НЭТА вырастает в компанию российского масштаба. Об этом свидетельствуют и динамика ее бизнеса — за два последних года оборот увеличился более чем в два раза: с 13,5 до 30,3 млн. долл. (2002 г.), и региональная экспансия: сегодня отделения НЭТА работают в семи городах России.

Владимир Сидоров не выделяет какие-то конкретные события, которые бы кардинально повлияли на развитие бизнеса НЭТА в последнее время: «Наш бизнес целиком зависит от ситуации в стране. Два прошедших года были относительно стабильными, рынок растет. В силу этой стабильности и работалось нормально. То, что планировали, мы в целом выполнили».

Весной этого года НЭТА исполнилось 10 лет. Бизнес компании начинался с торговли расходными материалами, затем была организована сборка компьютеров под собственной торговой маркой, начали заниматься климатическим оборудованием, развивать другие направления. НЭТА активно осваивает сибирский и российский рынок, предлагая широкий спектр компьютерного и телекоммуникационного оборудования, сервисное обслуживание, услуги в области системной интеграции.

Сегодня отделения НЭТА успешно работают в крупных городах Сибири — Барнауле и Кемерово, Красноярске и Новокузнецке, Новосибирске и Омске. В декабре прошлого года открыто первое отделение за пределами Сибирского федерального округа — в Перми.

На вопрос о будущем НЭТА Владимир Михайлович отвечает так: «Будем развивать корпоративный сектор, внедрять компьютерную технику в строительную индустрию (создание интеллектуальных зданий), планируем широкое использование компьютерной техники в системах связи, развитие собственной системы подготовки кадров». Отдел корпоративных решений создан относительно недавно — в 2000 г., но НЭТА уже смогла занять достаточно сильные позиции в этом сегменте рынка. Так, в прошлом году порядка 35% доходов было получено от работы с финансовыми учреждениями, госструктурами и промышленными предприятиями. Еще одним подтверждением успешной работы на корпоративном рынке стало получение в апреле 2003 г. звания «Партнер года на рынке малых и средних предприятий в регионе ЕМЕА» от компании Cisco Systems. Отделы корпоративных решений (так же как отделы климатического оборудования и сервис-центры) существуют в каждом отделении НЭТА, а для выполнения наиболее масштабных проектов формируются объединенные рабочие группы.

«Недостатки и недочеты можно найти всегда, особенно задним числом. Но я могу повторить слова тренера после выигранного командой матча: возможно, я и не доволен игрой, но результатом доволен. Мы планировали расширить свое территориальное присутствие, серьезно заявить о себе на рынке корпоративных решений — нам это удалось. Эти задачи ставились несколько лет назад, и результат налицо», — говорит Владимир Сидоров.

По его мнению, каких-то судьбоносных решений для бизнеса компании в последние пару лет не принималось: «То, что было наработано, реализуется. Определяем задачи, ставим цели и работаем — все просто». Эта «простая» политика приносит успех не только компании, но и лично генеральному директору. Два года назад эксперты CRN/RE назвали Владимира Сидорова в числе «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний». Сейчас он вошел в общероссийскую «команду».

По словам генерального директора, в компании действует коллегиальный стиль управления. («Хотя, если нужно, я могу и кулаком по столу стукнуть...») Каждую неделю проводятся заседания правления компании, на которых обсуждаются и текущие вопросы, и планы развития: «Мы руководствуемся принципом демократического централизма — можем спорить до хрипоты, но стараемся учесть все мнения и пожелания, вырабатываем совместное решение, а затем жестко добиваемся его выполнения».

В правлении НЭТА 5 человек: генеральный директор Владимир Сидоров, директор по общим вопросам Андрей Базлов, директор по региональному развитию Сергей Воробьев, финансовый директор Всеволод Сидоров и коммерческий директор Вадим Татюк. Большинство топ-менеджеров являются также совладельцами компании, и это, по всей видимости, облегчает поиск компромиссных решений.

В настоящее время в НЭТА работают свыше 500 сотрудников, более 100 из них — специалисты, сертифицированные ведущими производителями. Создание коллектива, в котором сотрудники на своем рабочем месте могут принять необходимое решение и взять на себя ответственность за его выполнение, Владимир Сидоров считает главным достижением в управлении компанией.

Вместе с тем в последнее время достаточно остро стоит проблема привлечения квалифицированных кадров. Решается она не только путем поиска людей «на стороне». В НЭТА создан собственный учебный центр для подготовки новых кадров и повышения квалификации сотрудников. Пробуют и нестандартные варианты: в свое время на сайтах компании размещали информацию о 25 управленческих вакансиях (от заместителя директора магазина до руководителя регионального отделения). Как отмечает Владимир Сидоров, таким образом удалось не только заинтересовать «внешних» людей, но и разбудить инициативу среди сотрудников компании.

НЭТА была основана в 1993 г. Владимиром Сидоровым, тогда доцентом Новосибирского электротехнического института, и тремя его студентами. В этом году генеральному директору исполнится 63 года, но он по-прежнему полон оптимизма и энергии. Давно, правда, грозится уйти «на заслуженный отдых», оставив за собой «генеральскую» должность консультанта, — а пока глава компании продолжает активно участвовать в развитии бизнеса.

В планах НЭТА на 2003 г. — рост на 40%, подготовка к открытию очередного регионального отделения, дальнейшее развитие направления корпоративных решений.

Задача на ближайшие годы, по словам Владимира Сидорова, «дорасти до масштабов российской компании».