Мы многое умеем, но еще большему должны научиться

Сотрудничество в области высоких технологий становится одним из приоритетных направлений во взаимоотношениях России и США. За последние годы российские и американские компании добились значительных успехов в этой сфере. Однако существует еще немало препятствий, мешающих взаимовыгодному партнерству. Для обсуждения наиболее актуальных проблем сотрудничества и разработки предложений правительствам двух стран по развитию двусторонней кооперации 24 мая в Москве был проведен первый «круглый стол», посвященный российско-американским деловым отношениям в области ИТ.

Идея его проведения была высказана Президентом РФ Владимиром Путиным в ходе визита в США в ноябре 2001 г., а организацию этого мероприятия, проходившего в рамках российско-американского бизнес-диалога, взяли на себя Министерство по связи и информатизации РФ и Американская торговая палата в России.

В работе форума приняли участие руководители нескольких десятков крупных российских и американских компаний, в том числе «1С», ABBYY, AMD, APC, Boeing, Cisco Systems, Ernst & Young, IBM, Intel, Hewlett-Packard, Lucent Technologies, Luxoft, Microsoft, Motorola, Morgan Stanley Europe, Parallel Graphics, R-Style, Spirit, Sun Microsystems, «Аплана Софтвер», «Аурига», «Диасофт», «РУССОФТ».

Как отметил Леонид Рейман, министр по связи и информатизации РФ, сегодня ИТ-индустрия — одна из наиболее динамичных отраслей российской экономики. В нашей стране разработан комплекс мероприятий, который, как ожидается, позволит увеличить объем производства ПО и сопутствующих услуг. «Российские специалисты могут предложить уникальные решения, не имеющие аналогов в мире, — подчеркнул министр. — Это подтверждается увеличением числа контрактов на поставку программных продуктов, заключенных между отечественными компаниями и крупными западным заказчиками».

Развитие ИТ-индустрии имеет для нашей страны не только экономическое, но и политическое значение: благодаря внедрению современных технологий создается эффективная и прозрачная структура системы государственного управления, что окажет положительное влияние на имидж России в глазах международного сообщества. В ускоренной информатизации властных структур заинтересованы как правительство, так и отечественные и американские фирмы, работа которых во многом зависит от открытости и прозрачности всех ветвей власти.

Участники «круглого стола» отметили, что в настоящее время сложилась благоприятная ситуация для российских компаний, специализирующихся на создании программных продуктов. По оценкам экспертов, сегодня для оффшорной разработки ПО требуется примерно миллион программистов. В Индии, занимающей доминирующие позиции на этом рынке, насчитывается более 400 тыс. программистов и ожидается, что в ближайшее время их число увеличится до 600 тыс. Но этого все равно недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос. Кроме того, российские специалисты по уровню подготовки и умению решать нестандартные задачи зачастую превосходят зарубежных коллег.

«Россия богата кадрами. Ее математики, ученые и программисты — одни из лучших в мире», — заявил Дональд Эванс, министр торговли США.

Справедливости ради следует отметить, что отечественные разработчики не намерены упускать благоприятную возможность. По словам Евгения Велихова, президента Российского научного центра «Курчатовский институт», объем экспорта высокотехнологичной продукции пока невелик, но темпы роста многообещающие — 24% в год. Но главное — Россия перешла от экспорта специалистов к экспорту продуктов, а использование интеллектуального потенциала наконец-то названо стратегическим направлением. «Невозможно построить современное государство, если его экономика базируется на продаже ресурсов», — подчеркнул академик.
О примерах успешного сотрудничества рассказали представители нескольких крупных американских компаний.

Так, Томас Пикеринг, старший вице-президент по международным отношениям компании Boeing, сообщил, что в России с его фирмой работают по контракту 350 ученых и конструкторов, а к концу года эта цифра увеличится до 450. Созданы так называемые виртуальные конструкторские бюро, где работают американские и российские специалисты. Ежедневно эти группы инженеров обмениваются информацией в ходе видеоконференций, и работа над новыми самолетами и летательными аппаратами не прекращается ни на минуту — когда в России рабочий день подходит к концу, американские коллеги принимают эстафету.

Интересен опыт компании Motorola. Несколько лет назад фирма создала научный центр в Санкт-Петербурге, который занимается разработкой ПО. Начиная с I квартала 1999 г., когда была достигнута точка безубыточности, оборот центра вырос в 4 раза. Сегодня здесь работает примерно 200 специалистов, но представители компании утверждают, что готовы увеличить число сотрудников до 500 человек и инвестировать 12 млн. долл. в год.

Руководители Motorola особо отмечают усилия фирмы по подготовке квалифицированных кадров. Разработана специальная учебная программа, которая внедрена в трех технических университетах Санкт-Петербурга; кроме того, выделяются средства для поддержки учебных заведений.

Компания Intel также инвестирует большие средства в развитие зарубежной базы НИОКР. Раньше исследовательские работы фирма проводила только в США, а сегодня ее лаборатории и научные центры есть в Японии, России, Центральной и Южной Америке, Индии и Китае. В России лаборатории Intel открыты в Нижнем Новгороде и Сарове. Как рассказал Стивен Чейз, специальный представитель Intel в России, в компании отлично понимают, что альянс с Россией будет выгодным, и планируют расширить здесь свое присутствие. Однако компания хотела бы, чтобы и российское правительство занимало более активную позицию и содействовало международному сотрудничеству в части законодательных инициатив. Пока же у Intel в Индии и Китае программистов в 10 раз больше, чем в России.

По мнению большинства участников «круглого стола», одними из главных причин, сдерживающих быстрый рост России в сфере высоких технологий, и в частности разработки ПО, остаются, как и прежде, недостаточное финансирование и низкий уровень менеджмен-та, не отвечающий международным стандартам и реалиям нынешнего дня.

Анализируя ситуацию в России, Алан Аптер, генеральный директор инвестиционного банка Morgan Stanley Europe, отметил, что, по оценкам экспертов, объем рынка ПО и услуг в нашей стране составляет 1 млрд. долл. Перспективы в этом секторе колоссальные — развитие экономики только началось, доля ИТ в ВВП еще очень мала. Сегодня российские предприятия тратят на ИТ 3–4% доходов, тогда как в развитых странах эта цифра составляет 13–15%. Тем не менее без крупных инвестиций отечественная ИТ-индустрия не сможет в полной мере реализовать свой потенциал.

Что же нужно для привлечения инвестиций? В первую очередь, благоприятный экономический и политический климат. Сегодня ситуация намного лучше, чем в 1998 г. Отток капитала из страны практически прекратился, деньги начинают возвращаться назад. Зарубежные инвесторы видят, что российские предприниматели и правительство заинтересованы в инвестициях. О подъеме экономики свидетельствует и быстро растущий рынок ценных бумаг. Тем не менее финансовая поддержка сектора высоких технологий со стороны государства практически отсутствует. Невелик вклад в развитие экономики и ИТ-индустрии со стороны коммерческих банков, которые, похоже, не заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса. Ограничено предоставление венчурного капитала, причем как российскими, так и зарубежными инвесторами. Не лучше складывается ситуация на рынках акционерного капитала и ценных бумаг.

Значительно снижен и интеллектуальный потенциал страны. За 10 лет из России уехало много первоклассных специалистов. Правда, в последнее время масштабы бегства интеллектуального капитала заметно сократились — сейчас специалисты предпочитают оставаться в России.

Еще одна проблема, на которую обратил внимание Алан Аптер — отсутствие у российских разработчиков каналов сбыта своей продукции на зарубежных рынках.

Поэтому им так трудно реализовать ПО в других странах. А ведь зачастую российские технологии и программы лучше западных, и это признают иностранные специалисты. Но до тех пор, пока у отечественных компаний не появится доступ к международной дистрибуции, им будет сложно строить бизнес на рынках других стран.

К этой проблеме примыкает проблема менеджмента и стратегического планирования. Далеко не все российские менеджеры имеют навыки, а тем более опыт управления проектами; далеко не все руководители компаний понимают, какая именно продукция нужна зарубежному потребителю, а те программы, которые могли бы пользоваться спросом, продавать не умеют. Можно нанять западного менеджера, но, по мнению экспертов, это не выход из положения. Предпочтительнее готовить своих управленцев, но для того чтобы они ориентировались в джунглях западного рынка, их следует отправлять на стажировку за рубеж, лучше всего в Америку, а это опять-таки требует средств (читай — инвестиций).

Как сказал, подводя итоги работы «круглого стола», Андрей Коротков, первый заместитель министра по связи и информатизации, не следует сильно рассчитывать на то, что правительство сможет решить все проблемы. Главная задача совместных усилий бизнеса и власти — создать механизм, который будет стимулировать развитие отрасли. «Существуют барьеры, препятствующие проникновению ИТ на рынки других стран.

Но я готов быть вашим лоббистом в государственных структурах», — заключил он.

Бизнес-диалог

Российско-американский бизнес-диалог (РАБД) — это форум для прямого общения предпринимателей двух стран. О его создании было объявлено на встрече Владимира Путина и Джорджа Буша в Генуе в 2001 г. Цель форума — дополнить официальное сотрудничество между правительствами РФ и США по вопросам экономики и торговли и устранить барьеры, препятствующие усилиям частного сектора по развитию экономического сотрудничества между Россией и США.
Межправительственные программы в данной области имеют огромное значение, но, как было объявлено на саммите глав государств, этот процесс должно возглавить деловое сообщество.

Бизнес-диалог позволит частному сектору двух стран давать правительствам рекомендации по укреплению торговых и финансовых связей и тем самым участвовать в формировании торговой политики.

Одна из задач РАБД — поиск путей решения сложных проблем в области реструктуризации экономики и разработка инициатив, способствующих укреплению двусторонних торговых связей и интегрированию России в мировую экономику.

Участники диалога призваны следить за реформированием российского рынка и за изменениями в российско-американских отношениях и выявлять ключевые факторы, препятствующие двусторонней торговой деятельности, а также притоку инвестиций в Россию и ее экономическому росту.

Активными участниками РАБД стали Американская торговая палата в России, Российско-американский деловой совет, Российский союз промышленников и предпринимателей и Деловой совет США и РФ.