Компания ASBIS, крупный международный дистрибьютор компонентов для настольных ПК и серверов, приступает к поставкам продуктов и услуг для сборки мобильных ПК. Об этом в конце июля объявил прибывший в Москву Сергей Костевич, президент и главный исполнительный директор ASBIS.

Интерес компании к рынку мобильных ПК он объяснил следующими обстоятельствами.

Во-первых, с появлением технологии Intel Centrino портативные компьютеры приобретают новые потребительские свойства: в частности, почти в 2,5—3 раза увеличивается срок автономной работы, а развитие беспроводных технологий обеспечивает более удобный доступ в Интернет. Во-вторых, падение цен на основные компоненты приводит к существенному снижению цен мобильных ПК, что стимулирует рост спроса на них. Костевич привел данные аналитической фирмы NPD Group, согласно которым в мае этого года на рынке США объем продаж ноутбуков впервые превысил объем продаж настольных ПК. По прогнозам Gartner, в ближайшие три года суммарный прирост продаж мобильных ПК на мировом рынке составит около 40%, а в 2007 г. число продаваемых портативных систем составит не менее 50% общего объема сбыта ПК.

«Для дистрибьютора определенный сегмент рынка становится интересным тогда, когда продажи достигают значительных объемов. По нашему мнению, уже в этом году продажи мобильных ПК станут достаточно велики, чтобы превратить этот сегмент в интересный для нас, — заявил Сергей Костевич. — Поэтому мы начинаем новое, стратегически важное для ASBIS направление деятельности — поставку компонентов и блоков для сборки ноутбуков и намерены занять лидирующие позиции среди дистрибьюторов продуктов и сервисов для российских сборщиков мобильных ПК».

Хотя объявленная программа будет действовать на территории всех 25 стран региона ЕМЕА, где работает ASBIS, наибольший объем ресурсов для ее реализации компания направляет на российский рынок, самый крупный и быстрорастущий среди восточноевропейских рынков. Сергей Костевич напомнил, что в настоящее время в сегменте настольных систем доля ПК российской сборки превышает 90%, а в сегменте мобильных систем она значительно меньше половины. «В перспективе у российских сборщиков появляется альтернатива — либо осваивать сборку мобильных ПК и занять на рынке достойное место, либо остаться на нишевом рынке, — считает он. — У нас сформирован полный набор продуктов и услуг, который позволит облегчить их работу и обеспечить конкурентоспособность».

В дистрибьюторских центрах ASBIS уже появились первые партии мобильных процессоров Intel, модулей памяти, различных накопителей и модулей беспроводной связи. Сергей Костевич подчеркнул, что ASBIS умеет продавать такие комплектующие — только в прошлом году было продано около 3 млн. накопителей на жестких дисках и почти 2 млн. процессоров, что ставит компанию на второе-третье место в ряду крупнейших европейских поставщиков. Оборот дистрибьютора в 2002 г. составил 540 млн. долл., а в текущем году планируется увеличить его до 720 млн. долл.

Продукты с самой большой динамикой цен (процессоры, жесткие диски, оперативная память), на которые приходится до 40% цены ноутбука, компания, являющаяся авторизованным партнером ведущих производителей — Toshiba, Seagate, Fujitsu, Hitachi GST, NEC, Teac и др., готова поставлять на регулярной, еженедельной основе.

Дистрибьютор также начинает поставку 2—3 десятков моделей платформ, выпускаемых фирмами AOpen, ASUS, Compal, FIC, Mitac, на основе которых может осуществляться сборка мобильных ПК всех классов — «ультрапортативных», «замена настольного ПК», «тонких и легких», «экономичных».

«Учитывая особенности формирования спроса на мобильные ПК, в частности повышенное внимание покупателей к их внешнему облику, мы можем предложить крупным сборщикам поставку на эксклюзивной основе платформ оригинального дизайна, которые мы в России никому больше не будем поставлять», — заявил президент ASBIS.

Кроме набора компонентов и блоков дистрибьютор предлагает ряд услуг, которые помогут российским компаниям начать производство и продажу мобильных компьютеров.

Небольшим сборщикам, у которых нет инженеров необходимой квалификации, ASBIS предлагает закупать готовые ноутбуки. Их сборкой займется партнер дистрибьютора, российское предприятие в Подмосковье, которое также будет поставлять по заказам сборщиков фирменные наклейки, эмблемы, этикетки, упаковку.

Не забыты и вопросы сервиса и маркетинговой поддержки. Уже заключены договоры по обслуживанию ноутбуков с рядом сервисных компаний, в 20 городах такие сервис-центры уже работают, и, по словам Сергея Костевича, их число постоянно растет. «Сборщикам, которые будут закупать все компоненты у ASBIS, вообще не нужно будет заботиться о сервисе собранных ими мобильных ПК, — говорит Сергей Костевич. — Мы также намерены оказывать им маркетинговую помощь, используя собственные фонды и фонды наших стратегических партнеров. Так, маркетинговые фонды российским сборщикам, которым ASBIS будет поставлять компоненты для ноутбуков, планирует выделять Intel».

По мнению президента ASBIS, в текущем году к участию в объявленной программе поставки компонентов и блоков для сборки мобильных ПК удастся привлечь около 100 локальных сборщиков, а в следующем году — свыше 1000. С рядом российских компаний уже заключены долгосрочные контракты, однако Сергей Костевич их пока не стал называть. По его оценке, к концу года местные партнеры смогут собрать из поставляемых ASBIS компонентов и продать более 30 тыс. мобильных ПК, что составит около 15% прогнозируемого общего объема сбыта ноутбуков в России (220 тыс. шт.). В будущем году ASBIS намерена увеличить эту долю до 30%. Возможно, в 2003 г. дистрибьютор начнет поставлять в Россию и компоненты для сборки карманных компьютеров.

Точка зрения

Леонид Гольденберг, президент группы компаний «Аквариус»:

«„Мобильность“ каждый понимает по-своему. Некоторые хотят иметь мобильный ПК, чтобы работать на нем в автомобиле или в аэропорту. Я не считаю, что такие решения будут востребованы нашим рынком. В понимании наших заказчиков «мобильный ПК» — это компьютер, который можно положить в сумку и перенести в другое место, т. е. то, что сейчас принято называть «портативным десктопом» или «дескноутом». Мы считаем его самым перспективным продуктом для российского рынка и самым успешным мобильным решением — сразу же после начала производства новая серия «портативных десктопов» Aquarius Compact стала хитом продаж.

По самым оптимистическим прогнозам, объем сбыта традиционных ноутбуков в текущем году вырастет вдвое, т. е. составит всего около 250 тыс. шт. Много ли это на фоне почти 3 млн. проданных настольных ПК? Только наша производственная компания «Аквариус» в 2002 г. выпустила настольных ПК почти столько, сколько было продано ноутбуков в России. Думаю, должно пройти еще некоторое время, чтобы наш рынок традиционных ноутбуков заметно вырос и стал интересен крупным российским производителям.

Кроме того, производителю важно выстроить продуманный ряд продуктов, которые бы привлекли потребителя. Необходимо обеспечить качество всех компонентов, их тщательный подбор и тестирование. Перед началом производства «дескноутов» Aquarius Compact мы полгода работали с поставщиком, объясняя ему, какая платформа нас устроит. Я не вижу больших перспектив в сборке ноутбуков, бессистемно выбранных из того, что предлагают тайваньские фирмы».

Максим Неишпапа, президент компании «Атлантик Компьютерс», руководитель проекта MaxSelect:

«Я считаю, что при продажах мобильных ПК большое значение имеет известность торговой марки, брэнда. Вряд ли кто-то захочет покупать ноутбук никому не известной марки «XYZ» компании «ABC». Такой ПК могут купить, если его цена будет заметно ниже конкурирующих моделей. Цена может быть снижена, если выстраивается одноуровневая модель сбыта, когда сборщик одновременно является продавцом и торговая наценка равна марже сборщика. В проекте, предлагаемом ASBIS, реализуется двухуровневая модель продаж, и цена увеличивается — поставщик имеет свою маржу, а конечный сборщик — свою.

Аналогичную модель мы сами используем в проекте продвижения мобильных ПК MaxSelect. Разница в том, что мы уже в течение года вместе с партнерами в Москве и регионах продвигаем одну общую марку, но даже в этих условиях доля ноутбуков MaxSelect на рынке пока не смогла достичь 10%. ASBIS же планирует сразу вывести на рынок несколько неизвестных торговых марок, на маркетинг и рекламу которых потребуются немалые деньги. Значит, существенно снизить цены на эти вновь появляющиеся ноутбуки вряд ли удастся.

Поэтому вызывает сомнение возможность достижения намеченных в этой программе целей — занять продукцией, собираемой из поставляемых ASBIS компонентов, 15% российского рынка в этом году и 30% в следующем. Стоит напомнить также, что около 30% нашего рынка мобильных ПК занимают ноутбуки RoverBook, а эта торговая марка известна уже в течение восьми лет».