По утверждениям скептиков, о существовании электронной коммерции как о новом виде бизнеса можно говорить только в том случае, если в онлайн переводится не только оформление сделок, но и их оплата. При таком подходе следует признать, что число российских Интернет-магазинов пока очень незначительно. Однако, похоже, ситуация постепенно меняется. Так, в январе крупнейший конгломерат российской электронной торговли eHouse заключил договор о стратегическом сотрудничестве с компанией «КредитПилот.ком», согласно которому последняя подключит к своей системе онлайновых платежей основные B2C-проекты холдинга.

В платежной системе «КредитПилот.ком» в качестве инструмента оплаты используются скретч-карты разного номинала. Пока это 550 руб., в дальнейшем, как обещает генеральный директор компании Владимир Смольянинов, ассортимент будет расширен. Активация карты происходит при вводе числового кода, для доступа к которому необходимо зачистить защитный слой на карте.

«КредитПилот.ком» работает на рынке электронных платежей с конца 1999 г., и eHouse — не первый ее клиент среди компаний розничной электронной торговли. После запуска системы Интернет-платежей «КредитПилот» весной 2001 г. к ней за сравнительно короткий период были подключены около двух десятков Интернет-магазинов.

Как утверждают в eHouse, сделка в первую очередь стала возможной потому, что с «КредитПилот.ком» удалось договориться о гибкой системе комиссионных в зависимости от оборота каждого из магазинов (по информации CRN/RE, размер комиссии не превысит нескольких процентов). Сегодня среднемесячный объем транзакций между различными платежными системами в холдинге составляет около 5% общего оборота магазинов eHouse (около 2 млн. долл.). По оценкам исполнительного директора eHouse Владислава Улендеева, после заключения соглашения с «КредитПилот.ком» эта цифра может удвоиться. Кроме того, по условиям соглашения eHouse получила право торговать скретч-картами «КредитПилот» в Интернете, а также самими кодами.

Как сообщил Владимир Смольянинов, сотрудничество с eHouse — один из важных шагов в продвижении технологий «КредитПилот». «Наша главная задача теперь — используя опыт и технологии eHouse, определить, в каких именно услугах больше всего нуждается рынок Интернета», — заявил он. В частности, «КредитПилот.ком» намерена разработать комплекс услуг для мобильных операторов и в перспективе стать для последних не только платежным, но и маркетинговым центром. В целом компания планирует сделать свою систему универсальным средством Интернет-расчетов, включая оплату внесетевых услуг, коммунальных платежей, средств мобильной, пейджинговой, телефонной связи, а также вести расчетно-клиринговую деятельность.

Как сообщил Владислав Улендеев, к новой платежной системе будут в первую очередь подключены все 10 И-магазинов холдинга по мере их перевода на единую технологическую платформу. «Оплата с помощью скретч-карт станет основным средством платежа и в существующих, и в наших новых проектах, — заявил он, — и мы рассчитываем, что это произойдет в течение ближайших месяцев».

Система оплаты в Рунете по скретч-картам реализована также компанией «Автокард-холдинг» (см. CRN/RE № 12/2000), распространяющей их через систему CyberPlat. Однако, возможно, что конкуренции между ними не будет, поскольку еще в августе прошлого года с «Автокард-холдинг» было подписано соглашение о распространении карт «КредитПилот».