Сколько упреков мы выслушали осенью 2002 г., когда объявили результаты первого рейтинга «Чемпионы российского ИТ-канала». Еще бы: в пяти номинациях выиграла НР, а в номинации «Мониторы» — СТХ, хотя и известная на тот момент компания, но не представленная «физически» в России. Что тут скажешь: мнение реселлеров не всегда совпадает с мнением редакции.

Тогда мы обещали, что этот рейтинг станет ежегодным, но он таковым не стал. Почему? При всей высокотехнологичности ИТ-рынка сложившиеся между компаниями отношения редко и мало изменяются. Налаженные связи разрываются крайне неохотно. Понятно, что, повторив опрос через год, мы получили бы тех же победителей. Просто с другими оценками.

Конечно, четыре года — большой перерыв. Но сколько интересного произошло за это время!

На рынок пришли новые компании, некоторые его покинули. Кто-то изменил бизнес-приоритеты и обосновался в нише (и такое бывает). Недавние лидеры уходят в небытие, меняется картина в технологических сегментах.

Судите сами. Ноутбуки, наконец, стали по-настоящему массовым товаром. И речь идет уже о вытеснении с рынка традиционных ПК. По крайней мере, в ходе нашего опроса в номинации «Ноутбуки» было подано больше голосов, чем в «ПК». Да и вендоров упоминалось гораздо больше.

А рынок серверов? За прошедшие четыре года Intel успела отказаться от поставки платформ для серверов и вновь вернуться к этому бизнесу. Среди имен наших финалистов есть одна компания, которая вроде и не была заметна особой активностью на этом рынке, но реселлеры считают ее одной из лучших. Всякое может быть в тихом омуте...

Пожалуй, только в одной категории все относительно стабильно. Это RISC-серверы. Своеобразный элитарный клуб, в который пускают не каждого.

Есть у нас еще одна стабильная номинация — «ИБП». Но тут стабильность иного рода. Число игроков на этом рынке велико. И не все, кто упоминался в 2002 г., смогли прожить эти четыре года. А вот на вершине пьедестала — затишье.

Зато рынок принтеров претерпел значительные метаморфозы. Начнем с того, что теперь вообще не совсем корректно говорить о рынке принтеров. Куда тогда попадают МФУ? Тем более что все основные вендоры принтерного рынка уже активно работают и в этом сегменте. Вот и номинация «Принтеры» превратилась в «Устройства печати». А вендоры... Торжественный приход Samsung, покупки, слияния. Чехарда...

Четыре года назад мы размышляли над тем, имеет ли смысл в номинации «Мониторы» разделять поставщиков ЭЛТ и ЖК-устройств. Сейчас такой проблемы нет. Зато сколько звезд и звездочек побывали на этом рынке. И хотя рыночные лидеры пока те же, предпочтения реселлеров уже изменились.

На рынке сетевого оборудования новый бум массовых устройств. Только теперь это не модемы для коммутируемого доступа, а их ADSL-реинкарнация и различного рода Wi-Fi-устройства. И это отразилось на списке победителей.

Наконец, наша новая номинация — «Проекторы». Считать это оборудование ИТ-товаром или нет — личное дело каждого. Но наш рейтинг показал, что ИТ-компании поставляют такую технику, причем не только вендоров, «вышедших из народа», но и пришлых, для которых проекторы — специализация.

Теперь о результатах. Оценивая положение той или иной компании в нашем рейтинге, не стоит забывать, что во многом это субъективные мнения, отражающие отношение к вендорам конкретных людей, которое сложно измерить в деньгах и других осязаемых вещах. Поэтому лидер того или иного сегмента рынка не всегда становится «Чемпионом канала».

Должно пройти некоторое, не всегда короткое, время, прежде чем какие-либо изменения в работе вендора в полной мере отразятся на канале продаж. Возьмем два ярких примера — iRU и Lenovo. Первой уже нет на рынке, а реселлеры продолжают оценивать ее работу. Что касается Lenovo, то эту компанию пока не воспринимают как преемницу IBM, а сформировать благоприятный имидж она не успела, хотя с момента завершения сделки прошло больше года.

Что уж говорить о проблемах с доступностью продукции и т. п. Отвечая на вопросы нашей анкеты, реселлеры этого не учитывают. Да их никто и не спрашивал. Зато они помнят, что еще три месяца назад этот вендор поставлял неплохие, скажем, ноутбуки. И так во всем. Хотя нет. Закройте свою сервисную сеть и быстро узнаете, что о вас думают.

Если говорить о полученных ответах, то нас порадовало представительное число ответов от топ-менеджеров. И большое, около 75%, количество ответов от региональных компаний.

Что еще обращает на себя внимание: число проголосовавших в номинации «Ноутбуки» выше, чем в «ПК». Но в последней номинации были поданы голоса за региональные бренды. В 2002 г. такого не было.

Вообще реселлеры активно вписывали «других» вендоров. Шансов выйти в лидеры у таких поставщиков практически не было, так как основные претенденты на чемпионское звание все-таки определялись изначально, на основе объективных данных (позиция на рынке, доля рынка и т. п.), но это дает определенную картину дилерских предпочтений.

На этот раз реселлеры заполняли анкеты более полно. Редкая компания ограничивалась двумя вендорами в рамках номинации, а анкет, в которых реселлер оценивал производителей только по одной категории, набралось лишь несколько штук.

Еще одно наблюдение. В 2002 г. определить направление деятельности компании-респондента по ответам было довольно сложно. Средняя анкета содержала «каждой твари по паре». Сейчас же четко можно понять, какую анкету заполнял интегратор, какую розничный продавец или представитель смешанного бизнеса. Достаточно посмотреть на оцениваемый продуктовый портфель и вендоров в каждой номинации.

Итоговые протоколы на этот раз стали длиннее. Правда, на одну-две компании. Важно другое. Сегодня на рынке нет вендора, который бы целиком и полностью задавал стандарт работы с партнерами. Четыре года назад таким вендором была НР. Что произошло? Сдала ли свои позиции НР или остальные стали работать лучше — тема отдельного разговора.

Еще одно общее наблюдение. Наши респонденты стали жестче: средние вендоры получили более низкие оценки. Но в то же время, несмотря на увеличение числа компаний, попавших в итоговый протокол, разрыв оценок между лучшим и худшим вендором, как правило, меньше. Значит, компании все же приближаются к некоему стандарту. Вот только сложно сказать, хорошо это или плохо. Вопрос в уровне этого стандарта.

«Чемпионы российского ИТ-канала`2006» — не последний рейтинг подобного рода, который проводит CRN/RE. Поэтому мы приглашаем все заинтересованные компании к диалогу. Давайте вместе обсудим то, что у нас получилось и что следует сделать в дальнейшем.