За десять лет существования Интернета в России возник и развился целый спектр бизнесов, так или иначе связанных с созданием, обслуживанием и маркетингом сайтов. Перспективы этого сегмента тесно связаны с ростом самого Рунета, развитием инфраструктуры связи, ростом покупательной способности населения и доступности Интернета. Но даже сейчас, в не слишком благоприятных условиях, компании этого сектора развиваются достаточно быстро и успешно.

Оценки рынка Web-разработки

Надежной статистики по рынку Web-услуг в России нет. Крупные аналитические компании считают, что он слишком мал, чтобы его исследовать.

Не сложилась и общепринятая терминология: услуги по созданию сайтов называют и Web-разработкой, и Web-строительством; компании, которые этим занимаются, — и студиями Web-дизайна, и разработчиками. Тем не менее можно выделить два основных вида деятельности: собственно создание сайтов (проектирование, дизайн, кодирование) и работы, связанные с маркетингом и дальнейшей эксплуатацией ресурса (консалтинг, продвижение, аналитика и аудит). Рынок услуг по созданию сайтов эксперты уже берутся оценивать, все остальное — нет.

Если рассматривать исключительно услуги по созданию сайтов, то экспертные оценки (например, Анны Свердловой, управляющего директора компании Actis Systems) дают сумму не менее 20 млн. долл. На этом рынке можно выделить три основных сегмента: крупные, средние и мелкие разработчики. Первые, по мнению Свердловой, в 2005 г. заработают суммарно около 8,5 млн. долл., вторые — 11,5 млн. Сколько достанется нижнему сегменту — не берется сказать никто, но можно предположить, что это еще несколько миллионов долларов. Приблизительно, судя по данным каталогов и поисковых систем, общее число фирм и команд, занятых разработкой Web-сайтов, составляет не менее 2,5 тыс.

Темпы роста рынка Web-разработки оцениваются примерно в 30% в год. Как отмечает Свердлова, примерно такими же темпами увеличивает обороты первая группа компаний, вторая растет значительно быстрей — на 40—45% в год.

Если отвлечься от цифр, то можно описать этот рынок как пирамиду с «кипящим» нижним слоем, где новые участники все время замещают тех, кто либо не выдержал конкуренции и исчез, либо преуспел и пробился чуть выше. На вершине остается лишь несколько лидеров, занимающих свои позиции годами и не склонных их покидать — если только не случается что-то экстраординарное вроде покупки год назад компанией «Квазар-Микро» фирмы «Город-Инфо», одного из лидеров Web-разработки.

Мнения о том, что такое «мелкая», «средняя» и «крупная» компания, у разных экспертов расходятся. Но по стоимости выполняемых заказов компании можно разделить примерно так: до 1500 долл., до нескольких тысяч долларов и все, что дороже, иногда до полумиллиона долларов. Доля наиболее дорогих проектов не превышает 10%, основные их заказчики — международные компании (с обслуживания которых и началось развитие российского Web-строительства), крупные отечественные холдинги, особенно в добывающих отраслях, операторы связи, банки.

В крупных компаниях обычно работают десятки человек, а расходы на одного сотрудника составляют приблизительно 2 тыс. долл. в месяц. Такие фирмы могут быть рентабельны при обороте не менее 1—3 млн. долл. в год. В компаниях среднего масштаба обычно работают не более 20 человек, число выполняемых в месяц проектов примерно равно числу сотрудников, расходы на одного сотрудника составляют около 1 тыс. долл. в месяц, минимальный оборот — на уровне 150—400 тыс. долл. в год. Здесь создается около 40% сайтов, выполняемых для заказчиков из СМБ с осознанной потребностью в Интернет-коммуникациях. (Приведенные в данном абзаце оценки принадлежат Сергею Рыжикову, директору компании «Битрикс».)

Все, что меньше — по обороту, по числу сотрудников и по стоимости проектов, — относится к нижнему сегменту, где с трудом можно отделить официально существующие фирмы от никак не оформленных команд и фрилансеров. Таким образом создается около половины всех Web-сайтов. Средние обороты фирм в этом сегменте оценивать никто не берется.

Более или менее отлаженные производственные процессы появляются только у компаний из второй и первой групп. От размера зависит и метод назначения цены: чем меньше компания, тем ниже ее шансы продать заказчику свои услуги с почасовой оплатой, чего, разумеется, ей бы очень хотелось. Смешанные схемы (фиксированный объем работ за фиксированную цену, вариации и доработки — с почасовой оплатой) удаются только солидным фирмам.

Понятно, что есть два основных способа повышения прибыльности: увеличивать стоимость брэнда и отлаживать производственные цепочки. Некоторые крупные компании назначают высокие цены за свою работу, в основном эксплуатируя собственный брэнд, но в основном Web-строители стараются равномерно поднимать обе планки. Это сложно: многие фирмы годами пытаются «выбиться в люди», но не получается. Так как лишних или «запасных» денег у них нет, а перевести клиента на почасовую оплату они не могут, у них регулярно попадаются проекты, которые «уходят в минус». Финансовое положение таких фирм остается достаточно рискованным.

Не менее 80% всех проектов сайтов выполняется в Москве. Здесь заказывают свои Web-представительства и крупные холдинги, действующие далеко от столицы, поскольку их привлекает качество работы и во многих случаях — брэнд разработчика. Ведь в других городах цены иного уровня: для региональной компании проект на 10 тыс. долл. считается уже крупным (оценка «Битрикс»). Хотя, казалось бы, нет никакой разницы, где именно заниматься дизайном или кодированием, фирмы за пределами столиц практически не могут развиваться: слишком узкий рынок на местах. Недостаточное распространение компьютеров и доступа к Сети делает бессмысленными попытки работать с местной аудиторией через Интернет, поэтому серьезные проекты могут быть лишь у тех заказчиков, которые стремятся работать на всю Россию, что мало кому удается.

Что касается возможностей субподряда, то и здесь перспективы не слишком радужные. Несколько лет назад у компании Actis Systems были филиалы в Киеве и Новосибирске. Но когда сдулся Интернет-пузырь, она эти подразделения закрыла и аутсорсинг в регионы теперь не использует: управлять таким процессом хлопотно. Кроме того, учитывая полную неясность с авторскими правами в Интернете, в том числе и правами на дизайн, риск оказывается слишком велик.

Однако есть и другое мнение. Олег Сковородников, директор компании Vipro, отмечает, что в регионах начали платить за сайты по московским расценкам, «иногда платят даже больше, а получают меньше». Кроме того, по его наблюдениям, все реже клиенты пытаются сделать сайт за 500 долл. силами студентов, но меньше и тех, кто готов платить за сайт больше 20 тыс. долл. Цены установились на уровне 2—5 тыс. долл. за средний сайт, считает Олег.

Сопутствующая экзотика: с чем это едят?

Оценить объем рынка услуг, связанных с маркетингом и эксплуатацией Интернет-ресурсов, пока не удается: нет даже экспертных оценок. Отчасти это связано с «закрытостью» компаний, отчасти с тем, что такие услуги не всегда можно отделить от самой Web-разработки, поскольку они предлагаются в комплексе. Этот сегмент рынка только складывается. Поисковая оптимизация, маркетинговый аудит Интернет-проектов, эргономичность (usability) — еще несколько лет назад эти понятия были в диковинку, и только немногочисленные «гуру» обсуждали применяемые для этого техники, анализируя западный опыт. Сейчас ситуация изменилась, и то, что раньше считалось экзотикой, становится бизнесом, востребованность которого растет.

Процесс создания сайта состоит из нескольких стадий: предпроектное исследование, в том числе маркетинговой ситуации, составление ТЗ, проектирование (включая проектирование интерфейсов), дизайн, кодирование, составление текстов, дальнейшее продвижение ресурса в Сети. Десять лет назад считалось, что за все это, а также за администрирование самого Web-сервера вполне может отвечать один человек — Web-мастер. Со временем сложилась специализация, и теперь уже дизайнер, верстальщик, копирайтер и «промоутер» больше не едины в одном лице.

Аналогичный процесс происходит и на более высоком уровне: появляются компании с узкой специализацией. Все эти тонкости, конечно, пока интересуют очень немногих заказчиков: тех, для кого успешное присутствие в Сети критично для бизнеса. Только они тратят на свои Интернет-проекты суммы, которые уже жалко потерять, и не хотят рисковать недополучением прибыли.

Возникает прямой резон вначале заказать консалтинг, затем проект (у той фирмы, которая в проектировании интерфейсов особенно сильна), затем передать его тем, кто в состоянии квалифицированно выполнить дизайн, а кто-то еще, возможно, получит заказ на написание текстов. Маркетинговый анализ и продвижение — тоже отдельная статья. Но такое разделение труда между исполнителями характерно только для проектов ценой более 100 тыс. долл., считает Сергей Рыжиков.

Однако и этого хватает, чтобы появились фирмы вроде Usethics, полностью посвятившей себя проектированию интерфейсов (без дизайна) и исследованию эргономичности. Цены подобных проектов могут составлять десятки тысяч долларов. С консалтингом ситуация иная: пока никому не удается прожить только на нем. Но как отдельная услуга (фирма консультирует, но не выполняет сам проект) он уже существует. Такая практика есть и у крупнейших игроков, и у некоторых более скромных (например, «Махаон»), а сотрудники проекта «Оборот.ру», который ориентируется в основном на малый бизнес, берутся бесплатно почитать ваше ТЗ и высказать свои замечания.

Услуга копирайтинга (составление текстов для сайтов, в основном корпоративных) появилась одной из последних. До сих пор далеко не все заказчики понимают: взять имеющиеся рекламные листовки и один раз выложить их на сайт недостаточно для того, чтобы сделать его хотя бы приличным, не говоря уже о каких-то коммерческих успехах.
По словам Рыжикова, 80% проектов затягиваются на стадии формирования контента, что увеличивает общий срок их выполнения в два-три раза по сравнению с планируемым. По некоторым оценкам, до 30% таких проектов «висят» у разработчиков годами и так никогда и не появляются в онлайне, даже если финансово они закрыты.

Причина ясна, но трудноустранима: писать тексты для сайтов надо особым образом, а у заказчика делать это обычно некому. Проблема тесно связана с маркетинговой политикой фирмы. Если ее нет — увы, тексты появляются с трудом. По мере того как это становится ясно все большему числу клиентов, появляется спрос, а с ним и предложение. Пока основной объем услуг по составлению контента выполняют крупные компании: эта работа обычно почасовая и существенно удорожает проект.

Все чаще бывают востребованы еще два типа услуг: Web-аналитика и Web-аудит, которые могут касаться как технических характеристик (например, производительности Web-сервера), так и маркетинговых: уровня «раскрученности» и привлекательности ресурса, действий конкурентов, поиска новых бизнес-возможностей и т. д. Эта сфера деятельности быстро развивается не только в англоязычном Интернете (Рунет во многом его копирует, запаздывая на несколько лет), но и в России. Вызвано это расцветом еще одной «диковинки» — поисковой «оптимизации». Именно «оптимизаторы» все чаще прибегают к услугам аналитических фирм для измерения эффекта своей деятельности.

Пока все эти виды услуг в основном выполняют Web-разработчики. Но, как показывает западный опыт, чем чаще сайты приобретают коммерческую ценность и начинают приносить (или не приносить) прибыль, тем быстрее растет потребность в этих услугах, а вместе с ней и число компаний, специализирующихся на отдельных видах работ. Одна из услуг — поисковая оптимизация — уже стала достаточно востребованной, и выделились фирмы, занятые преимущественно ею.

Поисковая оптимизация

По мнению целого ряда экспертов, именно эта услуга вышла на почетное второе место после собственно создания сайтов.

Год назад компания Webprojects провела исследование рынка поисковой оптимизации, и хотя его результаты вряд ли могут считаться статистически достоверными (опрошена всего 51 компания), пока оно остается единственным. Менеджер Иван Севастьянов, проводивший опрос, оценивает общий объем этого бизнеса в несколько миллионов долларов в год. Сегмент остается очень закрытым, основной объем работ выполняют «частники», счет которых идет на тысячи. Общее число фирм, специализирующихся на услугах оптимизации, не превышает 200. Более половины «оптимизаторов» работают в Москве, опыт работы более двух лет имеют только 40%. Доля сравнительно крупных проектов (стоимостью более 700 долл.) составляет 20%.

Сегмент поисковой оптимизации быстро растет, полагает Сковородников (его компания считается одним из лидеров в этом сегменте). Кроме того, медленно, но верно побеждают «белые» технологии продвижения. Администраторы поисковых машин не устают повторять, что есть только один надежный путь попасть в начало листинга: заплатить за контекстную рекламу. Именно этим и занимаются многие «оптимизаторы».

По оценкам Сергея Баирова, исполнительного директора компании NetPromoter Lab, пока спрос на услуги поисковой оптимизации значительно превышает предложение. Основные изменения с точки зрения технологии он связывает, в первую очередь, с усилением позиций Google, причем многое будет зависеть от активности Google на российском рынке. Позиция «Яндекса» мгновенно не изменится, считает он, однако расстановка сил будет иная, и «оптимизаторам» придется учитывать Google так же, как сегодня они учитывают «Яндекс». О цивилизованном рынке и, как следствие, о профессионализме в данной области говорить еще рано, полагает он.

Промышленный инструментарий

В этом сегменте рынка определенные симптомы «цивилизованности» наблюдаются уже сейчас. Появились российские тиражные программные продукты, решающие основные задачи построения и развития сайтов, но оценить объем этого бизнеса пока не удается.

Системы управления контентом (content management systems, CMS) западного производства остаются слишком дорогими и функционально избыточными для российских заказчиков, на них выполняются единичные проекты. Но практически любая сколько-нибудь заметная студия Web-разработки имеет собственный «движок» — систему управления контентом. Типичная ситуация такова: «Движок у нас отличный, вот только довести его до ума и серьезно продвигать все никак руки не доходят». У некоторых все же нашлись на это силы.

Собственные продукты продвигаются Vipro, Actis Systems и многими другими компаниями, однако число в полном смысле «тиражных» пакетов (пригодных к использованию без помощи разработчиков) не превышает пяти (оценка «Битрикс», но такого же мнения придерживаются и независимые эксперты).

До 2005 г. среди разработчиков CMS наблюдался некоторый паритет: каждый тиражный продукт мог похвастаться десятками, редко более чем сотней инсталляций. Например, на Webbilder, продукте Actis Systems, построено более 150 проектов. Однако в этом году компания «Битрикс» добилась значительного скачка: число инсталляций превысило тысячу и, что, возможно, более важно, число партнеров выросло до 300. Сергей Рыжиков рассчитывает, что через год их будет в три раза больше, а оборот в 2005 г. вырастет примерно в 2,5—3 раза по сравнению с 2004 г.

Компания изначально строилась не как студия, а как софтверная фирма, но развивалась только на собственные средства. Когда доля услуг в обороте стала менее 20%, рассказывает Рыжиков, это направление закрыли, а все силы бросили на разработку. В апреле вышла версия Bitrix 4.0 с функциями, принципиально упрощающими ведение сайта силами менеджеров по маркетингу без привлечения программистов, и существенно усиленная с точки зрения безопасности. Это привело к резкому росту продаж.

Основной канал сбыта — партнеры, они дают 60% продаж. Среди них и крупные интеграторы, которые делают на этом продукте интранет-решения в масштабных проектах, и сетевые рекламные агентства, расширяющие свой спектр услуг в сторону Интернета, но в основном это студии Web-разработки. Пакет Bitrix продается с полностью открытыми кодами. «Даже если мы исчезнем, клиент сможет поддерживать свой сайт», — говорит Сергей, отмечая, что от пиратства фирма не страдает: клиентам важнее оперативные обновления и поддержка. По его мнению, чтобы сейчас создать Bitrix 4.0, потребуется вложить не менее 400 тыс. долл., а чтобы завоевать такое же место на рынке — более миллиона.

Другой пример успешного перехода к продуктовой модели — пакет NetPromoter одноименной компании. В него входят шесть программ, обеспечивающих весь спектр работ по раскрутке сайтов и управлению ими. Кроме того, приобретая пакет, клиент получает результаты аудита своего ресурса — 15 страниц детального обзора существующих проблем и рекомендаций по их решению, перечень упущенных возможностей и ошибок, допущенных при разработке, анализ сайтов-конкурентов, а также подробные указания по устранению промахов. На рынке этот продукт с 2003 г., число клиентов в России, по данным компании, около 2 тыс. «Доля услуг невелика, — поясняет Баиров, — поскольку у нас, наверное, одни из самых высоких в России цены на услуги по продвижению».

Что дальше?

Тенденцию к консолидации бизнеса на рынке Web-услуг отмечают многие эксперты, хотя «невооруженным» взглядом пока заметить ее сложно: сообщений о сделках мало. Рыжиков считает, что сам характер бизнеса, особенности Web-строительства таковы, что делают предпочтительным относительно небольшой размер компаний, но процесс консолидации, пусть и не глобальной, неминуем.

После того как сошел на нет инвестиционный бум, многие компании вынуждены были свернуть свою деятельность, зато уцелевшие укрепили позиции. Но сейчас не за горами новый, если не бум, то во всяком случае подъем, считает Анна Свердлова. Инвестиционных денег на рынке много, причем как западного, так и отечественного происхождения, даже больше, чем проектов, в которые их имело бы смысл вложить. Не только сами Интернет-компании накопили определенный потенциал, но и рынок вырос настолько, что стал интересен «посторонним». По ее мнению, перераспределение активов в виде слияний, покупок и т. п. очень вероятно уже в ближайшее время, в том числе среди лидеров.

Компания Actis Systems, уже имея опыт привлечения инвестиций и последующего выкупа доли инвестора, осторожно подходит к этому вопросу. «На операционные расходы нам деньги не нужны. Средства нужны на развитие, на покупки сторонних компаний», — говорит Свердлова. Но так как поиск инвесторов отрывает топ-менеджеров от основных дел, эта работа идет в фоновом режиме.

«Только сумасшедший инвестор вложится в компанию Web-разработчиков. Во-первых, им деньги не нужны. Начать можно с «банды» из трех человек, на это деньги любой найдет. Во-вторых, нет активов: разбегутся разработчики, и инвестор останется с голым доменом», — полагает Олег Сковородников.

По мнению Тимура Аитова, директора по развитию бизнеса «РБК-Софт», начавшийся инвестиционный бум касается в основном рынка мобильного контента и мобильных сервисов, а не Web-разработки.

Массовый переход на тиражные продукты класса CMS пока остается скорее мечтой их разработчиков, чем реальностью. В то же время о дифференциации и дальнейшем развитии специализированных бизнесов в сфере Web-услуг можно говорить вполне уверенно. Из ремесленничества, производства «на коленке» постепенно формируется рынок с широким спектром специализированных фирм и инструментами для промышленного оказания услуг.

Людям, проводящим много времени в Интернете, начинает казаться, что абсолютно все организации в России уже обзавелись своими сайтами. Но на самом деле «снят только верхний слой». По мнению Сергея Рыжикова, не более 10% российских компаний имеют Интернет-представительства. Доля фирм в регионах, так или иначе использующих Интернет для бизнеса, пока значительно ниже, чем в столицах. Словом, Web-строителям есть чем заняться.

Как оказаться ближе к началу

Оптимизация — это комплекс действий, касающихся содержания и оформления сайта и состоящих в распространении сведений о нем на других ресурсах, причем действия эти опираются на анализ информации поисковых систем и на мониторинг поведения конкурентов и тесно связаны с маркетинговой стратегией заказчика. Цель всей работы — возможно более близкое к началу положение ссылок на сайт клиента в результатах работы поисковых машин (листинге). По статистике, средний пользователь просматривает не более двух страниц результатов поиска, поэтому чем «выше» (ближе к началу) окажется ссылка, тем вероятнее, что по ней кто-то щелкнет и попадет на нужный ресурс.

Сайт может получать именно с поисковых машин до двух третей трафика (общего числа посетителей), а в некоторых случаях даже больше. Этот трафик воспринимается владельцами как «бесплатный», то есть не связанный с прямой оплаченной рекламой, и относительно постоянный. Более того, это трафик «целевой» — таким образом на сайт попадают люди, которым действительно что-то здесь нужно.

Задачу привлечения на сайт такого трафика и решают «оптимизаторы». Для этого есть много способов, часть которых считаются «черными»: поисковые системы рассматривают их как «спам», засоряющий результаты поиска, и жестко наказывают виновных. Если поймают, конечно. Нетрудно догадаться, что именно «черные» способы дают быстрый и заметный результат, но риск остаться вообще без результата весьма велик. Есть и «белые» способы, рассчитанные на долговременную работу и дающие более устойчивые результаты.

Проблема этого бизнеса в том, что гарантировать заказчику результат не может ни один серьезный «оптимизатор»: его усилия в любой момент могут быть сведены к нулю коллегой, работающим на конкурентов, или внезапным изменением алгоритмов поисковых машин.