок.

Вторая услуга. Фактор предоставляет информационное обеспечение деятельности поставщика, ведет учет его дебиторской задолженности. Корпорация «НИКойл», например, предлагает своим клиентам информацию о состоянии продаж и дебиторской задолженности в режиме реального времени, используя электронную систему
Е-factoring.

Третий вид услуг — это страхование (хеджирование) рисков поставщика. Заключая договор факторинга, компания получает возможность исключить риски, связанные с несвоевременной или неполной оплатой поставок покупателями, обесценивания отгруженных товаров за счет инфляции и девальвации рубля.

Кроме того, фактор предлагает своим клиентам административное управление дебиторской задолженностью, а именно: контроль исполнения сроков оплаты поставок, работу с дебиторами, постановку кредитного менеджмента (в том числе установление лимитов на каждого из его покупателей) в компании поставщика.

Кого это может заинтересовать?

Потенциальные потребители факторинговых услуг — поставщики товаров, которые предоставляют (или могут предоставить) покупателю отсрочку платежа. Это могут быть как торговые, так и производственные компании, при условии что они продают ликвидный товар массового спроса широкому кругу потребителей.

Однако для компании, работающей на хорошо освоенном сегменте рынка, с ограниченным числом покупателей и не планирующей интенсивного наращивания продаж, факторинг, как правило, не нужен: большинство преимуществ этой схемы в такой ситуации оказываются невостребованными. Нет потребности в использовании факторинговых схем и у компаний, не практикующих товарного кредитования своих покупателей.

Напротив, компаниям, планирующим серьезный качественный скачок в своем развитии, например выход на новые рынки, вывод нового продукта, внедрение новой сбытовой стратегии, факторинг может быть более чем полезен. Его применение позволит обеспечить достаточное финансирование новых проектов и минимизировать риски, связанные с запуском новых проектов. Как утверждают финансисты, на сегодняшний день факторинг — единственный в российской экономике бессрочный пассив, который позволяет планировать программу развития компании на многие годы вперед.

Помимо двух уже рассмотренных плюсов: финансового (ускорение оборачиваемости оборотных средств, ликвидация кассовых разрывов, пополнение оборотных средств за счет средств банка) и коммерческого (банк оказывает содействие в плане своевременной возвратности средств), существует третий, относящийся к разряду «моральных». Заключение договора на факторинговое обслуживание позволяет клиенту в той или иной степени отказаться от пользования кредитами банков, создавая тем самым «положительную кредитную историю», что выгодно выделяет данную компанию в глазах других финансовых организаций. В то же время достаточный объем оборотных средств дает возможность избежать задержек в оплате контрактов с собственными поставщиками. Это работает на создание хорошей репутации компании.

В сети ограничений

Банковские структуры при предоставлении факторинговых услуг не проводят отраслевого деления клиентов. Поэтому они в целом с оптимизмом смотрят на работу с компаниями из ИКТ-сектора. «Для банка как структуры, оказывающей финансовые услуги, не столь важно, чем торгует клиент, — объясняет Шамиль Гиндуллин. — Есть некоторые условия, которые банки выдвигают в отношении своих клиентов. Но они не носят отраслевого характера». По данным представителей «НИКойла», интерес к факторинговой схеме со стороны ИТ-компаний растет.

Например, компания Verysell работает по факторинговым операциям с Оргрэсбанком.

«Рынок ИКТ им знаком и, в необходимой мере, прозрачен, — объясняет Михаил Письменный, директор по развитию бизнеса Verysell Distribution. — Соответственно, анализ потенциальных партнеров на предмет предоставления факторинга и других видов кредитования проходит по упрощенной схеме и требует минимальных затрат времени».

Клиент банка, желающий воспользоваться услугами факторинга, должен соответствовать некоторым условиям.

Ему необходимо иметь ряд постоянных клиентов (по крайней мере, планировать долгосрочное сотрудничество с ними) и осуществлять поставки на регулярной основе.

Поскольку в отличие от кредитования при факторинге банк финансирует поставщика, а возврат средств обеспечивает покупатель, то, соответственно, чем больше у поставщика покупателей, тем меньше рискует банк.

Второе условие — оплата товаров (услуг), продаваемых поставщиком, осуществляется по безналичному расчету. При этом сумма факторингового договора не должна выходить за определенные рамки. Обычно снизу она ограничена четко. Так, в «НИКойле» готовы работать по договору факторинга с компаниями-поставщиками, среднемесячный оборот которых по данному направлению будет не менее 3 млн. руб. в месяц. Верхняя граница определяется неформально, к примеру, поставку в 10 млн. долл. никто заведомо обслуживать не будет. Банки, специализирующиеся на работе с мелким и средним бизнесом, могут предъявлять иные требования. Кроме того, товарный кредит, предоставляемый покупателю со стороны клиента банка, должен быть ограничен во времени (до 120 дней) в соответствии с договором поставки (дистрибуции, продажи).

Одно из условий, обеспечивающих эффективность факторингового обслуживания, — финансирование фактором всех или почти всех поставок продавца в течение длительного периода времени. Только в этом случае продавец может рассчитывать на реализацию своей программы расширения продаж, не опасаясь возникновения дефицита оборотных средств. Финансирование в рамках факторинга осуществляется по следующей схеме.

Поставщик предъявляет банку документы, подтверждающие факт поставки товара или оказания услуги на условиях рассрочки платежа (накладную, счет-фактуру), и в этот же день получает от банка 60—90% стоимости контракта. Процент от стоимости контракта, который клиент получит сразу после поставки, зависит от того, к какой категории надежности банк отнесет предприятие-покупателя: чем платежеспособней покупатель, тем большую сумму получит поставщик.

Поставщик должен заведомо проинформировать покупателя об использовании факторинга, направить ему соответствующее уведомление. При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно в банк. Если покупатель этого не делает, банк предпринимает усилия по взысканию средств с покупателя-должника (дебитора).

Когда задолженность погашена, банк выплачивает поставщику оставшуюся часть стоимости контракта за вычетом своих комиссионных, которые являются платой за оказание факторинговых услуг.

Такая схема сохраняет заинтересованность продавца в проведении оптимальной политики продаж.

***
Несмотря на очевидные преимущества, факторинговая схема пока мало используется ИТ-компаниями. Почему? По мнению представителя компании Verysell, главная причина — нежелание донести до клиента (компании-интегратора) информацию о неизвестном пока финансовом инструменте, который можно использовать при выполнении проекта для заказчика. «Трудности и проблемы при работе с факторингом сведены к минимуму, — считает Михаил Письменный. — На мой взгляд, это более простая процедура, нежели получение кредита». Подразделение компании — Verysell Distribution — уже достаточно давно использует в своей работе факторинг. За это время совместно с Оргрэсбанком было реализовано несколько проектов различной степени сложности, и специалисты компании рассматривают факторинг как удобный и эффективный финансовый инструмент.

Факторинг спешит на помощь

С 1 января 2002 г., в связи с введением 25-й гл. Налогового кодекса РФ, изменился порядок определения налога на прибыль. Ранее большинство предприятий и организаций определяли выручку для налогообложения «кассовым» методом, что позволяло им платить налог на прибыль с фактически полученных от покупателей денежных средств.

В результате нововведений ситуация кардинально изменилась. Теперь большинство организаций, выручка которых составляет более 1 млн. руб. в квартал, должны платить налог на прибыль не с объема «полученных» денег, а с объема отгруженной продукции и товаров.

Такой порядок налогообложения ставит предприятия и организации, реализующие свою продукцию или товары на кредитных условиях, в невыгодное положение. В этом случае возникает необходимость в дополнительных оборотных средствах для выполнения обязательств не только перед поставщиками, но и перед государством, поскольку теперь уплачивать налоги приходится до осуществления фактической оплаты товара. В то же время сокращение или полный отказ от предоставления товарных кредитов покупателям в условиях жесткой конкуренции может серьезно повлиять на объем сбыта продукции.

Пополнение оборотных средств за счет применения факторинга позволяет компании-поставщику без сокращения объемов товарного кредитования управлять дефицитом оборотных средств, а также своевременно и в полном объеме «рассчитываться» с государством и поставщиками.