Аналитическая компания ITResearch объявила о результатах исследования ряда сегментов российского ИТ-рынка в III квартале 2003 г.

Аналитическая компания ITResearch объявила о результатах исследования ряда сегментов российского ИТ-рынка в III квартале 2003 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, серверы на платформе Intel и карманные компьютеры) за III квартал составил 911 тыс. шт., а в денежном выражении — 563,5 млн. долл.

Примерно 88% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, около 8% — на ноутбуки и примерно по 2% — на серверы на платформе Intel и карманные компьютеры (КПК).

По сравнению с III кварталом прошлого года объем продаж ПК вырос почти на 21%, на рынке серверов рост составил 13,3%, а на рынке ноутбуков — 84,5%. Объем продаж КПК в III квартале превысил 18 тыс. шт. (6,5 млн. долл.). По сравнению со II кварталом текущего года продажи КПК выросли на 12% в штуках и на 11% — в деньгах.

Лидером продаж ПК по итогам III квартала 2003 г. остается компания Aquarius. При этом доля первой пятерки компаний — Aquarius, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway, K-Systems — составила 23,9% продаж настольных компьютеров.

В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у компании Rover Computers; в пятерку лидеров вошли Asustek, Fujitsu Siemens Computers, iRu, Rover Computers, Toshiba, на их долю приходится 64,5% всех продаж.

В сегменте серверов лидирует Hewlett-Packard. Первая пятерка производителей этого класса техники — Aquarius, Hewlett-Packard, IBM, Inforser, Kraftway — контролирует 57,9% продаж в натуральном выражении.

В сегменте карманных устройств в первую пятерку вошли Dell, HP, Palm, Rover Computers и Sony, на долю которых приходится 76% рынка КПК в натуральном выражении и 72% — в деньгах.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в III квартале составил около 1,13 млн. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены почти на 45%.

Быстрыми темпами уменьшается сегмент 15-дюйм ЭЛТ-мониторов, на его долю приходится уже менее 6% рынка, и эти устройства могут к концу года практически полностью уйти с рынка. Сегмент ЖК-мониторов растет опережающими темпами и составляет уже более трети рынка. Примечательно, что в структуре продаж ЖК-мониторов быстро увеличивается доля продаж 17-дюйм устройств, которые в III квартале обеспечивали около трети продаж мониторов этого типа.

В первую тройку вошли LG, NEC и Samsung. Эти компании лидируют не только в целом по рынку, но и в сегменте ЖК-мониторов.

Презентационное оборудование

Для обоих ключевых сегментов рынка презентационного оборудования — мультимедийных видеопроекторов (Multimedia projectors, MMP) и плазменных дисплеев (Plasma display panel, PDP) — III квартал был очень успешным.

Продажи MMP превысили 7,1 тыс. шт., что более чем в два раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Однако ощутимая эрозия цен на проекторы привела к тому, что в денежном выражении рынок вырос всего на 42%.

Следует заметить, что столь большой рост продаж отчасти объясняется тем, что в текущем году учитываются в общих показателях продажи в рамках тендера «Дети России». Хотя в этом году их объем не столь значителен, как в 2002 г., и уже не может существенно исказить картину рынка по итогам года, в отдельно взятом III квартале это привело к некоторому «перекосу».

Тройка лидеров — InFocus, Panasonic и Sanyo — не претерпела изменений по сравнению с предыдущим кварталом. Практически не изменилась и группа их ближайших «преследователей» (BenQ, Epson, Hitachi, LG, Mitsubishi, NEC, Rover Computers, Sony и Toshiba).

В сегменте PDP наблюдался еще более бурный рост, чему способствовала значительная ценовая эрозия, приведшая к активизации потребительского спроса. В целом на рынке продано почти 7,4 тыс. плазменных панелей и телевизоров. Показатели аналогичного периода прошлого года были также превышены в два раза в натуральном выражении и в 1,42 раза — в денежном.

Тройка лидеров выглядит следующим образом — Fujitsu, Panasonic и Philips. Значительную активность на данном рынке проявляют компании LG, NEC, Pioneer, Samsung и Toshiba.

Принтеры

По сравнению с III кварталом прошлого года объем рынка принтеров вырос почти на 40% в натуральном и на 20% — в денежном выражении. Общее количество устройств, проданных официальными партнерами вендоров, превысило 630 тыс. шт., а с учетом «серых» поставок эта цифра приблизилась к 700 тыс. шт. Так же как и во II квартале, самые высокие темпы роста продаж были в сегменте лазерных принтеров, которые по количественному показателю составили более половины принтерного рынка.

Наибольшего успеха в этом сегменте добилась компания Samsung, увеличившая за год объем продаж в 4,5 раза. В сегменте струйных устройств продолжала расти доля принтеров нижней ценовой категории, в III квартале она составила 75% его объема в штуках.

В тройку лидеров российского принтерного рынка, как и в предыдущем квартале, вошли компании Epson, Hewlett-Packard и Samsung.

Настольные МФУ

Продажи в сегменте настольных многофункциональных устройств росли почти вдвое быстрее, чем в принтерном. В III квартале было продано около 38 тыс. МФУ (рост за год на 77%) на сумму 15 млн. долл. По-прежнему наиболее востребованными у российских пользователей являются лазерные устройства, составляющие более половины рынка МФУ. Первые три места в этой категории занимают компании Brother, Hewlett-Packard и Xerox. В подсегменте струйных МФУ лидерами стали Epson, Hewlett-Packard и Lexmark.

ИБП

На рынке ИБП (без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в III квартале продолжался уверенный рост продаж практически во всех технологических сегментах. Было продано 374 тыс. устройств, что на 40% превысило показатели аналогичного периода 2002 г. В денежном выражении рынок составил 52,5 млн. долл., и рост, в связи с продолжающимся снижением цен на ИБП, был около 25%.

Такое относительное удешевление ИБП по-прежнему происходило на фоне «утяжеления» рынка: суммарная мощность всех установленных ИБП оценивается в 250 МВА, что на 48% выше, чем год назад.

Несмотря на активизацию рынка ИБП типа line-interactive, устройства offline не сдают свои позиции. По сравнению с прошлым годом их доля даже выросла на несколько процентов и составляет почти треть рынка. Наблюдается и активизация в сегменте online-ИБП.

Второй квартал подряд их доля превышает более 2% рынка в натуральном выражении.
Лидер рынка остался неизменным — это компания АРС. Основными конкурентами продукции APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, Powercom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert, MGE, Neuhaus и Powerware.

Сканеры

Общий объем рынка офисных сканеров в III квартале составил около 150 тыс. шт., увеличившись за год почти на 40%. Так же как и на рынке струйных принтеров, примерно три четверти продаж сканеров приходится на устройства ценой менее 100 долл. Список ведущих вендоров продолжают возглавлять компании Epson, Hewlett-Packard и Mustek, суммарная рыночная доля которых превысила 70%.

* Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.