Наверное, каждый мальчишка мечтает об автомобиле, мечтает научиться управлять им и, конечно, быстро ездить. Впрочем, взрослый человек порой, немного научившись им управлять, тоже начинает доказывать себе и окружающим, что ездок он лихой. Сегодня многие для этого участвуют в street racing — гонках без правил по городским улицам.

В свое время «заболел скоростью» и Юрий Сидоренко, генеральный директор компании Nexus. Но он выбрал другой путь — стал заниматься автоспортом и остановился на классическом ралли.

Юрий получил права, уже будучи вполне взрослым человеком, в 28 лет. И тогда же, в 1993 г., купил свою первую машину.

А через пять лет, считая себя уже состоявшимся водителем, он впервые стартовал на подмосковном ралли «Мороз», куда его привели друзья. Участвуя в этой гонке на специально подготовленной «восьмерке», он увидел, что более опытные участники даже на «Волгах» выигрывают или, как говорят гонщики, «привозят» по 6—8 с c каждого километра трассы. Для Сидоренко, считавшего себя неплохим водителем, это стало настоящим шоком. И Юрий понял — здесь он абсолютный «чайник» и не имеет даже представления о том, что такое действительно быстрая езда. Тут же была куплена тренировочная «восьмерка», и вместе со штурманом он приступил к занятиям, уложив машину «на уши» на первой же тренировке. В общем, как говорят, «попал бензин в кровь».

В классическом ралли, которым занимается Юрий, машины стартуют раздельно, обычно через минуту, гонка состоит из 15—30 спецучастков, которые нужно проехать как можно быстрее.

Поэтому борьба идет не непосредственно с соперниками, как в кольцевых гонках, а за лучшее время на скоростных участках. На соревнованиях уровня чемпионата мира их длина составляет 300—350 км, на российских — около 200—250 км. Между собой спецучастки соединены перегонами, которые просто надо проехать в пределах заданного времени, соблюдая все правила дорожного движения — за этим строго следят и за нарушения или за опоздание начисляются штрафные секунды.

За неделю до старта ралли участники получают дорожную книгу, в которой полностью прописана вся трасса. Несколько дней спортсмены ездят по этой трассе, и штурман, со слов водителя, записывает каждый поворот, каждый трамплин — эта запись называется стенограммой. Но все это на скорости не выше 90 км/ч. Правильно записанная стенограмма — один из важнейших элементов подготовки раллиста, ведь когда на гонке едешь с максимальной скоростью, дорога совершенно меняется и даже из-за небольшой ошибки в записи можно потерять машину! Юрию это один раз стоило трех оборотов через крышу.

В ралли очень важно искусство штурмана, в ходе гонки он должен вовремя и правильно продиктовать каждую позицию. Нужны штурману и крепкие нервы. Юрий говорит, что никогда не смог бы стать штурманом — страшно доверять свою жизнь тому, кто сидит за рулем, ведь сам-то штурман ничего не может сделать. А вот четко и правильно читать стенограмму должен при любых обстоятельствах.

Ралли, в отличие от кольцевых гонок, проводится на дорогах с разным покрытием: летом это асфальт или гравий, зимой — снег со льдом. И у каждого пилота есть свои «любимые» покрытия. У Юрия — гравий. Кстати, зачастую асфальтовая трасса вполне может превратиться в «гравийную» из-за камней, выбрасываемых с обочины «режущими повороты» машинами. А там, где при записи трассы была абсолютно ровная дорога, вдруг появится колея, вырытая предыдущими автомобилями.

Но истинные раллисты любят эти соревнования в том числе и за такую непредсказуемость! Это только добавляет интереса и заставляет постоянно импровизировать.

Четыре года экипаж Юрия выступал на Nissan Almera. При этом по сравнению с серийной машиной изменения были минимальные, в первую очередь из-за финансовых соображений, даже двигатель дорабатывался минимально и за все время его ни разу не перебирали. Единственное изменение, которое обязательно вносится в любую машину, участвующую в официальных гонках в любом виде автоспорта, — установка каркаса безопасности, защищающего экипаж в случае серьезной аварии или переворота.

Благодаря этому автоспорт, несмотря на расхожее мнение, является достаточно безопасным. Гораздо чаще, чем гонщики, страдают зрители, стоящие в опасных местах на трассе.

За шесть спортивных сезонов Юрий Сидоренко не раз становился призером различных соревнований, занимал второе место в чемпионате России в своем классе машин и в абсолютном зачете кубка России. В 2000 г. получил звание «мастер спорта».

Здесь нужно пояснить: участники ралли в зависимости от мощности и уровня подготовки своих машин соревнуются в разных классах. Но даже выступление в одном и том же классе во многом зависит от финансовых возможностей. При этом лучше подготовленный автомобиль может стоить и в два раза дороже. В частности, уменьшение массы на 100 кг дает выигрыш около секунды с каждого километра. Самая дорогая машина для ралли — та, что подготовлена по классу WRC (World rally car) — ее стоимость может превышать полмиллиона долларов. Так что деньги в ралли играют далеко не последнюю роль...

Подавляющее большинство участников соревнований ездят ради удовольствия и за свои деньги — профессиональных гонщиков в России очень мало, говорит Юрий. Кстати, кроме него в ралли участвует и еще один известный представитель ИТ-бизнеса — Юрий Кириллов, глава компании «Родник Софт».

Каждый, кто хочет участвовать в ралли, либо сам спонсирует свою команду, либо находит спонсоров на стороне. В начале спортивной карьеры команде Юрия очень помог глава московского представительства фирмы Oki Ричард Беннетт, кстати, сам поклонник этого вида спорта. Он участвовал в качестве штурмана в ралли в Англии.

Считается, что у автоспорта две «королевы» — «Формула-1» и классическое ралли. И хотя ралли по увлекательности ничем не уступает «Формуле-1», последняя более раскручена: все едут по одному кругу, зрителям удобно наблюдать за соревнованиями, явно видна личная борьба, всегда привлекающая наибольшее внимание. А ралли с трассой в сотни километров и раздельным стартом гораздо менее зрелищно. Зато до сих пор ралли остается в первую очередь спортом, и в шоу не превращается.

К сожалению, соревнования отнимают массу времени. Если хочешь добиться каких-то результатов, то нужно в году принять участие в 12—14 гонках, а это примерно 14 недель вдали от семьи и от работы.

Такое, конечно, не всегда удается — например, в этом году дела просто не позволили Юрию четверть года отдать ралли. Зато есть постоянный стимул выстраивать свой бизнес так, чтобы больше времени оставить для любимого хобби. Хотя, признается Юрий, все зависит от тех задач, которые перед собой ставишь. Например, в 2000 г. его экипаж боролся за кубок России и поэтому старался участвовать во всех гонках по максимуму. В этом году такой задачи не было, новая машина еще недостаточно хорошо освоена, и чтобы поберечь ее, выбирали трассы с более ровным покрытием... А в следующем сезоне, возможно, команда Юрия Сидоренко опять будет бороться за наивысший результат.

Юрий Сидоренко родился 25 июня 1965 г. В 1988 г. закончил физический факультет МГУ. После университета три года работал в Институте радиотехники и электроники АН СССР. Затем два года в АО «АСТИ». С 1993 г. возглавляет компанию Nexus.