В прошлом месяце Россию посетили менеджеры европейского представительства компании Palm во главе с директором по продажам в Центральной Европе Маркусом Бреглером. Факт, в общем-то, несмотря на энтузиазм некоторых российских Web-сайтов, успевших расценить его как признак лидерства России в продажах Palm, ничем не примечательный — обычный визит в рамках стандартной маркетинговой активности компании, со стандартными презентациями (немного даже устаревшими — например, судя по слайдам, «анонсировались» планы на вторую половину 2001 г.), рожденными маркетинговым отделом Palm еще в те времена, когда компания была финансово успешной и имела четко очерченные перспективы развития.
С точки зрения российского рынка за последние полгода особенных изменений в сегменте Palm не произошло, разве что всем стало понятно, что в канале сегодня доминируют поставщики, которые придерживаются классической дистрибьюторской модели — по разным оценкам, на их долю приходится от 60 до 85% всего объема «официальных» продаж Palm.
А вот в самой Palm поменялось очень многое. Как известно, проблемы начались в прошлом году, когда компания излишне увлеклась недорогими моделями (причин тому было множество). В известной мере историю ее «финансового падения» можно рассматривать как пример закономерного завершения бизнеса, основанного не столько на понимании своего рынка, сколько на надуманных маркетинговых концепциях. Важно понимать, что изначальный успех Palm, превративший его на много лет в стандарт «де-факто», связан прежде всего с тем, что к моменту выпуска первой модели устройств, вендоры успели вложить в этот рынок около 1 млрд. долл. И закон, гласящий: прежде, чем с рынка можно взять денег, их надо туда вложить, в случае Palm был совершенно справедлив; рынок был подготовлен к появлению продукта — и ждал этого продукта.
Другая составляющая успеха Palm в том, что еще в 1995 г. создатели компании определили портрет своего типичного покупателя — пользователь, достаточно «продвинутый», чтобы интересоваться «технологическими игрушками» и достаточно обеспеченный, чтобы позволить себе их покупать. Четкое понимание «кому продаем» обеспечило успех первых моделей Palm.
Затем, как известно, Palm Computing была приобретена компанией U.S.Robotics, та — компанией 3Com, потом создатели платформы Palm покинули компанию 3Com, основав компанию HandSpring, а 3Com выделила Palm Computing в самостоятельную компанию, дав ей название Palm, Inc. Затем туда пришел новый главный управляющий, который в качестве руководящей идеи, так сказать, vision, предложил акционерам сделать ставку на недорогой продукт, роль которого в итоге сыграла серия Palm m100. По ходу дела в недрах маркетингового отдела Palm была рождена идеология «Palm-дзэн», которая гласила, что пользователям не нужны мощные PDA, а нужны простые в пользовании устройства. Предполагалось, что недорогие модели будут продаваться как массовый продукт, приносящий вендору прибыль за счет количества.
Концепция была превосходной — но, как показала практика, нежизнеспособной. Проблема состояла в том, что устройство Palm изначально было не «простой», а «сбалансированной» моделью, его создатели знали кто им будет пользоваться (во многом потому, что Джефф Хоукинс сам был таким пользователем) и что им нужно.
Современным же моделям Palm пришлось конкурировать с более мощными PocketPC, да еще и в условиях, когда пользователи начинают предъявлять к PDA требования, которые ранее были бы немыслимы — видео, мультимедиа и пр.
Отделить здесь причину от следствия — «мультимедиа принесло успех PocketPC или же PocketPC сделали мультимедиа популярным», но суть дела в том, что та стратегия развития, которой Palm придерживалась последние полтора года, себя не оправдала — примером тому финансовые проблемы компании, которая, тем не менее, пока сохраняет первое место с точки зрения доли рынка! В общем, «куда идти» Palm — пока неведомо никому, в том числе и самой компании. Пока же известно немногое — компания «оптимизирует структуру» и готовится к переходу на новую аппаратно-программную платформу. И пока этого не произошло (до сих пор нет ясности в принципиальном вопросе — пожертвует Palm совместимостью с накопленным ПО в пользу мультимедиа и высокой производительности или же нет, а может быть, вообще изобретет какой-нибудь способ обойти проблему), любые выводы делать рано.