Сегодня во всем мире ведется большая работа по решению проблемы 2000. Тем не менее до конца еще не определена степень воздействия компьютерной ошибки на отдельных граждан, предприятия и организации, страны и континенты. Именно поэтому возникают трудности с принятием адекватных мер в малых и средних предприятиях, поскольку они обладают ограниченными финансовыми и кадровыми ресурсами. Но с приближением «роковой» даты понимание проблемы растет, кроме того, становится доступным широко распространяемый правительствами и компаниями передовой опыт по ее решению, который можно использовать в малых и средних предприятиях.

Где проявится проблема 2000

  • В компьютерных системах, поддерживающих бухгалтерию, сопровождение договоров, контроль за кредитами, приложения в настольных, блокнотных и ручных компьютерах, дистрибуцию, производство, маркетинг, прием заказов, расчет зарплаты и управление кадрами, закупки, продажи и управление складскими запасами.
  • В системах телефонии.
  • В системах передачи данных банков и терминалах, считывающих кредитные карточки.
  • В системах заказа покупных комплектующих.
  • В системах приема заказов у клиентов на поставку.
  • В системах тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.
  • В системах транспортировки сырья, материалов, товаров и людей.
  • Во встроенных системах и автоматизированном оборудовании, содержащих микроконтроллеры, обрабатывающие календарные даты.
  • В системах жизнеобеспечения зданий типа систем безопасности, кондиционирования и отопления.

Разобраться в сложившейся ситуации нам помогут результаты глобального обзора воздействия проблемы 2000 на малые и средние предприятия, проведенного летом 1998 г. Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и опубликованного в марте, а также методические и информационные материалы, подготовленные Госкомсвязью России.

Сущность проблемы

Во многих компьютерных программах, где календарный год представлен двумя последними цифрами вместо четырех, 2000 г. будет воспринят как 1900 г., т.е. ‘00’ может интерпретироваться как 1900, а не 2000. В результате повышается вероятность отказов систем или они будут выдавать неправильные результаты или управляющие сигналы.

Представление года двумя последними цифрами возникло несколько десятилетий назад, когда эра всеобщей компьютеризации только начиналась и еще не было общепринятых стандартов по представлению и обработке дат в компьютерных системах.

Почему так получилось?

Во-первых, проработка и принятие некоторых системных вопросов и стандартов требовали (и требуют) значительных временных затрат (до двух лет).

Во-вторых, на ранней стадии производства компьютеров и программ (начало 50-х годов) шла настоящая «борьба» за память и скорость исполнения программ. Поскольку модули памяти были сравнительно дороги и емкость их измерялась десятками килобайт (сегодня — сотни Мегабайт), а производительность процессоров — десятками МГц (сегодня — более 1000 МГц), то любая лишняя строчка в программе или лишнее математическое действие значительно замедляли вычислительный процесс. Поэтому в борьбе за рынок программы упрощались настолько, насколько это было возможно.

Сегодня лизинг 1 Мбайт дискового пространства для мейнфрейма обошелся бы менее чем 10 центов в месяц. Лизинг 1 Мбайт дискового пространства, например, в 1963 г. оценивается в 175 долл. в месяц (что приблизительно составляет 1 060 000 долл. за 1 Мбайт в год в пересчете на доллары 1995 г.). Основываясь на усредненных данных объемов дискового пространства организаций сегодня и тогда, можно предположить, что средний объем дискового пространства организации, использовавшей мейнфреймы, составлял около 10 Гбайт. Таким образом, за 30 лет общая экономия за счет использования сокращенного представления данных составила для такой компании более 100 млн. долл.! Именно поэтому программисты в целях экономии памяти использовали для хранения даты только одну цифру года (50-е годы). Затем пришлось добавить еще один знак. Такова история разработки алгоритмов, которые оперировали только с двузначным значением года и, в конечном счете, история зарождения проблемы 2000.

Когда она проявится?

Дата, наиболее часто называемая в контексте проблемы 2000, — это 31 декабря 1999 г., а время — 24 часа. Однако есть и другие даты, обработка которых может вызвать или уже вызывает отказы информационно-вычислительных и встроенных систем. Системы, выполняющие прогнозные расчеты за пределами 0 часов 1 января 2000 г. или сравнивающие даты, находящиеся за этим порогом, могут допустить сбои или неправильно интерпретировать даты. Например, сочетание 09/09/99 используется в некоторых системах и базах данных в качестве признака конца файла или как максимально возможная дата в алгоритмах сортировки. Соответственно возможно возникновение проблем при выполнении операций с файлами и операций сортировки.

Как компании могут справиться с проблемой 2000?

Главный вопрос для любой организации состоит в том, сколько это будет стоить? Оценка стоимости может быть осуществлена в различных разрезах:

  • оценка прямого ущерба деятельности малого или среднего предприятия из-за воздействия проблемы 2000 на его внутренние бизнес-функции (например, из-за отказа бухгалтерской системы);
  • оценка косвенного, но потенциально более значительного ущерба из-за воздействия проблемы 2000 на внешние бизнес-функции малого или среднего предприятия (например, из-за отказа системы управления поставками или системы приема заказов);
  • оценка затрат на решение проблемы 2000. Эти затраты могут колебаться в широком диапазоне в зависимости от того, сводится ли решение просто к замене одной версии прикладного пакета на другую или нужно провести глубокую диагностику встроенных систем;
  • соотнесение приведенных выше прямых и косвенных потерь и затрат на решение с потенциальным ущербом от «не решения» проблемы 2000, выраженным в терминах рисков, которым подвергнется малое или среднее предприятие (например, риск возникновения ответственности перед третьими сторонами, риск уменьшения прибыльности и прекращения деятельности).

Проблема 2000 нигде в мире не рассматривается как обстоятельство непреодолимой силы. Игнорирование ее не устраняет, поэтому, взвесив все риски «ничегонеделания», компаниям следует: во-первых, провести диагностику проблемы и определить ее влияние на свой бизнес; во-вторых, приступить к устранению проблемы, т.е. определить, оценить и выбрать способ решения (отремонтировать, модифицировать, заменить или удалить и перейти на ручной режим работы) для каждой системы, подверженной ее воздействию.

Малому и среднему бизнесу необходимо решать эту проблему

По оценкам экспертов, проблема 2000 может негативно повлиять на следующие бизнес-функции более половины малых и средних предприятий: бухгалтерия и управление финансами, продажи, обслуживание клиентов, материально-техническое снабжение, управление информацией. Полагают, что из-за этого могут произойти значительные нарушения в их коммерческой деятельности. Наиболее уязвимыми считаются информационные и встроенные системы. При этом не следует забывать, что данные предприятия обладают ограниченными возможностями по найму собственных или внешних специалистов для грамотного решения проблемы.

С другой стороны, малый размер может дать предприятиям этого типа некоторые преимущества при решении проблемы 2000: они не будут заниматься изобретательством и скорее применят готовые и доступные по цене решения или просто переоборудуют свои системы. Ну а самые мелкие фирмы могут принять решение о полном переходе на ручной способ работы.

Некоторые предприятия окажутся вынужденными продолжить использование устаревших информационных технологий из-за чрезмерно высокой стоимости их модернизации, определяемой либо уникальностью соответствующих систем для области производственной деятельности предприятия, либо использованием программ, созданных когда-то собственными силами, исходные тексты которых оказались утраченными.

Таким образом, рецептов на все случаи жизни нет, проблема сложна, но она должна быть решена, и многие предприятия будут действовать в стрессовой ситуации временных, финансовых и кадровых ограничений. При этом у предпринимателей имеется ряд заблуждений по поводу воздействия проблемы 2000 на малый и средний бизнес, которые мы рассмотрим и попытаемся развеять.

Четыре заблуждения

Заблуждение 1: «Проблемы 2000 не существует. Ее придумали, чтобы продать больше программного и аппаратного обеспечения».

Чем грозит проблема 2000 малому и среднему бизнесу

Малые и средние предприятия могут постигнуть все или некоторые из нижеперечисленных несчастий:

  • Неспособность получить информацию о выставленных счетах.
  • Досрочное истечение срока действия лицензий, кредитных карточек и рецептов на лекарства.
  • Утрата информации о заказах, размещенных в конце 1999 г. со сроком поставки в начале 2000 г.
  • Ошибочная блокировка счетов клиентов, отмена заказов и отгрузки.
  • Неспособность вычислить, ошибочное вычисление или невыплата страховых премий или налогов, начисляемых на сотрудников или их зарплату.
  • Неспособность программируемых факс-аппаратов разослать клиентам важные сообщения 31/12/1999.
  • Нарушения в работе систем резервирования авиабилетов, в выполнении графиков технического обслуживания машин и оборудования, в функционировании складов и в управлении запасами.
  • Отказ голосовой почты записывать сообщения клиентов и поставщиков.
  • Отказ систем отопления и кондиционирования.
  • Отказы в сетях телекоммуникаций, электро- и теплоснабжения.
  • Отказ систем безопасности.

Все, о чем говорилось выше, показывает, что в связи с наступлением 2000 г. у малых и средних предприятий могут возникнуть проблемы. Любая организация, опирающаяся в своей деятельности в той или иной степени на системы обработки данных, подвергнется опасности. Существуют конкретные «зоны» риска.

1. Внутренние информационно-вычислительные системы. Предприятия с высокой степенью автоматизации и информатизации наиболее подвержены риску. Особенно если их автоматические бухгалтерские системы сопряжены с такими бизнес-функциями, как заказ и материально-техническое снабжение, выставление счетов на оплату и оплата принятых счетов, производство и поставка, маркировка продукции ярлыками со штрих-кодами и чтение штрих-кодов. (По меньшей мере, вся ликерно-водочная продукция маркируется в России такими ярлыками, не говоря уже о продуктах в супермаркетах, где используются кассовые аппараты со считывателями штрих-кодов.) Необходимо также принять во внимание усугубляющие проблему факторы — возраст соответствующих информационных технологий и происхождение прикладного программного обеспечения (создано оно внутри предприятия своими силами, куплено у еще действующего поставщика или у поставщика, который уже исчез с рынка).

2. Системы документальной электросвязи с внешними организациями и компаниями, с которыми малые и средние предприятия тесно взаимодействуют в ходе своей коммерческой деятельности. Когда предприятия связаны такими системами с внешними организациями и компаниями для выдачи заказа, осуществления поставки, выставления счетов, сдачи квартального отчета, оказания банковских услуг и др., то все партнеры существенно зависят друг от друга при решении проблемы 2000. Отказ систем документальной электросвязи приведет к нарушению цепочек поставок и остановке коммерческой деятельности.

3. Автоматизированное и автоматическое оборудование, работающее под управлением встроенных микропроцессоров, которые используют календарную дату. К такому оборудованию относятся машины (например, станки с числовым программным управлением) и компоненты систем жизнеобеспечения (телефонные аппараты, лифты, холодильные установки, системы безопасности и др.).

4. Отсутствие в малых и средних предприятиях квалифицированных сотрудников для технического решения проблемы, высокая стоимость найма таких сотрудников со стороны.

5. Возможность возникновения юридической и материальной ответственности малых и средних предприятий и их руководителей за ущерб, который может быть нанесен их продукцией или услугами потребителям. При этом предприятия не обладают достаточными ресурсами для собственной защиты в суде.

Заблуждение 2: «Проблема 2000 существует, но моей компании она не коснется».

Даже ларек на рынке, который вообще не использует информационные технологии, может столкнуться со следующими проблемами:

  • отказ или неправильная работа кассового аппарата;
  • отказ отопителя (обогревателя), холодильника и/или кондиционера;
  • отключение электроэнергии.

Малое или среднее предприятие, имеющее собственные системы, соответствующие 2000 г., подвержено опасности со стороны систем, не соответствующих 2000 г. и принадлежащих его партнерам:

  • поставщикам сырья, материалов, товаров и услуг;
  • поставщикам систем связи (например, УАТС) и энергоснабжения;
  • поставщикам услуг по жизнеобеспечению здания;
  • банкам и финансовым институтам; <
  • клиентам.

Заблуждение 3: «Большие компании и правительство РФ решат ее».

Не следует полагаться на большой бизнес и правительство РФ. Ряд исследований показывает, что крупный бизнес пока сам не готов, ее решению, да и правительство слишком часто меняется, чтобы найти виноватого потом, в следующем тысячелетии. Кроме того, правительство озабочено критическими для обороноспособности и безопасности страны системами, и оно доводит до сознания широкой общественности важность решения проблемы через СМИ, семинары и конференции, заставляет поставщиков информационных и связных технологий давать сертификаты на свои продукты о соответствии 2000 г. Что касается ответственности за решение проблемы 2000 в малом и среднем бизнесе, то она лежит на владельцах предприятий, если они, конечно, полагают заниматься своим делом и в следующем тысячелетии.

Заблуждение 4. «Проблема 2000 существует, но ее решат сами технари (свои или внешней организации)».

Такое представление неверно, потому что, во-первых, технические услуги сторонних организаций по решению проблемы 2000 не всем малым и средним предприятиям по карману, а полагаться на то, что свой собственный «технический гуру» решит бизнес-проблему в целом, опрометчиво.

Во-вторых, любой прикладной пакет, используемый на предприятии, поддерживает выполнение какой-то бизнес-функции. Нужно знать эту функцию, ее связи с другими внутренними функциями и с внешними функциями у бизнес-партнеров предприятия (т.е. у поставщиков и клиентов). Таких внутренних функций может быть много, и нужно знать как предприятие функционирует в целом, чтобы судить о значимости того или иного прикладного пакета в свете проблемы 2000. Короче, нужна полная инвентаризация бизнес-функций предприятия и соответствующих прикладных пакетов.

Проблема 2000 — вопрос ответственности предприятия. Это не чьи-то происки и не обстоятельство непреодолимой силы (в юридическом смысле и в контексте страхования). Она предвидима с точностью до конкретных дат, ее воздействие может быть «просчитано», хотя и не абсолютно точно, но с большой вероятностью.

Внутренние ограниченные человеческие ресурсы — основное препятствие для малых и средних предприятий в деле решения проблемы 2000. Более того, по мере увеличения масштабов решения проблемы в стране и внешние ресурсы становятся все более ограниченными. В последнем случае у малых и средних предприятий вряд ли хватит квалификации для оценки уровня компетенции внешних консультантов и компаний, специализирующихся на решении проблемы 2000. Здесь надо довериться организациям, которые, по меньшей мере, имеют государственное подтверждение своей компетенции.

Критерии совместимости информационной системы с 2000 г.

+ Никакое значение текущей даты не вызовет остановку или перерыв в нормальном функционировании отдельных компонентов компьютерной, информационно-вычислительной системы в целом

, Все функциональные возможности (выполняемые функции) отдельных компонентов компьютерной, информационно-вычислительной системы в целом, связанные с хранением, обработкой и вычислением дат, должны быть сохранены и вести себя непротиворечиво для дат «до, в течение и после наступления» 2000 г.

- Все без исключения интерфейсы (устройства сопряжения, средства сопряжения, аппаратура сопряжения) компьютерной, информационно-вычислительной системы и области хранения данных столетия (запоминающие устройства, электронные хранилища данных, участки памяти) в любом исчислении дат должны быть заданы явно или с использованием однозначных алгоритмов, не допускающих двоякого толкования.

. Все годы, делимые без остатка на четыре, должны распознаваться как високосный год, если они не делятся без остатка на 100.

Существует одно исключение: годы, которые делятся без остатка на 400, все равно являются високосными даже при том условии, что они делятся без остатка на 100.

Таким образом, 2000-й год представляет собой пример исключения из правила и должен распознаваться как високосный год.

(Источник: Методические рекомендации по проведению тестирования компьютерных систем при решении «Проблемы 2000», Госкомсвязь России).

Критерии, сформулированные в пп. 1—4, представляют собой единую систему требований, которые должны выполняться одновременно. Выполнение отдельно взятых требований не дает гарантии совместимости с 2000 г. компьютерных, информационно-вычислительных систем и их компонентов.

Госкомсвязь России считает, что техническое средство связи соответствует 2000 г., если оно удовлетворяет одновременно всем следующим требованиям:

  • Функциональные характеристики средства не подвержены влиянию дат до, в течение и после 2000 г.
  • Никакое значение текущей даты не является причиной прерывания нормального функционирования средства.
  • Функционирование средства, связанное с оперированием датами, является таким, какое и требуется для дат до, в течение и после 2000 г.
  • Во всех интерфейсах и при хранении данных о дате столетие в любой дате определяется либо явно, либо посредством алгоритмов и правил, дающих однозначный результат.
  • Год 2000 распознается как високосный год.
Во внешнем представлении даты (при выводе на устройство отображения информации — дисплей, индикаторную панель, бумажный носитель и т. п.) обеспечивается полный формат (например, в виде YYYY-MM-DD), при этом допустимо представление в сокращенном формате (с опущенным значением столетия — например, в виде YY-MM-DD) там, где значение столетия ясно из контекста и не вызывает недоразумений. Здесь Y, M, D — десятичные разряды в представлении даты для года, месяца и дня соответственно.