Подъемы и спады на рынке компонентов памяти

Пожалуй, нет ни одной другой отрасли компьютерной индустрии, в которой периодически происходили бы столь мощные спады и подъемы, как в производстве компонентов памяти DRAM.

Причин тому несколько, и основной является необходимость выпуска микросхем «про запас» в расчете на прогнозируемые потребности рынка при ограниченных производственных мощностях. Ожидая очередного пика спроса на память, производители микросхем создают запасы, а когда эти ожидания не оправдываются, стремятся быстро избавиться от них.

Спрос на память DRAM до последнего времени определялся почти полностью потребностями в сборке и модернизации ПК. Но выпуск ПК подвержен сезонным колебаниям — как правило, весной и в конце года спрос растет, соответственно растет и потребление компонентов памяти. Появление нового, более ресурсоемкого ПО, например очередных версий ОС Windows или пакетов MS Office, требует установки ОЗУ большего объема, что порождает дополнительный всплеск спроса на компоненты памяти.

Наличие чрезмерных складских запасов — большая проблема для производителей в силу быстрых изменений технологий, устаревания произведенной продукции и финансовых потерь. Ситуация усугубляется тем, что при снижении спроса на ПК их производители также стремятся ликвидировать собственные складские запасы компонентов. На свободный рынок выплескиваются большие количества товара, что приводит к ожесточенным ценовым войнам.

В такие периоды ярко проявляется «биржевой» характер этого сектора рынка. Благодаря стандартизации компоненты памяти DRAM давно стали «обезличенным товаром», который продают тысячи реселлеров, чутко отслеживающих любое даже незначительное изменение цен. И стоит одному из ведущих производителей начать игру на понижение, как возникает лавинообразный процесс повышения или падения стоимости продуктов. Достаточно вспомнить первые дни после землетрясения на Тайване в 1999 г., когда производители, воспользовавшись паникой на рынке, в течение двух дней создали искусственный дефицит и повысили цены на память в 4–5 раз (см. CRN/RE № 2/2001).

Обратная ситуация возникла в начале прошлого года, когда стало ясно, что после рекордного подъема спроса на ПК в конце 2000 г. продажи резко снижаются и не смогут достичь прежнего уровня. После непродолжительной стабилизации в конце 2000 г. наблюдавшееся в течение всего прошлого года падение цен на компоненты памяти напоминало «крутое пике» — в среднем за год цены упали более чем на 80%.

Так, стоимость стандартной микросхемы синхронной памяти SDRAM емкостью 128 Мбит, которая в декабре 2000 г. составляла 6,35 долл., упала до 1,88 долл. Производители закрывали заводы, а те, кто продолжал выпускать память, терпели убытки — по расчетам тайваньского аналитического агентства SK Securities, для покрытия собственных издержек производителей цены в пересчете на микросхемы SDRAM 128 Мбит должны были быть не ниже 3,2 долл. По оценкам Dataquest, за счет ценовых войн общий объем рынка памяти, который в 2000 г. составлял 54,1 млрд. долл., сократился примерно на 67%.

В периоды кризиса некоторые производители микросхем сознательно развертывают ценовые войны, рассчитывая вынудить одного из конкурентов уйти с рынка. Если в предыдущие кризисные циклы (1995 и 1998 гг.) разорялись и уходили с рынка небольшие компании, то в прошедшем году ценовое давление затронуло ведущих игроков. По оценкам аналитиков Dataquest, среди поставщиков памяти DRAM первое место принадлежало Samsung Electronics (21% мирового рынка), второе — Micron Technology (18,9%), третье — Hynix (17,2%). Фархад Табризи, вице-президент компании Hynix, утверждал, что «конкуренты намеренно снижали цены, чтобы вывести нашу компанию из бизнеса». Хотя аналитик Франк Дзубек из компании Communications Network Architects полагает, что «немалая доля вины за падение цен лежит на самой Hynix — компания понизила цены настолько, что это вызывало проблемы у каждого из производителей».

Меньше всего пострадала от ценовых войн и падения цен компания Samsung Electronics — ее диверсифицированный бизнес позволял покрывать потери в производстве микросхем памяти за счет доходов от продаж другой компьютерной и бытовой техники. А вот Hynix, 64% бизнеса которой приходится на микросхемы памяти, только за первые 9 месяцев 2001 г. понесла потери в размере 2,27 млрд. долл. Спасли Hynix от банкротства ее акционеры, которые согласились оплатить убытки компании, в результате чего долги Hynix выросли до 6 млрд. долл. Весьма значительными оказались потери и других производителей — только за IV квартал потери Micron составили примерно 576 млн. долл. Toshiba, четвертый по объемам продаж производитель микросхем памяти DRAM, в период с апреля по сентябрь потеряла около 1 млрд. долл., Infineon — около 500 млн. долл., а известная тайваньская компания Winbond Electronics — 188 млн. долл.

Первой не выдержала Toshiba, предприняв шаги для ухода с этого рынка — уже в октябре она начала переговоры с немецким производителем Infineon Technologies о продаже своего производства микросхем памяти. Но 18 декабря компания внезапно изменила намерения и объявила о продаже своего дочернего предприятия Toshiba Dominion Semiconductor в штате Виргиния (США) компании Micron. Первоначально сумма сделки оценивалась в 250 млн. долл., но затем возросла до 400 млн. долл., что явно выгодно для Micron, так как стоимость строительства подобного завода оценивается примерно в 1,2 млрд. долл.

Infineon, потерпев фиаско в переговорах с Toshiba, начала новый раунд переговоров о слиянии или приобретении производств с тайваньскими производителями Winbond, Mosel Vitelic, Nanya Technologies.

В ноябре переговоры с Micron начала Hynix — компания готова продать конкуренту любые из семи принадлежащих ей заводов по производству микросхем памяти при условии покрытия ее долга в размере 6 млрд. долл. Однако Micron хочет поторговаться — она не готова оплачивать всю сумму долга и в добавок к заводам хочет получить некоторый пакет акций в бизнесе Hynix, не связанном с производством памяти. Внезапно 28 января Micron без указания причин объявила, что переговоры с Hynix прекращены и возобновляться не будут.

Последствия прошлогоднего кризиса могут привести к изменению расстановки сил на рынке памяти DRAM. По оценке IDC, в 2002 г. доли присутствия Samsung и Micron составят 21,9 и 21,5% соответственно. Но после покупки производственных мощностей Toshiba с большой степенью вероятности Micron станет лидером. Infineon пока занимает четвертое место (11,1%), но после пуска нового завода может увеличить свою долю до 12,8%. Не исключено, что немецкий производитель в этом году переместится на третье место, принадлежащее Hynix (17%), если последняя уйдет с рынка. К концу 2002 г. доля рынка, принадлежащая лидерам, по прогнозу IDC, может составить до 80% всего мирового производства микросхем памяти DRAM.

А тем временем на этом рынке начался обратный процесс — цены на память стали расти. Первый «пробный шар» бросила Samsung в начале декабря, повысив цены на 10%. Затем, в середине месяца, последовало очередное повышение, и примеру Samsung последовала Hynix. А 2 января Samsung и Hynix, основными потребителями памяти которых являются Intel, IBM и Dell, вновь объявили о повышении цен — теперь уже на 30%. После чего рост цен стал практически непрерывным — средняя стоимость микросхемы SDRAM PC133 емкостью 128 Мбит на азиатских рынках 3 января поднялась до 2,83 долл., а через неделю выросла до 3,15 долл.

Samsung сделала довольно оптимистичный прогноз, согласно которому ее бизнес в области памяти DRAM станет неубыточным уже в I квартале 2002 г. Однако главный управляющий Infineon Ульрих Шумахер 22 января заявил, что цены на микросхемы памяти должны увеличиться еще по крайней мере на одну треть, чтобы их производство вновь стало рентабельным.

Наблюдаемый в настоящее время рост цен неодинаков для компонентов памяти разных типов. Производители всегда стремились перенести центр тяжести на более дорогой тип памяти. Так, Samsung и Toshiba поспешили стать одними из первых поставщиков очень дорогой памяти RDRAM, хотя им пришлось платить немалые лицензионные отчисления компании Rambus. В свою очередь, Micron и Infineon поддержали усилия VIA Technologies по выводу на рынок памяти типа DDR SDRAM, более дорогой версии традиционной памяти SDRAM.

За последнее время изменилась структура спроса и производства памяти. В начале 2001 г. в общем объеме производства компоненты традиционной памяти SDRAM составляли 70%, 20% приходилось на Rambus DRAM и 10% — на DDR SDRAM. К концу года доля памяти SDRAM сократилась до 50%. Зато значительно увеличился спрос на память DDR, чему способствовали выход новой ОС Windows XP и объявление Intel о начале массовых поставок новых наборов i845D, позволяющих устанавливать в ПК память DDR. Популярность памяти DDR, а также ее относительная новизна позволяют в настоящее время производителям увеличивать цены на эти компоненты быстрее, чем на отживающую свой век SDRAM.

На подходе новый тип памяти DDR333 стандарта PC2700, продвижение которого на рынок вновь инициирует VIA совместно с AMD, Hynix, Micron, Samsung и Infineon. Цены на нее будут заведомо завышены, а значит, производители смогут получить дополнительную прибыль. Боясь опоздать в этой гонке, Kingston Technology поспешила объявить 22 января о начале продаж модулей памяти DDR стандарта PC2700 под собственной торговой маркой ValueRAM.

Однако на деле в выигрыше остаются те производители, которые, подобно Samsung, за время кризиса успели внедрить на своих заводах более передовые технологии. «Мы начинаем переводить свое производство на техпроцесс с нормами 0,12 мкм при использовании 12-дюйм подложек. Это позволит снизить издержки и будет способствовать в 2002 г. восстановлению нормального уровня цен», — заявил Хванг Чангиу, президент подразделения по производству памяти Samsung.

Отметим, что большинство производителей используют сейчас на своих заводах технологии с нормами 0,15 мкм, а некоторые, например Infineon, уже освоили техпроцессы с нормами 0,13 мкм и готовятся внедрять процесс с нормой 0,11 мкм.

Более совершенные технологии помогают «передовикам» снижать себестоимость производства микросхем и повышать доходность этого бизнеса. Поэтому не входящие в список лидеров рынка тайваньские компании проявляют заметную активность. Так, Powerchip Semiconductor, понесшая наименьшие среди островных производителей потери за прошлый год, в марте намерена открыть новый завод, где для выпуска микросхем памяти DRAM будут использоваться 12-дюйм подложки и техпроцесс с нормами 0,12 мкм. В условиях повышения цен Winbond отказалась продавать Infineon свое производство, но намерена лицензировать у немецкого производителя технологии с нормами 0,13 мкм, чтобы сократить издержки.

А вот ряд заводов Hynix до сих пор работают с использованием устаревшего техпроцесса 0,18 мкм, что снижает ее шансы в переговорах с Micron, которая, если сделка состоится, вынуждена будет вкладывать дополнительные средства в обновление приобретенных производств. Однако, после того как маятник начал движение в сторону роста цен на рынке памяти, Hynix стала чувствовать себя более уверенно. Компания объявила об открытии одного из семи заводов, закрытых летом прошлого года, — на нем внедрен техпроцесс с нормами 0,14 мкм. «Мы рассчитываем на то, что продолжится рост продаж ПК, начавшийся после выхода Windows XP, — заявил представитель Hynix. — Обнадеживает и бум продаж ПК в Китае». Однако аналитики склоняются к мнению, что несостоявшаяся сделка с Micron приведет Hynix к банкротству.